Так начиналось одно из шумерских сказаний о могучем Гильгамеше. Кое-кто находит, что райский Дильмун – это остров Бахрейн в Персидском заливе. Но только очень богатое воображение поможет одарить эти безрадостные земли хоть какими-то признаками рая. Куда ни кинь взгляд, всюду выжженный 50-градусной жаром песок, обточенные всеми ветрами невысокие голые скалы, чахлые пальмы, ровные, как стол, равнины, уставленные ржавыми нефтяными качалками. Неужели что полыхающие в мрачной каменистой пустыне факелы и молчаливые громады газоперерабатывающих заводов могут намекнуть на некое гипотетическое процветание…
«Авиабаза Сахир – влево, Международная гоночная трасса – прямо». Мои несколько меланхоличные размышления разбились о коричневый дорожный указатель. Вдрызг! Вот же оно, это райское для всех любителей быстрых автомобилей место – автодром, где ежегодно проходит Гран-при Бахрейна.
А нам туда и надо! Потому как, если древнего героя Гильгамеша повергла когда-то в здешние края неясная тяга к бессмертию, то перед нами стояла вполне конкретная задача – прохватить по линии «Формулы-1» на новейшей «Панамере», той, что получила индекс GTS.
«Гран Туризмо Спорт» в штутгартской иерархии стоит лишь на ступеньку ниже самой мощной, скорой и дорогой версии «Турбо». А вот по драйверским качествам… «Пожалуй, по удовольствию от вождения именно GTS можно поместить на верхушке, – заметил накануне главный инженер-разработчик силовых агрегатов «Панамеры» Арно Бёгль. – «Турбо» скорее. Но повадки GTS отточеннее, изощреннее».
Внешне «Гран Туризмо Спорт» традиционно помечен черным – сразу кидаются в глаза антрацитовый глянец оконных молдингов и матово-темные шильдики на дверях и корме. Черные, как камень Кааба, пороги призваны сделать машину ниже, приземистее. Черноволосым, в цвет знамени аббасидских халифов, подчеркнут задний бампер, из которого торчат вороненые двустволки выхлопных труб. Черноволосые 20-дюймовые колесные диски и затемненные светодиодные задние фонари завершают картину.
Конечно, во тьме запрятывается главный из шайтанов, иблис, сатана, который искушает правоверных. Но отношение арабов к этому цвету не столь негативно – ведь тьма вечно лишь дополняет свет. В любом случае, на обитателей райского острова Бахрейн ни черные детали, ни даже уникальный краска «зеленая мамба» (нет, та, что убила Билла, была как раз-таки черной) особого впечатления не производили. Привыкли, видать, внуки аравийских кочевников к роскоши. Хотя, нужно признать, само королевство выглядит из салона «Панамеры» неимущей своих соседей по Персидскому заливу.
Кстати о салоне. В нем дух GTS читается в замшевой обивке центральной части кресел, руля, дверных ручек, солнцезащитных козырьков, потолка и стоек кузова. За спортивной «баранкой» проглядываются лепестки переключения передач, а к ступице прилепился кругляшок переключателя порядков из пакета «Спорт Хроно». Все та же аббревиатура украсила пороги, тахометр и подголовники. А если хотите, интерьер можно разрисовать еще круче – буквы GTS на подголовниках будут вышитыми, швы на сиденьях и ковриках, а также циферблат тахометра окрасятся в белоснежное или алое.
Не вышиваете крестиком и равнодушны к сорту кожи сидений? Значит, вам больше по душе железо. Мне тоже!
Основное отличие GTS от младших моделей «Панамеры» – V-образная «восьмерка», установленная под капотом вместо «шестерки». Достоверно таким же V8 – 4-литровым, с двумя турбинами – располагает и флагманский «Турбо». Однако на GTS давление наддува снижено до 0,8 бар, так что мощность составляет 460 против 550 л.с. Лишь это все равно на 20 сил больше, чем у прежней «Панамеры GTS» с 8-цилиндровым мотором в 4,8 л. А крутящий момент так и вовсе на 100 Нм рослее.
Причем доступен он уже с 1500 об/мин. Добиться таких результатов помогают не только две турбины, но и расположение их в развале цилиндров – так удается снизить инерционность. К общепринятым решениям – охладители надувочного атмосферы, приводимые цепью и регулируемые на 50 градусов четыре распредвала – кудесники из Цуффенфаузена добавили и куда немало изощренные. Размещенные в центре камеры сгорания сложнейшие форсунки с семью отверстиями создают разнонаправленные струи и различный режим впрыска при старте, разогреве катализаторов, прогреве и на прогретом двигателе, а значит, оптимальное сгорание топлива. На отлитые из алюминиевого сплава стенки цилиндров методом плазменного напыления наметено износостойкое железное покрытие. Пленочка толщиной всего 150 микрометров существенно снижает трение и износ даже при использовании низкокачественного топлива. А совместно с покрытыми нитридом хрома поршневыми кольцами уменьшает расход масла почти вполовину.
