8 Ноября 2018, 16:59
Олдтаймеры – самые натуральные машины времени, которые могут перенести тебя хоть на десять, хоть на сто лет назад. Достаточно захлопнуть дверь, включить зажигание, и странствие во времени началось! Получив краткую вводную по алгоритму включения передач, работе «дворников», указателей заворота и строгий наказ не превышать скорость, я постарался собраться с мыслями в напряженном ожидании старта. Спустя чету минут на линии появилась симпатичная пани со стартовым флагом-триколором в руках. Отмашка, оглушительный выстрел из выхлопной трубы нашей старушки 1201-й, облако сизого дыма – и классическое ралли «Шкода-2018» завязалось.
Самому участвовать в подобных соревнованиях всегда очень тревожно: вдруг что-то сломаешь, не так переключишь или, не дай бог, зацепишь сверкающим старым лаком раритетным крылом какой-нибудь забор – как потом расплачиваться, ведь старые машины стоят груду денег! И сердце мое колотилось, когда я сжимал светло-желтый руль самой пожилой дамы ралли – «Шкоды 1201» 1954 года рождения. Это была усовершенствованная версия первого послевоенного автомашины марки, 1200-й, спроектированной инженером Йозефом Велебным. В конце 40-х перед конструкторами «Шкоды» стояла непростая задача: необходим был нынешний автомобиль, отвечающий стандартам того времени – несущий цельнометаллический кузов, независимая подвеска, – но оружий в послевоенной Чехословакии катастрофически не хватало. Поэтому за основу взяли довоенную «Шкоду 1101/1102 Тудор», кузов какой покоился на раме-трубе с карданом внутри. Но из-за возросшего веса стального кузова и нового салона раму пришлось гораздо усиливать, а подвеска подверглась глубокой модернизации.
Каждый разгон до четвертой передачи давался моей «Шкоде» весьма тяжко. Двигатель упорно не хотел тянуть. Складывалось впечатление, что добрая половина табуна уже сгинула за 63 года жития автомобиля, а те, кто остался, вероятнее всего, находятся при смерти. Да и тогда, в середине 50-х, их было немного. В 1954-м в конструкцию довоенной 1,2-литровой «четверки» в 36 л.с. привнесли ряд технических изменений. Модернизи-ровали головку блока, с 6,5 до 7,1 увеличили степень сжатия, установили нынешний карбюратор «Йиков», что в свою очередь потребовало нового впускного коллектора и новой выпускной системы. Мощность возросла до 45 сил, полуторатонную машину они разгоняли аж до… 105 км/ч. Выпивая при этом 8-10 л на «сотню». Удобопонятно, что ждать от такого мотора резвого разгона не приходилось. И все же, несмотря на почтенный возраст и внушительный пробег, завелся двигатель с пол-оборота и трудился стабильно, лишь изредка подтраивая из-за небольших пропусков зажигания.
А вот мои отношения с 4-ступенчатой коробкой передач (у нее бывальщины синхронизаторы на трех высших передачах – тогдашний хай-тек!) обстояли куда хуже. При трогании с места по кузову пробегала чудовищная трепет – справляться с этим недугом я научился быстрым переходом на вторую. А при чуть более активном переключении с 3-й на 4-ю коробка выпускала душераздирающие звуки. От каждого такого звука лицо владельца «Шкоды», пана Михала, то зеленело, то белело от гнева. «Лехчи, лехчи, лехчи…» – умолял меня чех. Оставалось только извиняться и делать так, как подсказывает инструктор. «Виценеж – вяще, больше!» – никак не унимался чех, переходя с родного на великий и могучий. Больше, так больше. И я сильнее утапливал педаль газа перед тем, как переключиться на повышенную. Двигатель бешено ревел, отдавая последние соки.
Наставления пана Михала попали на благодатную почву, и минут сквозь двадцать, весь мокрый от напряжения и с дикой болью в фалангах пальцев, я, как заправский шофер, довольно споро орудовал смонтированным на кормчий колонке рычагом переключения передач. Я уже понимал, за сколько метров до виража нужно сбросить газ и начать оттормаживаться, чтобы автомашина смог войти в поворот. «Добже! – улыбался довольный инструктор. – Добже!»
Участники классического ралли «Шкода-2018»
Проехав добросердечную половину пути, мы с паном Михалом разговорились о житье-бытье владельцев ретро-техники в Чехии. Оказывается, притащить, зарегистрировать, ремонтировать тут такие машины не проблема: «Вот совсем недавно привез я из-за океана «Понтиак Каталина» 1969 года, уплатил за нее примерно полмиллиона крон (это 1,4 млн руб.) – и это уже со всеми справками, разрешениями, специальными номерами для ретро-машин. Сейчас катаюсь в свое удовольствие. Если лень заниматься поисками самому, можно слетать в любую скандинавскую край и купить машину там. Эти ребята знают толк в «американцах»!»
У нас в России ездить в удовольствие получится только у очень богатых людей – огромные ввозные пошлины, растаможка и прочее, прочее, прочее. Ранее можно было привезти автомобиль как культурную ценность, правда, ездить на нем каждый день нельзя. Разумеется, и наши чиновники понимают, что любой старый автомобиль – часть истории, а историю надо знать. Да и кто в трезвом уме будет на таком дредноуте колесить любой день? Один расход топлива… А какой, кстати?
«У моей «Каталины»? – переспрашивает пан Михал. – Ого-го, без штанов покинет! В моем гараже есть куда более практичные машины. Ваша «копейка» есть, 21-я «Волга», но мои излюбленные – наши родные «Шкоды». Вот даже взять хотя бы эту, 1201-ю. Металл такой, что сто лет ржаветь будет и не проржавеет! Ремонтировать можно с поддержкой отвертки и молотка, а выпущено их было под триста тысяч, так что проблем с запчастями не будет еще лет 70».
«А что, до Киева твоя «Шкода» доедет?», – спрашиваю. Но Михал не отозвался, видимо, «Брата-2» не смотрел. А я, пристально осмотрев 1201-ю после финиша, могу утверждать: что там до Киева, до Сан-Франциско и назад «Шкода» доехать смогла бы.
Правдами и неправдами, под веселую канонаду из выхлопной трубы, старенькая 1201-я без целой поломки одолела 160-километровый маршрут. Она не глохла и не перегревалась на крутых подъемах, подвеска исправно отрабатывала неровности проселочных путей Богемии. Вот только рулем, то ли из-за расхлябанного механизма, то ли из-за убитых амортизаторов, приходилось работать чересчур активно. Но это пережить можно.