Вы не ведаете, кто такая Грета Гарбо? Можно погуглить в яндексе, и какая-нибудь педия обязательно расскажет о Прекрасном сфинксе немого кино. За два дня мы с электрическим «Тайканом» проехали почти тысячу километров, и я всегда ловил себя на том, что эта машина чем-то неуловимо напоминает мне загадочную шведскую красавицу – обожаемую и непонятую. Автомашины вообще похожи на женщин. Не верите?
Cоблазнительница
Да вот, пожалуйста: достаточно сесть за руль Porsche и увидеть пышные валы передних крыльев, вздымающиеся по краям невидимого капота… Между прочим, начинала Грета манекенщицей в универмаге, а в те дальние времена волнующие, пышные формы еще не вышли из моды.
Внешность Taycan вообще производит несколько удивительное впечатление. Конечно, он стопроцентно узнаваем. Настоящий «Порше» с любого ракурса – что в профиль, что с кормы. «Спереди нет громоздкого двигателя внутреннего сгорания, – объясняли нам немецкие дизайнеры. – Потому можно опустить капот, как в Porsche 911». И в самом деле, автомобиль похож на 4-дверный 911-й – как будто спортивное купе разрезали посередине и вделали кусок, чтобы можно было усадить в салон еще двоих.
Странно, почему бы не сделать было попросту электрическую версию уже существующей «Панамеры», а не городить огород с совершенно новой моделью? Может быть, потому, что она вышла бы непомерно тяжелой – ведь и «Тайкан» потянул на 2,3 тонны, это, между прочим, на 300 кило вяще не только Panamera, но и Cayenne! А в электрической версии короткого купе 911 не хватило бы места под способные гарантировать надлежащую динамику батареи. Пришлось растянуть его базу почти на полметра. А чтобы максимально уменьшить размеры и вес аккумулятора, инженеры «Порше» даже первыми в вселенной применили 800-вольтовую систему вместо обычных для современных электромобилей 400 вольт.
Плоть и дьявол
И тем не немного, батареи получились не только тяжелыми – 630 кг, – но и громоздкими. Насколько именно, можно было почувствовать, усаживаясь вовнутрь. Садиться за руль вполне себе удобно только молодому и субтильному пареньку ростом не выше 175 см. А мне, вдали уже не молодому, да весом в центнер… Короче говоря, удобство посадки-высадки в «Тайкане» примерно на уровне купейных «Порше» – и на диван тоже. Рослый порог, низкий по притолоке и довольно узкий проем задних дверей, маленький клиренс – в качестве 4-дверного седана для повседневных поездок использовать эту машину затруднительно.
Потому как и сидеть позади не шибко весело. Макушка почти упирается в потолок – точнее, в огромную стеклянную крышу, которая входит в базовое оборудование Taycan Turbo и Taycan Turbo S на нашем базаре. Диван строго 2-местный, и не только потому, что он так отформован, а между креслами расположился прорезиненный лоток для всякой необходимой мелочевки. Дело в том, что на полу возвышается внушительный тоннель. Зачем он электромобилю, у которого нет привычной механической трансмиссии и, несмотря на целый привод, карданный вал отсутствует как класс? Загадка. Но сидеть посредине заднего дивана придет в голову лишь отъявленному мазохисту.
Божественная женщина
Впрочем, кому нужны эти скучные рассуждения о диванах и тоннелях, если выговор идет о «Порше»? Да еще не просто «Порше», а первом в своем роде – электрическом! И я поспешил за руль.
Как едет «Тайкан»? Во-первых, весьма тихо. Нет, не в смысле медленно, а просто почти беззвучно. В городе слышно только мягкое троллейбусное подвывание электромоторов, но и на шоссе на любых (подлинно любых, ведь мы в Германии) скоростях шины остаются невероятно тихими, да и аэродинамических шумов минимум. Дело, очевидно, в рекордно низеньком коэффициенте сопротивления воздуха. У Taycan Turbo он составляет всего 0,22. Любопытно, что у более мощного Taycan Turbo S из-за массивных шин Goodyear Eagle посадочным диаметром 21 дюйм вместо 20-дюймовых Michelin коэффициент Сх несколько хуже – 0,25. И что характерно – в салоне Turbo S степень шума чуть выше.
Во-вторых, «Тайкан» едет очень точно. Унифицированное по многим компонентам с новейшим 911-м шасси образцово содержит прямую, невероятно цепляется за асфальт в поворотах – даже под дождем. При этом спортивная, собранная подвеска еще и усердствует всемерно сгладить малейшие неровности. Мы исколесили сотни километров заштатных, провинциальных дорог на севере Германии – изгибистых и местами не самых качественных. И от управления «Тайканом» получали истинное удовольствие.
Наконец, в-третьих, «Тайкан» едет скоро. Когда на автобане между Берлином и Штутгартом топаешь по тугой педали акселератора Taycan Turbo, тебя словно подхватывает мощная тугая волна и швыряет вперед – в невероятной тишине. Taycan Turbo S еще быстрее – в режиме «лонч» мощность моторов составляет 761 л.с., потому необходимо готовить себя к тому, что произойдет после резкого нажатия правой педали. Иначе подголовник натурально набьет шишку на потылице.
