Почти полвека назад закончились мученические роды первого по-настоящему массового советского автомашины, Жигули ВАЗ 2101 или Lada 1200, как его называли вне рублевой зоны. В истории этого автомобильного завода еще длинно будут вскрываться белые пятна, политические реверансы и по его летописям уже можно выписывать даже кармические законы. Среди живописных Жигулевских гор затерялся городок Ставрополь-на-Волге и еще в 1966 году невозможно было поверить, что уже сквозь четыре года на том самом месте, где еще вчера лоси спокойно хлебали воду из реки, будет выпущен одинешенек из лучших автомобилей современной Европы того времени, обладатель почетного звания «Автомашина года-66», Фиат 124.
Автомобиль-66, КГБ и стройка века
Автогигант мог быть запросто выстроен в Минске, Броварах под Киевом, Белгороде и Горьком, но именно Ставрополь-на-Волге был избран среди городов-претендентов. И вот почему. Партия и правительство решили, что лучше итого стройку века будет начать именно там, поскольку процент независимых рук, не занятых в социально значимых сферах и в сферах производства, именно в этом регионе бил все рекорды. К тому же там было несколько спокойных для тогдашней кремлевской верхушки строительных организаций и была неплохо раскручена транспортная сеть, рядом были источники стройматериалов. С местом постройки разрешили довольно быстро, а вот с автомобилем, который должен был в итоге пополнять золотой валютный резерв партии, дело обстояло сложнее.
Разрабатывать автомашина с нуля никто не собирался. Это затянулось бы на десятилетия и все прекрасно отдавали себе в этом отчет. Потому было решено пойти по пути развивающихся стран и купить лицензию на самый перспективный европейский автомашина.
Претендентов хватало, но основными были Рено из дружественной Франции и итальянский Фиат. Собственно в этих странах более лояльно относились к коммунистам, поскольку левые движения бывальщины там традиционно сильны, а КГБ уже пустило в этих странах глубокие корни. Не заключительную роль в выборе партнера сыграл товарищ Колосов, сотрудник комитета госбезопасности и по совместительству корреспондент газеты «Известия» в Италии. В итоге Фиат предложил самые выгодные для советов условия, обскакав при этом Рено.
Они предлагали, уместно, более прогрессивный автомобиль, Рено 16, с передним приводом и вдали идущей перспективой и это был бы более правильный выбор, как показывает история. Впрочем, Рено свое взяли, ведь сейчас завод, построенный на итальянском оборудовании и по итальянскому проекту, практически целиком принадлежит именно французам. Как бы там ни было, председатель Совмина СССР Косыгин и собственно дорогой Леонид Ильич решили иметь дело с Фиатом, Ставрополь-на-Волге в спешном порядке был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, какой, кстати, скончался за два года до начала стройки в советском Артеке. История отечественного автогиганта завязалась с закладки первого камня в 66-м, а уже через четыре года из ворот новоиспеченного завода выкатили ВАЗ 2101, бывший Фиат 124.
История этого автомобиля заслуживает вящего, чем простого упоминания, однако сейчас мы не ставим перед собой мишень описывать злоключения 124-го в СССР. Одна только эмблема завода чего стоит. Ушлые советские хозяйственники находить умели и после всего того, что вытерпел Фиат, советские чиновники добились от итальянцев даже разработки логотипа и фирменного шрифта, каким на багажниках было написано «Жигули» или «Lada». Первую партию эмблем для Лады изготовили тоже в Италии, ее все помнят, ладья, стилизованная под литеру В на кроваво-красном поле, а под ней надпись «Тольятти». Только вот итальянцы не слишком сильны были в кириллических символах и вместо литеры Я написали латинскую R, ТOЛЬRTTИ. Назревал скандал, но первая партия 2101 так и вышла с неверным логотипом и именно эта партия эмблем считается сейчас музейной раритетом. За нее можно запросто купить новую Гранту. А за обычные деньги можно приобрести весь модельный ряд автомобилей ВАЗ. Цены 2016 года на актуальные модели показаны согласно прайс листам официальных дилеров АвтоВАЗа. Начнем, пожалуй, по старшинству.
Новоиспеченная машина на конвейере АвтоВАЗа, действительно, открыла новую эпоху в истории завода. Она должна была переменить Лады десятого семейства и вышла в 2007 году в кузове седан. Желая многие считают дизайн семейства ВАЗ 2110 более удачным, чем приоровский, автомашина активно покупают. Во-первых, потому что десятки уже не производят, а во-вторых, потому что стоимость на базовую Приору в кузове седан составляет 390 000 рублей в комплектации Стандарт, а самая дорогостоящая Приора в комплектации Норма Климат обойдется 480 тысяч. Спускают также Приоры в кузове хэтчбек, универсал и трехдверный хэтч, но приобрести ее довольно сложно. Базовый для модели двигатель — 16-клапанный 98-сильный мотор на основе конструкции агрегата семейства 2110. Также встречаются Приоры и с 8-клапанным мотором, и с 106-сильным с распределенным впрыском. Сообщают, что он очень чувствителен к качеству топлива, поэтому его эксплуатация в регионах связана с кой-какими трудностями.
Универсал Лада Ларгус — первоначальный опыт совместного творчества ВАЗа и альянса Рено/Ниссан. По сути машина является стопроцентной снимкой Рено Логан MCV, который с 2006 года выпускается в Румынии под маркой Дачия. Отличия лишь в оформлении передней решетки. Машина может предлагаться официалами как в пятиместном варианте, так и с семейство посадочными местами. Существует также коммерческий грузопассажирский фургон на базе Ларгуса. На июль 2016 года самый недорогой пятиместный Ларгус стоит 530 000 рублей. Комплектации минимальны, поскольку машина позиционируется необыкновенно как утилитарное средство передвижения без каких-либо претензий. Базовый Ларгус имеет лишь 87-сильный 8-клапанный 1,6-литровый мотор и 5-ступенчатую механику. Самая дорогостоящая семиместная версия LADA Largus с мотором на 106 сил от Приоры стоит 660 000 рублей.