Наконец, особая конструкция масляного очертания компенсирует экстремальные поперечные и продольные ускорения, которые ожидают машину на гоночной трассе. Искушая водителя Panamera GTS отправиться на «Нюрбургринг», чтобы отведать побить рекорд Северной петли, герр Бёгль и его команда разделили трубопровод на линии подачи трансмиссионки и масла для головки блока, адаптировали поперечное сечение под соответственные компоненты контура, установили в масляном насосе возвратный клапан, в развале цилиндров поставили клапан, регулирующий форсунки охлаждения поршня, а в регулирующий встроили самодействующий ограничитель давления.
Если двигатель GTS уникален, то в шасси по полной программе использованы практически все известные системы «Панамеры» – причем в типовом оснащении. Во-первых, полноприводная трансмиссия. Многодисковая муфта, непрерывно контролируя частоту вращения колес, долевое и поперечное ускорение и угол поворота, оптимально распределяет момент между осями в соответствии с дорожной ситуацией. Во-вторых, адаптивная пневмоподвеска. Три переключаемые воздушные камеры на любую амортизационную стойку позволяют регулировать жесткость в широком диапазоне за доли секунды – при разгоне, торможении или для уменьшения поперечных колебаний кругом продольной оси.
Отдельная электронная система Porsche Active Suspension Management (PASM) разбирает состояние покрытия и характер вождения, непрерывно регулируя амортизацию каждого колеса. И задает три режима вождения: обыкновенный, спортивный и Sport Plus. Датчики PASM фиксируют движения кузова и колес при резком разгоне и торможении, при скором входе в поворот либо на неровностях, отправляют данные в блок 4D Chassis Control, а этот командный середина в зависимости от режима настраивает характеристики амортизаторов и жесткость подвески.
Собрать воедино возможности электроники и реализовать их по максимуму на гоночной линии помогает пакет Sport Chrono с функцией Launch Control. Движением пальца выбираем из четырех порядков самый гоночный Sport Plus. Теперь трансмиссия оптимально подготовлена для наилучших характеристик срабатывания и максимального разгона, в спортивный порядок переключаются подвеска, PASM, а также заказные система обеспечения поперечной устойчивости, электронная блокировка заднего дифференциала и рулевое управление задней оси. В середине переключателя режимов находим кнопку Sport Response. Нажимаем, и в течение 20 секунд Panamera GTS выдает максимальную мощность. Двигатель откликается моментально, 8-ступенчатый «автомат» с двумя сцеплениями переключает передачи еще более динамично, чем в Sport Plus, и сразу переходит в диапазон 3000-6000 об/мин.
С этими электронными игрушками можно баловаться нескончаемо долго – все зависит от времени, на которое вы можете себе позволить арендовать автодром. Мы носились по трассе «Сахир» до запоздалого вечера, совсем как пилоты «Формулы-1», которые стартуют на закате и финишируют в свете мощнейших прожекторов.
Что произнести… Ведет себя «Панамера GTS» на трассе идеально. Разгоняется вдохновляюще быстро, тормозит фантастически надежно, траекторию содержит замечательно точно, руля слушается беспрекословно и на педаль газа реагирует необыкновенно чутко. И все же, накручивая сферы по автодрому «Сахир», я начинал ловить себя на мысли, что не получаю того удовольствия, на которое рассчитывал. Я ведь помню, как порадовали меня совершенно недавно «Кайман» и «Бокстер» серии GTS. А вот самая драйверская, по уверениям ее создателей, «Панамера» почему-то не вдохновляла.
Вероятно, дело в том, что даже в самых экстремальных поворотах на гоночной трассе она оставалась тихим и комфортабельным люкс-седаном с долгой базой и широкой колеей. Почти задушенный отменной шумоизоляцией голос V-образной «восьмерки» доносился откуда-то издали. Эта машина вообще меня не напрягала на узких улочках старого города в Манаме и на скоростных шоссе, связавших столицу с прочими частями счастливого острова. Вот и теперь, на автодроме, я не чувствовал и малейшего напряжения. Слишком добрым оказался этот дьявол.