18 Мая 2020, 14:18
Мы могли бы резаться в кино. Карлос Гон
Такого не было даже в бурные 20-е и депрессивные 30-е годы прошлого века. В ноябре 2018-го в токийском аэропорту полиция взяла руководителя одного из крупнейших автомобильных концернов мира. Про Карлоса Гона, спасшего от банкротства Nissan и создавшего альянс с Renault и Mitsubishi, складывали предания и рисовали комиксы, называя «могучим гайдзином». И вдруг 65-летнего бразильца ливанского происхождения обвинили в краже миллионов и пригрозили засадить лет на десять. И тогда в канун нового, 2020 года один из самых успешных и многоуважаемых топ-менеджеров в истории автопрома бежал из-под домашнего ареста в футляре от контрабаса. Вот про что кино снимать, а не про упертого Бонда! Во всяком случае, видеоигра Ghone is Gone уже вышла.
Отдай по-хорошему? Дело «Рольфа»
На поле затяжного спада продаж автомобилей в России дела крупнейшего отечественного дилера шли на удивление хорошо. Произнесём, в 2018 году выручка группы компаний «Рольф» выросла на 27,5%, составив 229,7 млрд рублей. И 27 июня 2019-го в офис компании наведались люд в масках: основателя «Рольфа» Сергея Петрова обвинили в незаконном выводе средств за границу. Что стоит за делом бывшего депутата Госдумы Петрова, не таившего своих оппозиционных взглядов, — политика или тривиальный рейдерский захват, покажет будущее. Вспомним лишь, что президент в свое время призывал «перестать кошмарить» лишь малый бизнес.
Взорванная безопасность. Подушки «Takata»
Первая жертва самовзрывающейся подушки безопасности — 18-летняя Эшли Пархэм из Оклахомы — померла от ранений в шею в 2009 году. Но поистине всемирного размаха скандальная история достигла уже в новом десятилетии: 17 человек погибли, возле 180 получили ранения. Оказалось, что на американских заводах японской фирмы использовались дешевые, но весьма взрывоопасные компоненты на основе аммиачной селитры. Изготовленные по подобный технологии пиропатроны могут самопроизвольно взрываться с течением времени и при изменении влажности, температуры, давления. Вторым в вселенной по величине изготовителем эйрбегов всего было выпущено более 40 млн подушек повышенной опасности для автомашин 19-ти марок. Убытки фирмы превысили $ 15 млрд, сама «Таката» в 2017-м обанкротилась и была реализована китайской KSS. Но машины с «бомбами замедленного действия» продолжают колесить по дорогам всего мира.
Плохой неплохой мотор. Дизельгейт
В сентябре 2015 года совершенно неожиданно выяснилось, что более 11 млн дизельных Volkswagen по всему вселенной выбрасывают в атмосферу в десятки раз больше всякой дряни, чем обещали апологеты таких моторов. Виноват очутился софт, занижавший во время тестов количество вредных газов. А принюхаться к выхлопу городского автобуса ни у кого ранее почему-то желания не возникало. Ценные бумаги VW в ожидании грандиозных штрафов в $ 18 млрд и иска акционеров на € 4 млрд остро подешевели, продажи снизились, головы руководителей полетели. Но главное, будущее дизельных моторов было поставлено под проблема, а разного рода малограмотные «зеленые» кликуши еще громче заголосили о поголовном переходе на «экологически чистый» транспорт.
А ты не вреди! Система «Платон»
В сентябре 2014 года правительство России разрешило, что грузовики наносят вред дорогам, а поэтому их владельцы должны платить. Через год, потратив 29 млрд руб. на создание системы взимания платы (еще 10 млрд в год выделяют контролирующей платежи компании «РТ-Инвест»), «Платон» сделались внедрять. Забастовки дальнобойщикам не помогли: тарифы неуклонно повышаются, стоимость перевозок растет, увеличиваются стоимости на товары и уменьшается число тех, кто хочет заниматься честным бизнесом. Зато растет прибыль отцов гениального «Платошы». Кого конкретно? «РТ-Инвест» наполовину относится госкорпорации «Ростех», а остальные 50% у Игоря Ротенберга, сына Аркадия Ротенберга. Не исключено, что в новом десятилетии они разболтают «Платон» на грузовики полной массой от 3,5 до 12 тонн. А там и до владельцев легковушек дело дойдет — ведь от нас с вами пути тоже страдают.