От бензина к батарее: успеет ли Россия запрыгнуть в последний электрокар

На часть России приходится всего 0,08% мирового рынка электромобилей. В чем вина отставания и что нужно для улучшения ситуации, обсуждали участники автофорума в Москве.

Во вторник, 28 августа, в «Экспоцентре» стартовал IX Московский интернациональный форум автомобилестроения (ММФА), проходящий в рамках выставки MIMS Automechanika Moscow 2018. Одной из тем, какие обсуждались в первый день форума, стали перспективы развития базара электромобилей в России. В то время как в Европе, по данным шведской компании EV-Volumes, насчитывается уже немало 1 млн электрокаров, их число в РФ составляет всего около 2,5 тысячи штук. Кушать ли будущее у электротранспорта в России и от чего оно зависит, выясняла DW.

Электромобильность в России есть на этапе зарождения

Исследовательская компания EV-Volumes прогнозирует, что к концу 2018 года число электромобилей в Европе превысит 1,3 млн штук. Рост торговель на европейском рынке идет значительными темпами — в первом квартале этого года он составил 40%, во втором — 45%. Лидерами базара являются Норвегия, Германия и Великобритания. На мировом рынке число электромобилей превышает 3,2 млн (тут лидер Китай) и, по данным Bloomberg New Energy Finance, к 2040 году в вселенной будет насчитываться около 530 млн электромобилей.

Дискуссия об электромобильности в рамках Московского международного форума автомобилестроения

Дискуссия об электромобильности в рамках ММФА

По сравнению с 2025 годом базар вырастет более чем в 10 раз, сообщил на конференции руководитель отдела развития инновационных продуктов корпорации ПСС Алексей Торопицын. Российский базар, по его выражению, находится лишь «на этапе зарождения». Долгосрочных прогнозов по росту автопарка на электротяге в России эксперты не озвучили.

Один-единственные цифры, которые они привели, касались доли электромобилей в общей структуре российского автотранспорта. Ныне она составляет 0,06%, а к 2025 должна достичь 0,16%. Такие эти привела директор отдела консультационных услуг компаниям автомобильной области PwC Россия Виктория Синичкина. Впрочем, по ее словам, и этот рост для России довольно значителен. И для его достижения необходимо будет принять ряд стимулирующих мер.

Меры господдержки электромобильности в РФ и три вероятных сценария

Как заявила Виктория Синичкина, списывать неразвитость российского базара электромобилей на углеводородные богатства страны и ее холодный климат не приходится желая бы потому, что Норвегия также является нефтедобывающей страной со схожим климатом, однако собственно она является лидером в Европе по росту продаж электрокаров. Одна из значительнейших проблем, по мнению Синичкиной, заключается в недостаточном стимулировании российским страной этого сегмента.

Электромобиль Tesla Model S

Электромобиль Tesla Model S

В компании PwC видят три сценария развития области — базовый, негативный и позитивный. В первом случае ситуация будет развиваться как сейчас, во втором мер поддержки сделается еще меньше, в третьем государство, взяв за основу международный опыт, приложит вяще усилий для того, чтобы заинтересовать россиян пересаживаться на электрокары, а участников базара — инвестировать в него. В базовом сценарии продажи электромобилей в России вытянутся к 2025 году на 20% до 3,7 тысячи автомобилей. В негативном — на 6% до 1,3 тысячи, в позитивном — на 30% до 6,8 тысячи.

В числе стимулирующих мер глава проекта транспортной инфраструктуры фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров наименовал различного рода субсидии и льготы как для пользователей, так и для бизнеса. Для первых это даровая парковка и разрешение передвигаться по полосам для общественного транспорта, нулевой транспортный налог, нулевые пошлины на ввоз электромобилей и, возможно, компенсация при покупке электромобиля (к примеру, в США она достигает 7,5 тысячи долларов за авто). Для бизнеса подспорьем сделалось бы введение нулевых таможенных пошлин на импортируемые узлы, агрегаты и оборудование для производства электромобилей, а также льготы по кредитам для компаний, инвестирующих в стройка зарядных станций.

Что первично — зарядные станции для электрокаров или автопарк?

Общепринятая точка зрения заключается в том, что одним из факторов, тормозящих развитие базара, является неразвитость зарядной инфраструктуры в России. Пока таких станций подлинно мало, а их наличие в регионах не всегда соразмерно потребностям. Так, по данным Алексея Торопицына, в Амурской районы на одну станцию приходится 165 электромашин, в Иркутской — 69, Хабаровском кромке — 41, Приморском крае — 26. В Москве и Московской области ситуация лучше — 7 электрокаров на станцию.

Уместно, министр энергетики Московской области Леонид Неганов сообщил о том, что число зарядных станций в Подмосковье планомерно растет: с нуля в 2016 году до 256 объектов в 2018-м. В то же пора, по его оценке, «рынок находится в состоянии инвестиционной комы, есть ряд неурегулированных проблем на уровне законодательства». Речь о частичной или полной окупаемости зарядных станций пока не идет, особенно с учетом распространенного в России вандализма. Выясняется, что мощным сдерживающим фактором для развития зарядной инфраструктуры является и скудное предложение электромобилей.

Электромобиль Nissan Leaf

Nissan Leaf из США можно заказать на Далеком Востоке за 1,3 млн рублей

По словам Неганова, импортируемые электрокары — это натуральный вызов для покупателя. «Нормально ты его застраховать не можешь. Официальной поставки запчастей нет, сервиса тоже. Так что мы весьма ждем, когда сегмент относительно дешевых электромобилей будет представлен в России», — показал он.

Пока самый доступный и распространенный в России электрокар — это импортируемый на Далекий Восток Nissan Leaf. В Москве эта модель официально не продается. Как выяснила DW, сквозь посредников такой автомобиль можно заказать по цене свыше 1,3 млн рублей (возле 17 тысяч евро). Это будет машина с небольшим пробегом, привезенная из США и изготовленная для американского базара.

Чем чревато отставание от мировой тенденции по пересадке на электрокары

Эксперты сходятся в том, что для развития базара электромобилей в России больше подходят стимулирующие, нежели запретительные меры. Желая последние весьма эффективно работают в других странах.

Так, например, воли Индии постановили, что с 2030 года в стране станет возможным покупка лишь электрических или гибридных авто, к этому же году намерены прекратить производство машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в Германии. Дизельные авто будут запрещены во Франции с 2024 года, а к 2040-му под запрещением окажутся и бензиновые.

Если не идти в ногу со временем, через какое-то пора Россия рискует стать рынком сбыта для устаревших и неэкологичных автомашин. «Сюда будут сплавлять из Европы ненужные авто с ДВС», — предостерег правящий партнер Moscow Tesla Club Игорь Ангаров.

В то же время, по его суждению, отставание России от мировых лидеров на данном этапе дает ей возможности для взрывного роста — и в плане создания инфраструктуры, и в плане открытия локализованных производств и стройки собственных заводов.

Смотрите также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика