Герои вчерашних дней
«Мы слили новый электрический двигатель Concept Zero с динамическими настройками и спецификацией оригинального E-Type, – с энтузиазмом пояснил мистер Хэнниг, – что позволило гарантировать максимальное удовольствие от вождения».
Конечно, инженерам «Ягуара» пришлось поломать башку. Ведь только 40-киловаттный литиево-ионный аккумулятор весит столько же, сколько 6-цилиндровый бензиновый мотор XK, стоявший на E-Type. У электромобиля нет коробки передач и сцепления, зато кушать электрическая силовая установка на 220 кВт, специально разработанная для Concept Zero. Тем не немного, благодаря серьезно облегченному кузову массу ретро-концепта удалось снизить на 46 кг по сравнению с E-Type первой серии. Такая диета, а также преимущество в мощности в 34 л.с. и тщательно отработанная аэродинамика позволили достичь максималки в 270 км/ч (против 241), а разгон до сотни занимает итого 5,5 с – на секунду быстрее E-Type.
Правда, англичане не говорили, сколько раз можно будет разогнаться в таком темпе и сколько километров Concept Zero сможет победить на скоростях хотя бы за двести. Похоже, не так много. А вот заправляться потом электричеством придется 6-7 часов. В прочем реплика выглядит столь же эффектно, как оригинальный Е-Тип, и отличается лишь модифицированной передней панелью и светодиодными фарами.
«Мы интегрировали электрическую силовую установку в существующую конструкцию E-Type, – с гордостью подытожил Хэнниг. – А это значит, что обыкновенный двигатель может быть заново установлен в любой момент. Мы находим, что это очень важно для сохранения ДНК бренда».
Еще большую важность подобная замена приобретает в связи с заявлением, прозвучавшим под старыми каменными сводами Школы буквально десятью минутами раньше. «Любой новый Jaguar и Land Rover с 2020 года получит электрическую версию, – произнёс генеральный директор фирмы Ральф Шпет. – К этому моменту мы представим портфолио электрифицированной продукции итого нашего модельного ряда, включая электрические и гибридные автомобили, а наш первоначальный SUV с электродвигателем Jaguar I-Pace поступит в продажу уже в следующем году».
Ясное будущее
Грядущая «электричка», сочетающая в себе, по словам ее создателей, «потрясающий дизайн, восхитительную динамику и практичность», уже засветилась на интернациональных автосалонах. А потому внимание публики в лондонском колледже дизайна святого Мартина притягивала другая новинка.
Концепт Future-Type – это взгляд в будущее марки после 2040 года, сообщают конструкторы английской фирмы, на таких машинах, утверждают они, будут передвигаться вытекающие поколения. Правда, пощупать «Будущий тип», погладить лоснящуюся пластиковую шкуру не удалось. И не потому, что автомашина воспрещалось трогать руками. Просто концепт оказался виртуальным. Что, необходимо сказать, весьма символично. Ведь мультяшку можно наделить какими угодно качествами – компьютерная графика все стерпит.
Итак, Future-Type, разумеется, электрифицирован. И не спрашивайте, где в его изящном теле с отворёнными почему-то колесами разместилась батарея, это не важно! До 2040-го головастые ученые непременно изобретут нечто совершенно чудесное, размером, скажем, с авторучку, что позволит ездить столько, сколько пожелаете. И точно так же само собой разумеется, машина полностью автономна, немного того, объединена в единую сеть с другими и общедоступна. Ею вовсе не непременно владеть – вы будете заказывать ее, причем в той конфигурации, в какой это нужно вам в этот конкретный момент. Опять же отпадает нужда во вместительном багажнике, какого у Future-Type явно не просматривается – очевидно, ваши сумки проследуют раздельно от вас, в другом абсолютно автономном «Ягуаре»…
Я слушал эти замечательные прожекты и вспоминал свою дальнюю уже молодость. Вот так же когда-то нам, молодым и наивным строителям светлого будущего, мудрые и совсем беспринципные взрослые дяди впаривали идеи о бесплатном и общедоступном. Мы так же млели от храбрых рисунков «городов будущего» в научно-популярных журналах. Там не было места частным автомашинам, там правил бал Общественный Транспорт, великий и могучий. И как же он нас достал в реальной существования! Как же каждому из нас хотелось сесть за руль собственного «жигуленка», «запора», да хоть «инвалидки» в крышке концов, как Моргунов в «Операции Ы»!
И вот теперь в центре Лондона самые натуральные англичане умиляются при виде виртуальных концептов общедоступного «Ягуара». Полноте, неужто обитатели Туманного Альбиона вовсе утратили знаменитое свое чувство юмора? Нам-то партия велела, а они чему ликуют? Или руководство JLR не понимает, что, если «Ягуар» станет общедоступным, то он перестанет быть «Ягуаром»? Да, нет, как будто соображают. «Автомобили Jaguar дарят невероятные динамику и ощущения от поездки, – объяснял шеф-дизайнер фирмы Ян Каллум. – В грядущем каршеринг и возможность не владеть автомобилем, а делить его с другими людьми, будут деятельно развиваться, однако наши исследования показывают, что и там найдется место для роскошных автомашин, которые будут доставлять водителю удовольствие».
А может, это и есть тот самый английский юмор? Ювелирная ирония, изящное подтрунивание над теми, кто еще не въехал: мы, мол, знаем нечто такое…
Путевые споры? Последнее дело!
Обещанные дискуссии о «видении лучшего грядущего с захватывающим опытом погружения в завтра» в Школе искусств продолжались целый рабочий день, с утра и до вечера. Впрочем, происходящее трудно было наименовать дискуссией. Потому как все были «за». Тон задал футурист Андерс Сорман-Нильсон: «От реальности – к сказке, от демографии – к психологии, от сложного – к несложному». Я подумал, что ослышался, но швед, которому стало скучно торговать пиджаками в семейном лавке, и он переквалифицировался в «ведущего эксперта в вопросах человеческого фактора в развивающемся вселенной», ратуя за всеобщую автономизацию, привел аргумент ниже пояса. Мол, в Ницце террорист задавил немало народу, используя грузовик, а через год в Берлине подключенный к общей сети грузовик с террористом за рулем сам стал через 70 метров. «Массовое применение автономных автомобилей позволит сберечь 1,1 млн житий», – ничтоже сумняшеся подытожил Сорман-Нильссон.
И никто не захотел с ним препираться, никто не предположил, что будет, если террористы сами направят на людей автономные машины, не рискуя даже собственной житием. Вот, чинно рассевшись на сцене, семеро почтенных спорщиков, включая инженера из «Боша», радиоведущую и телезвезду, под руководством исполнительного директора InMotion Ventures, подразделения «Ягуар Ленд Ровер», Себастьяна Пека, длинно и туманно рассуждали о «миллениумах» – молодых людях 1982-1995 и запоздалее годов рождения. Но дело в том, что тема «Миллениалы и мобильность», то есть, «динамика грядущего в представлении современных людей» – это фикция. Эти бедные ребята ныне ничего не решают, в ближайшие годы они лишь будут делать то, что им покажут старшие – облеченные властью.
А старшие приказывают в обязательном порядке переходить на электроэнергию. В ходе очередной дискуссии Каллум произнёс, что только что спроектировал свой последний бензиновый автомобиль. Что скоро мир захватят гибриды, а после их сменят электромобили. Когда? «Не знаю…» – со вздохом произнес мэтр. Они не желают дискутировать! Они просто все за! – вертелось у меня в голове. Вот в разговор вступает Кейт Танстолл, шотландская фолк-певица, давным-давно перебравшаяся в теплый Лос-Анджелес: «Недавно электромобили могли проехать итого пять миль. А теперь сто! Раньше не было свободного рынка аккумуляторов, а сейчас будет!». Кей Ти, ты шутишь или в самом деле не знаешь? Сто лет назад электромобили могли проехать сотню километров, их спускали серийно десятки фирм. Это уже не говоря о том, что часом раньше шведский футурист рассказал, что электрическая революция в индустрии произошла в XIX веке и давно благополучно завершилась. В спорах рождается истина? Разумеется, нет. Высказываясь на публике, люди лишь укрепляются в своем мнении.
Один-единственный, кто пытался спорить по серьезному, президент британской «Автомобильной ассоциации» Эдмунд Кинг. «Сферой вранье, – заметил он удрученно в разгар очередной дискуссии, посвященной грядущему двигателей с воспламенением от сжатия. – В 1998-2001 гг. «зеленые» ратифицировали, что нужны дизели, и правительство субсидировало покупателей автомобилей с такими моторами. А сейчас дизели объявили дьяволом». Слишком серьезного мистера Кинга никто и внимать не стал. Больше того, некий Саймон Биркетт (он заседает в комитете ООН и ратует за незапятнанный воздух) обратился к присутствующим с совершенно необыкновенным призывом… провести журналистское расследование и вывести кого надо на незапятнанную воду! «Один человек мне сказал, что нефтяные компании лоббировали дизели в 80-90-е годы», – доверительно поведал он.
На наш век достанет!
Вот какого рода аргументы лежат в основе грядущего запрета двигателя внутреннего сгорания в Великобритании. Никто не желает слушать, что один круизный теплоход выбрасывает в атмосферу столько же всякой дряни, сколько миллион автомашин (да-да, миллион!), что львиную долю электроэнергии производят из угля, загрязняя при этом ту же атмосферу, что утилизация аккумуляторов угрожает экологии еще вяще, что автомобильные выхлопы лишь капля в море по сравнению с промышленностью или запусками ракет, что на производство пластмасс идет нефти куда вяще, чем съедают легковушки. Им всем, точнее, автомобильной промышленности в целом, дана установка – освободиться от нефти и все тут. Любой ценой. Но почему?
Не нужно было досиживать до крышки очередной дискуссии, посвященной – вы не поверите! – роли женщины в конструировании и производстве автомашины. Ответ дал еще утром, открывая Фестиваль технологий, исполнительный директор «Ягуар Ленд Ровер» Ральф Шпет: «Сообразно исследованиям ученых Стенфордского университета, внедрение автономных автомобилей и электромобилей позволит снизить стоимость на нефть до $25 за бочку. Что, в свою очередь, приведет к большим проблемам в тех краях и регионах, бюджет которых рассчитан из $50».
Не подумайте превратно – ничего собственного, только бизнес. Обычная капиталистическая практика: если вы хотите оттяпать предприятие конкурента, то для основы необходимо обрушить цены на его продукцию. Потом вы покупаете его бизнес и опять поднимаете цены. Всем понятно, что никакие гибриды или электромобили не могут составить конкуренцию двигателю внутреннего сгорания. Альтернативы ему пока нет. Потому инженер, возглавляющий отдел проектирования двигателей «Киа», с которым удалось побеседовать во Франкфурте во пора автосалона, на вопрос, не боится ли он электрического будущего, спокойно ответил: «Нисколько. На мой век труды хватит!»