Производителей автомашин в ФРГ лихорадит. Что это — предвестник кризиса отрасли или ее оздоровление после скандалов и промахов последних лет трех лет?
Автолюбители в Германии не верят своим глазам. Крупнейший всемирный автопроизводитель, немецкий концерн Volkswagen в начале августа сообщил о приостановке зачисления заказов на продажу некоторых своих моделей. Так, до конца 2018 года концерн не принимает заказы покупателей на гибридные автомашины и машины на газовом топливе. На электромобили компании заказ оставить можно, однако срок ожидания составит до 7 месяцев.
Volkswagen разыскивает стоянку
Если рассматривать не весь огромный концерн Volkswagen, объединяющий разом несколько известных автомобильных брендов, а отдельные дочерние компании, то полотно оказывается еще более впечатляющей. У Audi и Porsche невозможно заказать вящую часть модельного ряда гибридов. Машины марки VW не успевают оснащать необходимыми техническими нововведениями, в связи с чем вместо отгрузки автосалонам и покупателям новенькие автомобили пускаются на долгосрочные стоянки.
Машины VW сейчас остаются на стоянках намного длиннее, чем раньше (фото из архива)
А так как таких стоянок не хватает, то концерну пришлось арендовать парковки по всей Германии, вводя площади недостроенного берлинского аэропорта BER. Компании также придется всерьез пересмотреть модельный ряд машин марки VW и, по сообщениям немецкой прессы, разлучиться с некоторыми модификациями, в том числе и с такими популярными как VW Golf GTI.
О невозможности в срок поставить мерседесы всем заказчикам огласил 7 августа и немецкий Daimler. И хотя июль нынешнего года с 167 518 реализованными машинами является вторым лучшим результатом в истории компании, он означает падение торговель на почти 8% по сравнению с прошлогодним июлем. Несколько лучше дела у BMW, но и баварцам пришлось отказаться от линии модификаций машин в их модельном ряду. И все это — в условиях устойчивого роста итого немецкого авторынка в целом.
Отголоски «дизельгейта»
Что же произошло с лидерами европейского автопрома, и отчего производители с мировыми именами не в состоянии поставить свои машины всем желающим? Вина в новой процедуре лабораторной проверки экологических параметров автомобилей — WLTP. Этот действительный во всем вселенной стандарт начнет применяться в Европейском Союзе с 1 сентября 2018 года и заменит собой возбуждавший резкую критику стандарт NEFZ.
«Дизельгейт» — крупнейшеий скандал в истории автопрома Германии
Резон WLTP — в сближении тех лабораторных показателей расходов топлива и выбросов нездоровых веществ в атмосферу, которые указывают производители машин, с показателями реальной эксплуатации. Немецкие специалисты полагают, что отклонения лабораторных от реальных показателей при старом стандарте могли достигать 40%. После введения WLTP пиковые смыслы отклонений не превысят 20%.
Напомним, что манипуляции с результатами лабораторных исследований выхлопов дизельных машин повергли в 2015 году к крупнейшему в истории автопрома Германии скандалу — «дизельгейту». В его середине оказался концерн Volkswagen, против менеджеров которого до сих пор ведутся бесчисленные расследования. Однако обвинения в приукрашивании показателей реальной эксплуатации машин — пускай и в меньших масштабах — прозвучали и в адрес других немецких автопроизводителей.
Во все виновна WLTP
Как заявляют в немецких автоконцернах, переход на новую процедуру лабораторной проверки экологических параметров автомашин WLTP означает огромный объем работ для предприятий. Мощности имеющихся лабораторий не рассчитаны на новоиспеченные требования. В Объединении немецкой автомобильной промышленности (VDA) указывают, что о решении завести WLTP в Европе было объявлено всего лишь за 11 месяцев до даты вступления. Это «сравнительно короткий срок», подчеркивает глава VDA Бернхард Маттес (Bernhard Mattes).
Михаэль Мюллер-Гёрнерт
По этим Объединения, сотни модификаций машин на данный момент не имеют сертификации по заявкам WLTP. Для одного лишь концерна Volkswagen это будет означать, по прогнозам самого концерна, 200-250 тысяч автомашин, которые будут произведены с опозданием и с опозданием доставлены покупателям.
Желая и эти цифры не окончательные. Дело в том, что с сентября, одновременно с WLTP, начинают работать новые лимиты вредных выбросов для бензиновых автомобилей. С учетом размашистого применения инжекторных двигателей эти лимиты можно соблюсти только линией дооснащения машин противосажевым фильтром (OPF). А это — снова дополнительные работы для производителей.
Но и это еще не все. Автоотрасль ожидают также новые тесты экологичности двигателей — RDE (Real Driving Emissions), лимитирующие степень выбросов в атмосферу оксидов азота и сажи. И хотя тесты вводятся с сентября 2019 года, подготовка к ним идет целым ходом уже сейчас.
Автопром занят дизельным скандалом
Однако сетования автопрома на множество изменений и оправдание таким образом задержек в производстве находят понимание вдали не у всех. «Все это обычное нытье автопромышленников абсурдно», — говорит Михаэль Мюллер-Гёрнерт (Michael Müller-Görnert), эксперт экологического автоклуба VCD.
Они вечно говорят о слишком большом числе изменений и о слишком высоких расходах, помечает он. При этом, как напомнил эксперт в интервью DW, представители немецких автоконцернов входили в состав всех пролетариев групп, участвовавших в выработке новых нормативов — как на уровне ЕС, так и даже под эгидой ООН.
Заминки в поставках машин Мюллер-Гёрнерт объясняет тем, что часть автопроизводителей до сих пор занята устранением последствий «дизельгейта». Так, инженеры Volkswagen концентрируют сейчас свои усилия на актуализации программного обеспечения для двигателей, сделавшихся причиной «дизельного» скандала — и на остальное у них просто не хватает времени.
Глядите также: