В заключительнее время электромобили Tesla стали для многих символом статуса, спрос на них превышает предложение. Но немецкий эксперт по автопрому Франк Швопе видает ситуацию не в столь радужном цвете.
В последнее время электромобили американской компании Tesla пользуются все вящей популярностью: маленький, но быстрорастущий производитель по цене акций обогнал гиганта всемирного автопрома BMW. Однако все ли так радужно, как кажется на первый взгляд? О том, какие промахи допустил глава Tesla Илон Маск и удастся ли ему наладить массовое производство электрокаров, в интервью DW рассказал эксперт по автомобильной индустрии немецкого банка NordLB Франк Швопе (Frank Schwope).
Deutsche Welle: Вы прочертили исследование, в котором оценили возможности компании Tesla с точки зрения потенциальных покупателей. Каковы его основные выводы?
Франк Швопе: Вне всякого сомнения, для немало Tesla представляет интерес как компания, которая производит электромобили, другими словами — автомобили будущего. В то же время не стоит забывать о том, что Tesla по-прежнему трудится не с прибылью, а с дефицитом. Не думаю, что Tesla будет работать с прибылью и в 2020 году. Это предприятие — огромный маркетинговый проект, и в случае возникновения проблем Tesla вечно знакомит публику со своими новинками — к примеру, только что были представлены модели Тesla Truck и Tesla Roadster. На мой взор, это делается, в первую очередь, для того, чтобы отвлечь внимание общественности от проблем в самой компании. В цельном же я отношусь к Tesla скептически — с точки зрения не самих автомобилей, а прибыльности предприятия.
— А в чем же тогда его мощные стороны?
Франк Швопе
— Его самая сильная сторона — это, безусловно, маркетинг. Автомашины частично автоматизированы. Самые дорогостоящие модели S и X пользуются высоким спросом. На немало бюджетную модель Model 3 также принято уже более 400 000 предварительных заказов, какие, впрочем, еще нужно обработать. В то же время главный вопрос заключается в том, сможет ли Tesla сделаться прибыльным предприятием, удастся ли ему в обозримом будущем поставить производство электромобилей на поток, или же наращивание объемов производства будет сопряжено с рядышком проблем. Я отношусь к этому крайне скептически.
— То есть, вы считаете, что у Tesla немало слабых сторон?
— Слабых сторон, разумеется, предостаточно — особенно если учесть, что компания вышла на базар сравнительно недавно и является относительно молодой и неопытной в том, что касается производства массовой продукции. До сих пор Tesla спускала электрокары небольшими сериями по 80 000 единиц в год. Если же у компании вдруг возникает желание достичь совершенно других целей, в частности, произвести 500 000 колов в 2018 году или миллион — в 2020 году, то проблем тут не избежать. Размышляю, что в ближайшем будущем мы еще услышим пару-тройку плохих новостей.
— По цене акций Tesla в этот момент вплотную приблизилась к таким отраслевым гигантам, как General Motors и Ford. BMW ей уже удалось перегнать. Считаете ли вы такую цену адекватной?
— Ее можно считать вполне адекватной при условии, что предприятие подлинно станет популярным автопроизводителем, чьи электромобили в ближайшие несколько лет будут употреблять спросом и обеспечат компании прибыль. Однако Tesla в предыдущие годы уже поставляла автомашины с задержками. Я считаю показатель рыночной капитализации, то есть суммарную стоимость акций этой компании — а в данный момент она превышает 50 млрд долларов — неадекватной и в цельном вижу потенциал для ее снижения.
— Как, на ваш взгляд, влияют на выпуск Tesla иные проекты Илона Маска? Такие как, например, вакуумный высокоскоростной поезд Hyperloop или ракеты для космических туристов. Как вы относитесь к столь футуристическим идеям?
— Если человек взят реализацией таких проектов, как Space X — это ракета для полета на Марс — то это, разумеется, замечательно, однако отвлекает его внимание от электромобилей Tesla. И другие проекты, как, так, высокоскоростной поезд, который движется внутри труб, пока остаются лишь фантазиями. Можно лишь гадать, появится ли когда-нибудь нечто подобное на самом деле.
— За какой из своих проектов Tesla готова стоять до крышки, что бы ни произошло?
— За Model 3. Ведь ее успех покажет, сможет ли предприятие трудиться с прибылью, способно ли оно быстро нарастить объемы производства и вообще реализовать в США электрокар за 35 000 долларов нетто. В Европе цена Model 3, вводя налог на добавленную стоимость, составит порядка 40 000 евро. Проблема в том, сможет ли Tesla извлечь из этого прибыль. Я отношусь к этому скептически — в особенности в плане того, что прикасается расширения производства.
Смотрите также: