Автомобильные моторы сделались в Германии одной из главных тем избирательной кампании. По сути дела идет дискуссия о национальной индустриальной политике.
Кто бы мог еще совсем недавно предположить, что едва ли не самой горячей темой предвыборной кампании в Германии сделаются не пенсии, не беженцы, не борьба с терроризмом и не отношения с Россией на фоне Крыма и санкций, а … судьбина двигателей внутреннего сгорания (ДВС)!
Однако за месяц до голосования стало четко: исход парламентских выборов и последующее формирование нового коалиционного правительства ФРГ в немалой степени будут зависеть от взаимоотношения различных партий к бензиновым и особенно к дизельным автомобильным моторам. Что на самом деле вовсе не изумительно. Ведь спор, по сути дела, разгорелся вокруг перспектив национальной индустриальной политики и путей развития ключевой отрасли немецкой экономики – автомобилестроения.
«Дизельный дебош» озадачил автовладельцев и автопром
У немецкого автопрома, с одной стороны, до сих пор пять шли дела, продажи и прибыли достигли в 2016 году очередных рекордных степеней. С другой стороны, дизельный скандал и подозрения в широкомасштабном картельном сделке подорвали авторитет отрасли, Америка и Азия, похоже, окончательно отшатнулись от легковых машин с дизельными двигателями, а в городах Германии растет готовность воспрещать въезд дизелям, ведь их выхлопные газы оказались куда немало вредными, чем до сих пор считалось.
Демонстрация против дизельных автомобилей в Мюнхене
Немецкие обладатели дизелей, они же – избиратели, в растерянности: как быть, если им в скором времени перекроют путь до работы или даже до дома? Кто возместит потерю стоимости дизельного автомашины, особенно, если он недавно куплен? И что будет с налоговыми льготами на дизельное топливо, введенными в те поры, когда оно считалось более экологичным, чем бензин?
В растерянности и сам автопром. Он вложил биллионы евро в развитие дизельной технологии, от нее зависят десятки тысяч пролетариев мест, а все больше экспертов и растущее число жителей Германии спрашивают от автостроителей отказаться от выпуска малоперспективной на их взгляд техники и всецело сосредоточиться на выпуске автомашин с электрическими и другими альтернативными двигателями, чтобы не отстать от иностранных конкурентов.
«Травяные» за скорейший запрет ДВС
В этой ситуации той правительственной коалиции, что будет сформирована по итогам выборов 24 сентября, неминуемо придется заняться деятельной промышленной политикой, предполагающей четкие целевые установки для автопрома. Потому перед выборами немецкие партии соответствующим образом позиционируются.
По объемам производства и торговель электромобилей Китай уже намного опередил Германию
«Зеленые не войдут ни в какую коалицию, какая не возьмет курс на окончание эры двигателей внутреннего сгорания и не создаст обстоятельства для развития безэмиссионного транспорта», — заявил в минувшие выходные Джем Оздемир (Cem Özdemir), сопредседатель партии «Альянс 90/»зеленые». Тем самым он заострил до ультиматума один из важнейших пунктов предвыборной программы партии.
Он гласит: в Германии с 2030 года не должны вяще допускаться к эксплуатации новые легковые автомобили с какими бы то ни было выбросами в атмосферу. Таким манером, немецкие «зеленые» намерены на 10 лет опередить Францию и Великобританию. Обе края уже взяли курс на запрет продажи новых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями самое запоздалее с 2040 года.
ХСС призывает не рубить «корни благосостояния»
В свою очередность, баварская ХСС, традиционно образующая в бундестаге блок с общефедеральной партией ХДС, в столь же ультимативной конфигурации заявила, что для нее одно из условий участия в будущей коалиции – это дальнейшая приверженность двигателям внутреннего сгорания. Несогласие от них для ХСС столь же неприемлем, как «повышение налогов, облегчение миграции или послабления в районы политики безопасности», заявил лидер партии и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер (Horst Seehofer).
Хорст Зеехофер и Ангела Меркель
По его словам, «воспрещать двигатели внутреннего сгорания – это рубить корни нашего благосостояния». Тут вытекает отметить, что в Баварии находятся штаб-квартиры и головные заводы немецких автостроительных компаний BMW и Audi.
На все это лидер «травяных» возразил, что тем избирателям, «которые в будущем собираются любоваться немецкими автомашинами в музее», следует, конечно, голосовать за ХСС. Тем же, кто хочет сохранить в Германии автомобилестроение, улучшить качество атмосферы и защитить глобальный климат, следует поддержать «зеленых», призывает Оздемир. По его словам, грядущей – за безэмиссионными автомобилями, пусть даже Зеехофер и не может этого постигнуть. «Вопрос лишь в том, будем ли мы покупать эти автомобили в Китае и в США или сами мастерить».
Ангела Меркель вносит определенность
Весьма показательно, что оба партийных лидера сослались на канцлера Германии и председателя ХДС Ангелу Мекрель (Angela Merkel). В опубликованном 17 августа интервью она заявила, что находит в будущем отказ от ДВС «верной установкой», однако называть конкретную дату не сделалась. Джем Оздемир усмотрел в фразе поддержку своей линии, Хорст Зеехофер показал на решительное неприятие Меркель всяческих запретов и отсутствие в ее высказывании каких-либо сроков.
Сама же Ангела Меркель, судя по всему, почувствовала, что ее гибкая (или неопределенная) позиция не ублаготворила ее потенциальных избирателей и, прежде всего, не развеяла страхи обладателей дизельных автомашин. Поэтому десять дней спустя, 27 августа, в интервью телеканалу ZDF она расставила точки над i, подчеркнув: «Дизель будет быть еще много, много лет, как и бензиновый двигатель».
По мнению канцлера, такой двигатель является переходной технологией на линии к безэмиссионным автомобилям будущего, однако «эта переходная технология нам понадобится не годы, а, я бы произнесла, десятилетия». Так что Меркель явно отмежевалась от позиции «зеленых» и продемонстрировала, что в блоке ХДС/ХСС по этому поводу разногласий нет.
Одновременно против запрета дизелей выступили ведущие социал-демократы, поскольку их партии, СДПГ, необходимы голоса не только рядовых автовладельцев, но и рядовых рабочих, связанных с производством дизелей. А стоящие на защите частной собственности либералы из СвДП подчеркнули, что выступают против запрещений на въезд дизелей в города, поскольку это было бы»равнозначно экспроприации автовладельцев».
Так что в проблеме о дизелях и в целом о ДВС блок ХДС/ХСС резко расходится с «зелеными» и с Левой партией, какая тоже выступает за запрет с 2030 года, но смог бы договориться о коалиции как с социал-демократами, так и с либералами. А что мастерить, если Меркель или социал-демократам для формирования коалиции понадобятся зеленые?
Глядите также: