Безумству храбрых
Кто не рискует, тот не пьет подсаке, и наоборот. Если так, то в штаб-квартире Mazda гремело бы нескончаемое «Кампай!». Четвертое поколение своей опорной модели, c 2003 года развёдшейся по миру более чем 6-миллионным тиражом, компания из Хиросимы спроектировала так, как бросаются в атаку камикадзе – безоглядно. «Новоиспеченная Mazda3 должна нравиться даже своей неидеальностью» – как вам такое заявление от Жюльена Монтюса, шефа калифорнийской дизайн-студии японской фирмы? В эпоху триумфы бескрылого прагматизма, прикрывающего трусливую мыслишку «как бы чего не вышло», безумству храбрецов из Mazda, начертавших на своих знаменах лозунг «Автомашина как Искусство», поем мы песню. Да, разномастные «искусствоведы» наломают гору копий, споря по поводу идеи замены подштамповок на кузовных панелях динамичными росчерками отражений на гладких боковинах новоиспеченной «трешки» или пропорций кормы ее пяти-дверного варианта. Пусть! Равнодушными внешность четвертой Mazda3 не оставит никого. «Это ли не мишень, что всем желанна?»
Выдыхайте потише
Заглядываю вовнутрь. В интерьере хэтча, который вышел на наш рынок в июле, за исключением перегруженности деталями и скуки есть все: отменное качество отделки, эргономичность, спокойные сиденья обоих рядов и знаковые детали вроде напольной педали газа.
Но тому, кто в ожидании притока адреналина уже раскатал губу, придется закатать ее обратно. По крайней мере, когда «под седлом» версия со 120-сильным 1,5-литровым безнаддувным бензиновым мотором в сочетании с АКП6. Если предтече с таким же силовым агрегатом доставалось за «овощные» 11,9 с разгона с места до сотни, то что сказать о 12,4 с слегка потяжелевшего сменщика? Едва-едва ли покупателя такой Mazda3 завалят «письмами счастья» с фото от спидкамер, что, согласитесь, тоже приятно.
Но не лишь это. Сшибка! «Автоматическая» 120-сильная Mazda3 обладает неплохой приемистостью в диапазоне городских скоростей при завидной – самостоятельно от нагрузки – экономичности. Мой рекорд всего-то 7,1 л/100 км при частом использовании ручного режима переключения АКП на путях (в том числе горных) Сербии! Учитывая, что речь о безальтернативном для двигателей семейства Skyactiv-G 95-м бензине, можно выдохнуть с облегчением.
Только выдыхайте потише, чтобы не потревожить пассажиров. Новоиспеченная Mazda3 с ее воздушной прослойкой между металлическими панелями пола и ковровым покрытием переменной толщины, а также тщательно отработанным стыком крыши хэтча и пятой двери приобрела то, чего были лишены предыдущие три поколения модели, – акустический комфорт! В своей войне за тишину в салоне японцы, пожалуй, зашли даже слишком далеко: звуковой сигнал включенных поворотников так бархатный, приглушенный, что не обращает на себя внимание.
«Механика» возвращается
Все же хочется чего-то большего, в смысле динамичного. И тут сюрприз! Mazda вернула в Россию 1,5-литровую версию Mazda3 с «механикой», покинувшую наш базар в 2016-м из-за околонулевого спроса. Возможно, с тех пор мы стали менее привередливыми, но выбирающим стартовый вариант Drive новоиспеченного хэтча с разгоном 0-100 км/ч за 11,3 с придется-таки справиться со сшибкой в своем сознании.
Действительно, их автомобиль оснащен будет богато: среди прочего базовая машина может похвастать светодиодными фарами, семью эйрбегами (ранее было подюжины), усовершенствованным проектором ключевой информации на лобовое стекло и работающей в связке с приложениями Apple CarPlay/Android Auto мультимедийкой с 8,8-дюймовым цветным дисплеем. Однако у нее обыкновенный кондиционер вместо климат-контроля и стальные колесные диски, а хозяину придется обходиться без обогревов передних сидений, руля и фронтального стекла в зоне покоя «дворников».
Жесткость с плюсом
Успокоить бунтующий разум способен хэтч с также популярным тандемом 2-литровой 150-сильной «четверки» и 6-ступенчатой АКП. Разгон с места до сотни за 9,3 с, внятный ответ на газ на любых скоростях даже без перевода «автомата» в спорт-режим и максималка в 213 км/ч уже позволяют выполнять обгон на линии без колебаний. Но не без встрясок. Замена – впервые в истории Mazda3 – задней многорычажки на более бюджетную, желая и менее разорительную при ремонте полунезависимую подвеску все же дает о себе знать при проезде стыков дорожного полотна. Особенно если хэтчбек в топ-комплектации Supreme обут в 18-дюймовые низкопрофильные покрышки вместо штатных для иных версий 16-дюймовых.
В любом случае быстрота реакций, цепкость в поворотах, чувство слитности водителя и автомашины остались при Mazda3 и в четвертом поколении. Причем не только благодаря новой платформе и более жесткому кузову – содержание сверхвысокопрочной сделались увеличено в нем на порядок. Сказывается и действие идущей в базе всех Mazda3 усовершенствованной системы G-Vectoring Control. Привесок Plus означает улучшенную управляемость не только за счет регулировки тяги двигателя в зависимости от угла заворота руля, но и создания тормозными механизмами внешнего переднего колеса стабилизирующего момента на выходе из виража.
Будем несложнее
Пожалуй, единственной жертвой подвесочной революции стал клиренс, ужавшийся со 155 до 135 мм. Тут Mazda3 для российского базара выдерживают общий стандарт с «европейками», чуть уступая (140 мм) «американкам».
Альтернативой пятидверному хэтчбеку с акцентированной динамичностью конфигураций станет элегантный седан с той же длиной базы. Более купеобразный, чем прежде, профиль четырехдверки не помешал существенно (444 vs 408 л) нарастить номинальный объем багажника, какой можно заметно увеличить, сложив в горизонт двухсекционную спинку дивана. Седан выйдет на наш рынок осенью и, чтобы не перебегать путь Mazda6, будет доступен в единственном варианте исполнения: 1,5-литровый 120-сильный двигатель, АКП6, срединная комплектация Active аналогичная одноименной для хэтчбека… при сниженной на 20 000 руб. стоимости (от 1 570 000 руб.). Кроме того, для четырехдверки за 66 000 руб. предложен эксклюзивный расширенный пакет комфортных функций, вводящий ряд позиций (умный ключ, внутрисалонное и боковое зеркало со стороны водителя с автоматическим затемнением, датчики парковки спереди и позади, камера заднего вида с динамической разметкой) из топ-комплектации Supreme хэтчбека.
«Постойте, не рано ли мы свернули на тему настроек шасси?» – спросит информированный фанат марки, намекая на то, что «трешка» четвертого поколения обзавелась в Европе несколькими совсем новыми силовыми установками с мягкогибридной составляющей, в том числе революционным 2-литровым компрессорным бензиновым двигателем Skyactiv-X мощностью 180 л.с. с «полудизельным» воспламенением смешения. Верно. Только до России такие Mazda3 не доедут, как не доедут и американские версии со 186-сильной 2,5-литровой безнаддувной бензиновой «четверкой». При пересечении нашей рубежи полегчал и пакет доступных для модели хайтековых систем безопасности. Причина прозаическая – запредельная по нашим меркам стоимость. Так, во Франции «деликатесная» Mazda3 Skyactiv-X с АКП6 и приводом 4х4 (8,9 c/211 км/ч) стартует с отметки €34 500…
Во сколько обходится революция?
Закружилась башка? Присядьте и примите валидол. Самое время. Конечно, Mazda3 никогда не увлекалась в России демпинговыми играми в отличие от принципиального соперника Ford Focus, в 2019-м ретировавшегося с нашего базара вместе с остальной легковой линейкой «Голубого овала». Но теперь… Теперь маркетологи Mazda Motor RUS замахнулись на ценовую вышину, взятую BMW 118i и Mercedes-Benz A 200 (1 600 000/1 790 000 руб.), пусть и в базовых комплектациях.
Даже самая скромная 120-сильная пятидверная версия «трешки» с 6-ступенчатой механической коробкой (от 1 490 000 руб.) – и та лишь на 8000 руб. недороже базовой Mazda6 с 2-литровым мотором мощностью 150 л.с. и АКП6, а «автоматические» хэтчи Mazda3 с той же 1,5-литровой «четверкой» уже дорогостоящей такой старшей сестрицы в одноименной (хотя и чуть более скромной) комплектации Active. Вот это сшибка!
Если красота спасет-таки мир, то новая Mazda3 этому поспособствует. И уж точно «японка» сделает утрачивающий былое разнообразность российский автопарк более ярким. Правда, радующие глаз хэтчбек и седан малого среднего класса из Хиросимы, мягко сообщая, недешевы. Но на то и истинная красота, чтобы требовать жертв.
От короткого замыкания мозговые извилины уберегает лишь знание того факта, что «трешка», в отличие от «шестерки», поставляется к нам напрямую из Японии, минуя сборочное предприятие во Владивостоке. Все же Mazda, именуя свою новинку революционной моделью, подразумевает нечто гораздо большее, чем технологический прорыв. В итоге может выйти, что шансы увидеть на российских дорогах новую Mazda3 сравняются с возможностью разглядеть невооруженным глазом бозон Хиггса. Но уж если такая встреча произойдет, запомнится надолго. Таково свойство образчиков настоящего искусства.