14 Апреля 2019, 10:59
родился в 1923 г. в г. Лизбурге, штат Техас. В 1961 году основал фирму Shelby-American
Один-единственное, что роднило К. Шелби со скоростью, – былая работа инструктора на аэродроме. Теперь же он выращивал бройлерных цыплят и пытался сколотить на этом капитал для участия в национальных автогонках, выступая впоследствии на автомашинах английских марок MG или Austin Healey. Его высшим достижением в то время была гонка 1962 года, когда на слабеньком, но тюнингованном им MG T, он объехал именитый Jaguar XK. Тогда ли или во пора, когда он задавал корма своим цыплятам, ему пришла в голову сумасбродная идея построить лучший гоночный автомашина в Америке, который превосходил бы Corvette и смог бы тягаться с Mazerati и Ferrari.
Для этого у него не было ничего, кроме желания и $5000, которые он выручил от торговель первой партии не успевших подохнуть кур. Раздумья о суперавтомобиле привели Кэрролла Шелби к мысли, что идеальной основой такого транспортного оружия могло бы быть легкое европейское шасси с алюминиевым кузовом и мощным американским 8-цилиндровым двигателем. Разузнав, что у крошечной английской фирмы AC Motors, какая выпускала легкие дорожные двухместные автомобили, были в то время большие проблемы с поставщиком двигателей, он сделал ей предложение о поставке 8-цилиндровых американских моторов в мена на британские шасси и кузов в сборе. Англичане ухватились за это предложение Шелби, и первые шасси с алюминиевым кузовом в мена на двигатели и первые кузова AC прибыли вскоре в Америку самолетом.
К этому поре фермер нашел фордовский тонкостенный и очень легкий 8-цилиндровый двигатель и тут же стал пытаться установить его на шасси AC. Природно, просто так это не получалось. Дело буксовало. Требовалось увеличить длину и ширину трубчатой рамы. Затем проблемы возникли при установке кузова с габаритными размерами шасси, рамы и кузова. Его пришлось разрезать и расширять в районе передних и задних колес. Переделки оказались столь значительными, что в эти первые месяцы новоявленный конструктор будет быть на грани того, чтобы отказаться от затеи постройки собственного автомобиля вообще (под конец жизни он даже переквалифицировался с кур на выращивание ланок, преуспев в этом).
Пока же машина стала длиннее и шире, что пошло на прок измененному образу AС. Но самые большие проблемы возникли при попытке установить колеса большего диаметра. И тут Кэрролл принимает смелое решение увеличить объем колесных арок за счет их выколотки и придания им немало выпуклой сферической формы. Так образ Cobra получил свой главный козырь – ничем не примечательные и мощно вытянутые эллипсовидные крылья колес. Получилось неожиданно гармонично. Более того, невиданное дело: после этой косметической операции ничем не примечательный английский родстер сделался напоминать продукцию таких ателье, как Scaglietti, Touring, и такие модели, как Ferrari 166, Barchetta и Aston Martin DB5.
Все это сделал абсолютный непрофессионал, никогда в жизни не державший деревянного молотка для выколотки алюминия. Самое поразительное, что машина каким-то чудом вышла на 1 тонну легче пластикового Corvette Stingray, что было хорошей заявкой к предстоящей в будущем скоростной дуэли.
Сам Шелби не терял поре: на «куриные деньги» заявился на гонку и на своем автомобиле сумел обойти даже Jaguar, и победить в своем классе. За собственный ковбойский вид и привычку плюхаться за руль в комбинезоне, в котором полчаса назад вывозил навоз с фермы, он становится идолом американских болельщиков. Этот образ простого парня из деревни помогает ему выигрывать гонки одну за иной и подумывать о поездке в Европу. Лично в Америку прилетает, чтобы познакомиться с ним, великий гонщик Фанхио, а Феррари предоставляет Шелби автомашины для гонок.
Чем больше машины Кэрролла принимали участие в европейских гонках категории GT, тем очевиднее становились просчеты, допущенные при их создании. Так, отсутствие жесткой крыши не позволяло Cobra наравне с другими закрытыми автомобилями (Ferrari GTO, MG MGB и Triumph) состязаться с соперниками на прямых участках трека. Например, Cobra с завидным постоянством проигрывала на прямиках в Ле-Мане и Сильверстоуне.
В 1964 году Шелби ввёл на свою Cobra жесткий алюминиевый верх, своей формой напоминавший тканевый дропхед, популярный в Англии, но уже это позволяло сообщать о какой-то аэродинамике и сразу сказалось на результатах – количество побед возросло. Например, после победы над Ferrari GTO Cobra за очи стали называть киллером Ferrari. Но Шелби на этом не успокоился и стал вынашивать планы о постройке аэродинамического купе, какое впоследствии назовет Daytona и которое станет одним из самых красивых американских автомобилей ХХ века. Но знаний у несложного техасского фермера в области конструкции кузовов и дизайна не было, и он привлекает в свою команду среди прочих специалиста в кузовостроении, молодого 23-летнего дизайнера из команды Харли Эрла, Питера Брока, перерисовавшего к этому поре немало моделей гоночных автомобилей, в частности несколько видов автомобилей Сhevrolet Stingray и успевшего поучаствовать в этапе эскизной разработки Сhevrolet Carver. К гонке в Ле-Мане Брок сделался готовить закрытый Daytona coupe для Шелби. Автомобиль имел ниспадающую крышу в задней части, большенный спойлер на кромке багажника и общую форму кузова, согласующуюся с нормами аэродинамики тех лет. В результате преобразований конфигурации резко возросла максимальная скорость на прямых участках трека. В результате каждая дуэль с «Корветом» заканчивалась веской победой Cobra, но доставалось и королю треков того времени – Ferrari GTO.
Возникает вопрос: может ли самоделка претендовать на звание «статус арт»? Но стоит еще раз взглянуть на Cobra, и все сомнения растают как дым. В крышке концов, ведь делают же уникальные изделия народные умельцы Дымкова, Хохломы, Жостова и Гжели, у каких академического художественного образования нет, а присутствуют лишь уникальное мастерство рук да врожденная острота видения окружающего вселенной. Вот и ковбой Кэрролл Шелби видел гоночный автомобиль иначе, чем другие, в результате чего изваял одинешенек из красивейших американских автомобилей, который еще и неплохо ездил, и бил именитых соперников, несмотря на все их грозные названия.