Таинственная дама
И все же от ускорения «Тайкана» я не испытал того ошеломления, как, например, за рулем I-Pace. Быстро, весьма быстро. Но и 911 Turbo разгоняется примерно так же – 2,9 секунды до сотни против 3,2 с Taycan Turbo и 2,8 с Taycan Turbo S. Да ведь и «Панамера Турбо» не на немало отстанет – 3,8 с с места до 100 км/ч. Электрический «Ягуар» на этом фоне не столь прыток – 4,8 с разгона, – но впечатляет куда вяще.
Отчего так? Возможно, дело в том, что инженеры «Порше», верные своим принципам всегда идти собственным линией, не пожелали довольствоваться общепринятыми решениями. На задней оси в едином модуле с электромотором они установили 2-ступенчатую коробку передач. Зачем она «электричке», ведь числом витков и мощностью моторов можно управлять при помощи простейшего реостата? Немцы объяснили, что «первая передача обеспечивает немало мощное ускорение с места, а длинная 2-я гарантирует высокую эффективность и резервы мощности, которые сохраняются и на рослых скоростях». Скорее всего, именно поэтому поведение машины при разгоне получилось более похожим на традиционные бензиновые «Порше».
В Штутгарте вообще приложили немало усилий, чтобы водитель Porsche не испытал культурного шока, пересев за руль электромобиля. Скажем, править «Тайканом» при помощи одной педали акселератора, как «Теслой» или I-Pace, не получится. Если чуть приподнимая ногу с правой педали «Ягуара», я словно в стену невидимую утыкался – так резко электромоторы сбрасывали обороты и автомобиль замедлялся, – то в «Порше» ничего подобного не происходило. «Тайкан» продолжал подвигаться с той же скоростью. А вот на тормоз необходимо жать сильно и долго. Левая педаль необычно длинноходная и не слишком для автомашин из Штутгарта чуткая, владельцу «Порше» придется к ней привыкать.
Двуликая женщина
Я же то и дело ловил себя на думы, что порой начинаю бояться этой машины – как какой-нибудь Никиты. Она слишком много знает, слишком немало умеет делать сама – и порой не удосуживается спрашивать хозяина. Например, выключает кондиционер, когда электронный мозг «Тайкана» соображает, что заряд аккумулятора снизился до опасного уровня, и машина начинает экономить электричество. Между тем, регулировать потоки атмосферы вентиляции можно только через тач-скрин, водя пальцем по мультяшной картинке. Когда окна начинают запотевать, необходимо переключить потоки, а это непросто, если ты едешь быстро по извилистой мокрой дороге.
Вообще, в этой машине немало такого, что несвойственно настоящему «Порше». Подобно тому, как на пике карьеры Гарбо голливудские продюсеры попытались изменить манер Прекрасной и Таинственной, сняв ее в комедии. Где выверенная эргономика Porsche? В «Тайкане» много заумного и ненужного, все доводится делать через лишние шаги, лишние движения. Замечательная приборная панель – элегантно изогнутый кус стекла – смотрится очень здорово, современно и технологично. Но часов на правой ее стороне не видно – их скрывает левая рука на ободе руля. Оттого, очевидно, и не пять традиционных циферблатов на приборке, а только три. А возможность полюбоваться еще двумя немцы предоставили… пассажиру, разместив перед ним еще одинешенек дисплей. Зачем? Чтобы у прекрасной половины стыла в жилах кровь при виде цифр 260 на спидометре?
На передней панели справа от руля примостился прикольный тумблер-селектор псевдо-АКП – кушать в нем нечто авиационное и милое. Одна беда – не слишком информативный, к нему придется привыкать. А где очечник? И что это за цветовое сочетание на дисплеях – лазурный с красным, какое-то провинциально-устаревшее, словно бы у китайских моделей десятилетней давности позаимствованное? Под «парящей консолью» красно-голубого дисплея климат-контроля предусмотрен лоток для мелочей. Но он почти невидим, и воображает собой голый пластик без бортиков, так что все нужные мелочи моментально высыпаются прямо под ноги водителя и пассажира. Весьма неудобный бокс в центральном подлокотнике – если там лежит, например, ключ, правой рукой достать его почти невозможно, лишь левой. Да и не видно ни дьявола под откинутой крышкой. Наконец, в машине за 13 млн нет доводчиков дверей…
Какой ты меня желаешь
Так что же в итоге получилось у инженеров «Порше»? Электромобиль. Настоящий электромобиль. Он меньше, но гораздо тяжелее и значительно дороже такого же по классу бензинового седана. На «одном баке», то кушать без подзарядки, он может проехать, как мы выяснили опытным путем, 360 км. Но поскольку эти самые зарядки встречаются вдали не на каждом шагу даже в Германии, то практический радиус действия Porsche Taycan составляет примерно 200 км. Последующая зарядка до 80% емкости батареи, какая позволит вам проехать еще две сотни километров до следующей розетки, займет не менее 22 минут – у нас получалось от 24 до 26 минут. Это если мощность зарядки соответственная, если же меньше, стоять будете дольше, гораздо дольше.
К нам подходили, живо интересовались, расспрашивали. Мы объясняли, что «до целого бака» и от бытовой сети придется заряжать 9 часов – в идеальных условиях. И любопытные ехали дальше, а мы оставались, утешая себя тем, что можно пока перекусить и побывать платный туалет…
Короче говоря, даже в качестве дорогой игрушки Taycan выглядит странно. Приобрести его только для того, чтобы хвастать перед друзьями, что «взяли точно такой же галстук от версаче, лишь за тыщу»? Ведь дело не в том, насколько эта машина хороша внешне или душою, насколько вам подходит ее характер, а на сколько ее достанет.