Презентация электромобиля e-tron от Audi может изменить счет в единоборстве автогигантов за лидерство в электромобильности. Но всех накопившихся проблем в немецком автопроме эта машина не разрешит.
Презентацию модели e-tron компания Audi провела 17 сентября не в Германии, а в США — в Сан-Франциско. Как намекнул первоначальный канал немецкого телевидения ARD, место едва ли было выбрано невзначай: презентация проходила недалеко от штаб-квартиры компании Tesla, являющейся всемирным лидером в производстве электромобилей премиум-класса. Ее машины — такие, как Model S или Model 3, — обыкновенно ставили немецким автопроизводителям в пример: и запас хода у этих электромобилей рослее, чем у всех остальных, и машины уже вышли в серийное производство, а не существуют лишь в эскизах или в форме концепт-каров.
Выбор места презентации, похоже, подлинно символичен и должен продемонстрировать, что Audi — первым из немецких автогигантов — готов возвысить брошенную владельцем Tesla Илоном Маском перчатку и вступить в конкуренция на мировом рынке электромобилей.
Что умеет e—tron
Попробовать получить «доля пирога» Tesla именно с помощью модели e-tron позволяет спортивный нрав новой машины от Audi. Этот спортивный внедорожник ускоряется с 0 до 100 км в час немного чем за 6 секунд — и развивает максимальную скорость 200 км в час.
Модель e-tron от концерна Audi
Но еще немало очевидно соперничество с Маском в запасе хода без дозаправки. До сих пор это было немощным местом немецких автомобилей с электрическим приводом. Например, обе серийные модели электромобилей марки Volkswagen имеют немало чем скромные показатели: у E-Golf это 300 км (и это по старым, менее экологичным нормам), у E-Up — 160 км.
У e-tron резерв хода — 400 км. Это хотя и не перекрывает показатели машин Tesla, но во всяком случае уже сопоставимо с ними: у Model 3 это 350-500 км в подневольности от батареи, у значительно более дорогостоящей модели Model S — 420-540 км.
E—tron можно приобрести
Но еще более существенной особенностью e-tron является тот факт, что машина запускается в серийное производство. На нее уже ныне можно оформить заказ на сайте Audi, а к концу 2018 года завяжутся массовые продажи. И вот этим новая модель от Audi отличается от всех машин иных немецких автостроителей: она является не только первым исключительно электрическим автомашиной компании Audi, но и первым электромобилем нового технологического уровня, какой в Германии действительно запускается в серийное производство. Остальные находятся на стадии эскизов и разработок — пускай и крайне интересных, а с конвейеров сходят электромобили прошлого технологического цикла, какие не очень привлекают покупателей.
Model 3 от Tesla
Однако совершенно неожиданно проблемы с серийным производством завязались сейчас у Tesla. Летом 2018 года в мировых СМИ стали являться сообщения о системных сбоях в массовом производстве Model 3, об уронах компании и увольнениях сотрудников, а затем — о длительных задержках поставки Model 3 покупателям.
Выяснилось, что Model 3, задумывавшейся как модель для массового базара, некоторые потребители ждут по 2 года и больше — причем, уже оплатив вперед доля стоимости машины. В соцсетях на яростную критику пользователей Илон Маск частично отвечал сам, признавая, что от «производственного ада» его компания перебежала к «аду в поставках покупателям».
Впрочем, сама фигура Маска за август тоже несколько утеряла в своей привлекательности. Предприниматель разместил неудачный твит о планах сбросить акции Tesla с торгов на бирже, за которым последовало падение курса акций. Затем он огласил об отказе от этого плана, спровоцировав ряд судебных исков и расследование по обвинению в вероятном манипулировании рынком.
Илон Маск во время скандального интервью
Компанию сделались покидать топ-менеджеры, а Маск предстал перед журналистами на одном из интервью, курящим марихуану. И желая законами штата Калифорния это не запрещено, фотографии всемирно известного бизнесмена дополнили полотно хаоса в крайне перспективной и инновативной компании, столкнувшейся с проблемами серийного производства автомашин.
Преимущества и недостатки немецкого автопрома
И вот именно тут эксперты видят шансы Audi: у одного из старейших немецких автопроизводителей структуры массового сплавлена машин уже давно налажены, что и может дать Audi важный козырь в получении своей части на рынке электромобилей. На это указывает и короткий срок между презентацией e-tron (сентябрь 2018 года) и начином серийных продаж (конец 2018 года).
Напротив, негативно на перспективах Audi — как, впрочем, и всех иных немецких автоконцернов — на рынке электромобилей может сказаться фактически целая зависимость от поставщиков аккумуляторных батарей из Азии. И хотя летом 2018 года было оглашено о строительстве в ФРГ сразу нескольких заводов по выпуску аккумуляторов, в ближайшие несколько лет немецкий автопром будет подневолен от поставщиков из тех азиатских стран, которые сами активно продвигают производство своих электромобилей.
Немецкое издание Der Tagesspiegel цитирует слова канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) о том, что «может ли неплохо окончиться такая ситуация, когда производящий машины континент (Европа. — Ред.) закупает аккумуляторы в Азии?».
1 млн электромобилей для Германии
Для решения этой проблемы федеральное правительство Германии, по извещению того же Der Tagesspiegel, готово выделить по 1 млрд евро на строительство разом 2 заводов для производства батарей для электромобилей — и еще 600 млн евро на исследовательские мишени. Решение будет принято уже 19 октября 2018 года.
Готовность канцлера принимать твердые меры отчасти объясняется неудачей плана правительства ФРГ по увеличению числа электромобилей в краю. В 2010 году Ангела Меркель пообещала, что к 2020 году в Германии будет 1 млн машин с электрическими двигателями. В окружение, 19 сентября, во время передачи канцлеру свежего доклада экспертной группы NPE по этой теме сделалось ясно, что цель достигнуть не удастся.
Впрочем, излишнего пессимизма эксперты тоже не чувствуют: по их подсчетам, цифры в 1 млн электромобилей Германия достигнет на 2 года позже запланированного, в 2022 году. Так что, как беспорочно признал министр транспорта ФРГ Андреас Шойер (Andreas Scheuer), в развитии электромобильности «у нас, разумеется, были поначалу задержки», но теперь «мы быстро догоняем».
Смотрите также: