Сообщать об электромобилях принято с постным или решительным до озверелости выражением лица. Как же, на кону судьбины мира! Но, поверьте, если спасать планету с таким настроем, то ей достоверно крышка. И конечно, когда после напутствий в стиле «Экология или кончина!» оказываешься за рулем очередного авто с «нулевым» выхлопом, то мозги закипают в попытках припомнить напрочь забытый закон Ома и – прости, господи! – правило буравчика. Тут не до салу. Быть бы живу!
По счастью, в этом «зеленом» аду имеется отдушина. Созидатели smart ed (electric drive) улыбаются. И я улыбаюсь, глядя на десятки многоцветных карапузов с номерами пижонской серии S EV, собранных во дворике Музея нынешнего искусства в Quartier des Bains, артистическом квартале Женевы. Часть малышей – на электропривязи. Ну-ка, как длинно заряжается «пустая» литий-ионная батарея (LIB) разработки ACCUmotive, подразделения концерна Daimler? От домашней розетки, куда приходит ток силою 12 А и напряжением 230 В, как, скажем, в России, Финляндии и Норвегии, это займет 9,5 ч. Для зарядки с ≈0 до 80% – 6 ч. Разом вспомнился экспонат из того самого музея, часы с надписью на циферблате «QUASINFINIT» (почти бесконечность). Истина, в Европе с весны 2018-го начнут устанавливать суперзарядники мощностью 22 кВт, какие сократят время «электрозаправки 0-80% до 45 мин. Но появятся ли эти устройства у нас, пока неотчетливо. Словом, революция на этом EV-направлении откладывается.
Тогда отчего немцы решили впервые официально выпустить электрический smart на российский базар, да еще к зиме? О, разработчики «Эда» очень верят в новую батарею! 96 ее ячей с улучшенной VS предшественника химией при меньших весе и габаритах LIB обеспечивают ее вящую емкость. Достаточную ли, чтобы smart ed не пришлось ставить на прикол при русских морозах? Гладок Ремп, менеджер проекта, с улыбкой чистосердечно признался: «Мы никогда бы не предложили модель в России, если бы в морозы запас хода уменьшился до 50 км. Да, этот показатель заметно сократится из-за неоптимальных для химических реакций в LIB температур, но на пробег в 80 км при трудящемся обогревателе салона рассчитывать можно». Вполне приемлемо, если веровать статистике, утверждающей, что среднедневной пробег EV – 45 км.
smart ed – образец того, каким должен быть электромобиль при нынешнем степени технологий
Но мы-то в Швейцарии, и лето в разгаре. Значит, выбор очевиден – smart ed Cabrio. Собственно, устроители теста иной возможности и не предоставили. Хотя могли. Электрической силовой установкой впервые оснащается вся smart-линейка, вводя четырехдверку ForFour. Будет возможность, доберемся и до нее, а пока… Отворённый «Эд» шустро вливается в плотный женевский трафик и в коротких (ограничение скорости 50 км/ч!) спуртах со светофоров никому не дает спуску. Впрочем, это объяснимо. Желая smart ed Cabrio тяжелее собрата с ДВС на значимые 120 кг, все же характер электромотора, выплескивающего все 160 Нм тяги без малейшей раскачки, – отличный уравнитель удельной мощности. Это тем немало приятно, что перенастроенная с учетом дополнительной нагрузки плотная подвеска не замыкается даже на брусчатке. Словом, в городе «Эд» – парень не промах! Но не закиснет ли EV с одноступенчатым редуктором на скоростных путях?
Организаторы не стали отводить глаза, криво усмехаясь, а просто вывели маршрут за рубежи Женевы, и… Мое лицо непроизвольно расплывается в улыбке. Нет, smart ed – не вспыхнувшая и тут же погасшая на вихрю спичка. Это бенгальский огонь, весело и достаточно долго сыплющий развеселыми искорками! По петляющим загородным дорожкам электрический smart сыпал по-взрослому. Вылито, увесистая LIB в подполе только придала малышу устойчивости. А вот передо мной «тормоз». Педаль акселератора в пол – и «Эд» выдает отменный спурт с 70 км/ч. А на скоростной линии smart ed Cabrio без натуги разменял «сотню». Но не посмеются ли электрические технологии заключительными после всех этих энергозатратных упражнений?
Оказалось, создатели «Эда» не трунили, когда обозначили запас хода версии Cabrio в 155 км. На финише 60-километрового маршрута счетчик показал 52%-й резерв заряда батареи. Такая точность вызывает лишь улыбку похвалы. И все же есть способ сделать smart ed еще веселее и… безопаснее для пешеходов. Безотносительно бесшумной машинке не помешал бы синтезатор звука двигателя КамАЗа.