В июне 2019 года в Германии официально разрешили использовать для поездок по улицам электрические роллеры. Электрические транспортные средства наименьшего габарита с рулевой или опорной стойкой (Elektrokleinstfahrzeuge mit Lenk- oder Haltestange) — так они именуются в немецких официальных документах и правилах. В повседневной жизни в Германии прижились более короткие названия — E-Scooter (Elektro-Scooter) или E-Tretroller (Elektro-Tretroller).
Если понаблюдать за пользователями этих компактных транспортных оружий в немецких городах, трудно избежать впечатления, что многими они воспринимаются как безобидная детская игрушка. Водителями они себя открыто не считают, скорее — своего рода пешеходами на колесиках. Последствия разнообразны и печальны.
В одной лишь федеральной земле Нордовый Рейн — Вестфалия за первые два с половиной месяца достаточно анархичной эксплуатации электросамокатов на дорогах было зарегистрировано немало полусотни серьезных ДТП, в результате которых 15 человек получили тяжелые травмы. О количестве мелких незарегистрированных случаев или без-пяти-сотых-секунды ДТП можно лишь догадываться. Еще один свежий пример — новый пункт в итоговой статистике нынешнего мюнхенского Октоберфеста. В традиционном отчете (списке миллионов литров выпитого пива, съеденных быков и цыплят, утерянных кошельков и зонтиков) в этом году указано более 400 пьяных посетителей, задержанных не за свиной рулькой, а за кормчий стойкой. Из них более 250 водителей электросамокатов были столь нетрезвыми, что временно лишились водительских прав.
Мюнхен во пора Октоберфеста 2019 года
Нарушает — как минимум, каждый четвертый
На проблему также обратили внимание эксперты Общегерманского автомобильного клуба (ADAC). Они прочертили исследование в шести крупных городах (внимательно понаблюдали за пользователями электросамокатов), причем, только в дневное пора, когда нарушений совершается меньше. Всего проанализировали около четырех тысяч поездок. Правила каким-либо манером нарушил каждый четвертый. Самое распространенное нарушение — передвижение в пешеходных зонах, куда электросамокатам заезжать запрещено. Эту проблему в Германии намерены решать в грядущем техническими методами: автоматически отключать питание, то есть аккумуляторы при въезде в пешеходные зоны. Делать это можно на основе этих GPS или при помощи специальных сигналов.
Большинство электросамокатов, которые можно увидеть на немецких улицах, принадлежат прокатным компаниям. Многие из тех, кто их арендует, очевидно, особо не задумываются о правилах путевого движения. Говоря другими словами, катаются — как бог на душу положит и по неисповедимым никому путям. Потом мощно удивляются неприятным финансовым последствиям, штрафным баллам в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге или даже нужды на время расстаться с родным водительским удостоверением, если таковое имеется. Пока многое можно скатать на проблемы начального времени, но незнание законов все равно не освобождает от ответственности.
Какие правила существуют и что за кары ожидают нарушителей?
Основные правила для электросамокатов в Германии
Для использования на улицах в Германии допускаются только модели электросамокатов, миновавшие сертификацию и получившие официальный допуск (ABE — Allgemeine Betriebserlaubnis).
Основные параметры для получения допуска:
— Максимальная скорость — 20 километров в час
— Присутствие осветительного оборудования, соответствующего техническим требованиям
— Наличие тормозов, соответствующих техническим требованиям
— Наибольшая эффективная мощность при длительной нагрузке — 500 ватт
— Присутствие звонка или другого акустического сигнального устройства
— Максимальная ширина — 70 см, общая высота — не более 140 см, всеобщая длина — не более 200 см, масса без водителя — не более 55 кг
Для передвижения по дорогам на электрическом самокате необходимо владеть действительный полис обязательного страхования гражданской ответственности — ОСАГО (Haftpflichtversicherung) для этого конкретного транспортного оружия. При пользовании арендованными самокатами страховка является частью пакета предоставляемых услуг, однако перед начином каждой поездки клиентам настоятельно рекомендуется проверить наличие соответствующей наклейки (Versicherungsplakette). Для личного электросамоката подобный годовой полис стоит в Германии примерно от 25 евро. Разброс цен на модели разных производителей составляет сейчас от 400 евро до 2400 евро.
Электрические роллеры в Кельне
Водительские права для езды на электросамокате не требуются, но пользоваться ими разрешается лишь после достижения 14-летнего года. При этом за серьезные нарушения владелец водительских прав, например, поехавший на красный сигнал светофора на роллере и ставший виновником ДТП, лишится удостоверения (на время, но тем не менее). Прейскурант будет приведен ниже.
Важно отметить, что зловещие штрафные баллы за нарушения ПДД в Германии может получить любой участник движения престарелее 12-ти лет — вне зависимости от того, имеет ли он водительские права. Об этом особенно стоит помнить подросткам, которые, катаясь по улицам на электросамокатах, могут обзавестись несимпатичным счетом в штрафной картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта задолго до начала обучения в автошколе. Сгорают эти пункты лишь через два с половиной года, и это — в лучшем случае. В худшем случае — через десять лет.
Если счет достигает восьми пунктов, права отбираются невозвратно! Чтобы вновь стать водителем, нужно будет заново пройти весь недешевый процесс обучения и сдачи испытаний (от 1500 евро до 2200 евро), но лишь по истечении длительного (от шести месяцев до пяти лет) запретительного срока и (в кой-каких случаях) после прохождения медицинско-психологической экспертизы (MPU) — так называемого «теста для идиотов» (Idiotentest). Тест этот тоже стоит денежек — от 400 евро до 730 евро.
Ездить вдвоем на электросамокате запрещено. Эта фотография сделана в Берлине
ПДД для электросамокатов в Германии
— На электросамокаты распространяются всеобщие правила правостороннего движения транспортных средств
— На электросамокатах нельзя передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам. Водители электросамокатов обязаны употреблять велосипедными дорожками (Radweg, Radfahrstreifen) или проезжей частью улиц там, где велосипедные дорожки отсутствуют. Движение по велосипедным улицам (Fahrradstraße) допускается лишь при наличии соответствующего разрешительного знака
— Водителям электросамокатов запрещено ездить по улицам с односторонним движением в возвратном направлении — даже там, где это разрешено велосипедистам специальными знаками — «Radfahrer frei». Для этого необходима разрешительная табличка «E-Scooter frei»
— На регулируемых перекрестках и переходах водители электросамокатов должны подчиняться сигналам светофорных секций для велосипедистов. Если такие секции отсутствуют, на них распространяются светофорные сигналы для транспортных оружий
— Сигнал левого поворота подается вытянутой в сторону левой рукой, сигнал правого поворота — вытянутой в сторонку правой рукой
— Водители электросамокатов должны передвигаться один за другим. Параллельное движение запрещено
Также вытекает отметить, что кататься на электросамокате вдвоем запрещено. Всем! В том числе, влюбленным парочкам во время романтических рандеву, закадычным друзьям, а также экономным туристам при осмотре достопримечательностей. Ношение защитного шлема не является непременным, но рекомендуется ради собственной безопасности.
Демонстрация пешеходов в Берлине в защиту пешеходных дорожек от электросамокатов и паркующихся машин
Избранные кары за нарушения ПДД для водителей электросамокатов в Германии
— Езда вдвоем на одном электросамокате — 10 евро
— Поворот без предварительного сигнала дланью — от 10 евро до 25 евро
-Езда по тротуарам или в пешеходных зонах — от 15 евро до 30 евро
— Параллельная езда — от 15 евро до 30 евро
— Отсутствие звучна — 15 евро
— Неисправное осветительное оборудование — 20 евро
— Езда без действительного полиса ОСАГО — 40 евро
— Пользование электросамокатом, модель какого не прошла сертификацию (ABE) — 70 евро
— Езда на красный сигнал светофора — от 60 евро до 180 евро + 1 штрафной балл
Кары за езду на электросамокатах в нетрезвом виде в Германии
От 0,5 промилле до 1,09 промилле алкоголя в крови:
— Первый раз: 500 евро + 2 штрафных балла + 1 месяц преходящего лишения водительских прав
— Второй раз: 1000 евро + 2 штрафных балла + 3 месяц преходящего лишения водительских прав
— Третий раз (*): 1500 евро + 2 штрафных балла + 3 месяц временного лишения водительских прав
* После четвертого раза — беспрерывное лишение прав по сумме штрафных баллов.
От 0,3 промилле алкоголя в крови — при создании угрозы другим участникам движения, создании аварии или очевидных приметах алкогольного опьянения — нарушений функций организма, ведущих к временной неспособности управлять транспортными средствами (Ausfallerscheinungen):
— 3 штрафных балла + после рассмотрения дела в суде — тюремный срок или денежный штраф, в кой-каких случаях — также постоянное лишение водительских прав.
От 1,1 промилле алкоголя в крови:
— 3 штрафных балла + после рассмотрения дела в суде — тюремный срок или денежный штраф, в кое-каких случаях — также постоянное лишение водительских прав.
Для всех водителей электросамокатов в возрасте до 21 года и всех обладателей прав с испытательным сроком (Probezeit) действует граница в 0,0 промилле.
Электросамокат — не игрушка, а средство передвижения. Блаженного пути!
Смотрите также:
Электрический транспорт в Германии
______________
Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и труд» и на Telegram-канал «Что там у немцев?»