LADA Largus Cross (Лада Ларгус Кросс), люксовый универсал
Автомашина появился в продаже только в 2014 году, что говорит о том, что АвтоВАЗ не собирается прощаться с недорогими утилитарными автомашинами. От Дачии MCV LADA Largus Cross отличается увеличенным до 170 мм клиренсом, на автомашина установлен только 102-сильный впрысковый мотор с 16 клапанами и 5-ступенчатая КПП. Наружно Кросс отличается пластиковыми накладками на колесных арках, 16-дюймовыми дисками и несколько иным оформлением переднего бампера. В люксовой версии машина стоит 645 000 рублей, если веровать официальному сайту АвтоВАЗа, хотя официальные дилеры в Москве предлагают приобрести LADA Largus Cross в семиместном исполнении за 680 тысяч рублей.
LADA Kalina разрабатывалась еще с 1993 года, как компактный автомашина В-класса и альтернатива более крупным Самарам и десяткам. И только в 1999 году завод показал первоначальный прототип в кузове хэтчбек, через год был готов к показу седан, а в вытекающем году — универсал. Первый седан Калина продали в 2004 году и с тех пор уже сходит второе поколение модели. Это один из немногих отечественных автомобилей с таким огромным комплектом дополнительных опций, широкой вилкой цен и количеством комплектаций. Самый недорогой хэтч будет стоить 435 000 без учета особых предложений и акций. На такой автомобиль будет установлен самый слабенький 87-сильный мотор и пятиступенчатая механика. За АКПП надо доплачивать возле 50 тысяч, а Калина с автоматом и более мощным 106-сильным мотором будет стоить уже 545 000 рублей. Стоимость топовой комплектации Люкс Навигация — 565 000 рублей.
LADA Kalina (Лада Калина) Универсал
Новоиспеченная LADA Kalina Универсал — это фактически улучшенная Гранта. Чуть немало дорогие материалы, чуть лучше шумоизоляция, чуть мощнее моторы. Самый недорогой универсал на базе Калины второго поколения будет стоить от 450 000 рублей на механической коробке и 87-сильным мотором, а за подобный же автомат придется заплатить 502 тысячи. Тот же автомобиль, но с более мощным 98-сильным приоровским двигателем оценивается в 564 тысячи, а топовый 106 мотор сделает машину еще дорогостоящей на 42 тысячи, что в итоге составит минимум 606 тысяч рублей.
LADA Kalina Sport (Лада Калина Спорт)
Исходя из наименования, это спортивная версия Калины, а отличия от базового хэтчбека заключаются в установке газонаполненных амортизаторов, уменьшении на 20 мм путевого просвета и по-другому настроенный двигатель. Он имеет 117 лошадей, а КПП этому автомашине полагается только механическая пятиступенчатая. LADA Kalina Sport разгоняется до сотни за неспортивных 9,8 секунды, а максималка, заявленная в технических характеристиках, составляет 198 км/ч. Кроме того, автомашина отличается спортивными обвесами и литыми 16-дюймовыми колесами. Цена LADA Kalina Sport — 610 000 рублей.
С 2014 года Калина может получать модную префикс Кросс. Это значит, что автомобиль станет ярче благодаря вставкам апельсинового цвета в салоне и специальной цветовой гамме, немного агрессивнее благодаря передним обвесам и молдингам и немножко проходимее за счет незначительного (20 мм) увеличения клиренса. В основном увеличение путевого просвета реализовано за счет высоты профиля резины, а отчасти за счет лифта подвески. У автомобиля есть существенный минус — по сравнению с Калиной не-Кросс, приподнятый универсал имеет повышенный почти на полметра диаметр разворота. По техническим характеристикам LADA Kalina Cross целиком идентична обычным Калинам, а полный привод, который так просится сюда, к сожалению, реализован не будет. Для этого кушать другой внедорожник.
В этом году LADA 4×4, а в то пора она еще называлась Нива, исполняется 40 лет. Предсерийный полноприводный комфортабельный внедорожник вышел на путь в 1976 году, а продажи начались с апреля 77-го. В то время внедорожники с тащащим кузовом и таким уровнем комфорта вообще были редкостью, а в Альянсе тем более. С 2006 года правом на торговую марку Нива владеет Дженерал Моторз, потому сегодня для нас это название неактуально. Конструктивно автомобиль фактически не изменился, за исключением двигателя. Изначально на Ниву устанавливали карбюраторный двигатель от ВАЗ 2106, ныне же это впрысковый 8-клапанный мотор объемом 1700 кубов и мощностью 87 коней. Цена на внедорожник колеблется от 470 до 500 тысяч рублей в подневольности от комплектации. Автомобиль имеет несколько вариантов кузовов — пятидверный, трехдверный, коммерческий фура, пикап и несколько специализированных версий. Если есть необходимость в утилитарном и несложном внедорожнике с приличными характеристиками и минимальной ценой, то выбор очевиден — LADA 4×4.
Старенькая семерка уже давным-давно дышала на ладан и ее не спасали многочисленные модернизации, ни бросовые цены. Ее перестали покупать. Гранта изначально задумывалась еще в 90-х годах, как замена ветерану, но идея была реализована лишь в 2011 году. Причем совсем не так, как этого хотелось изначально. Гранта выстроена на базе Калины и представляет собой самую простую и дешевую ее версию, желая внешне и достаточно самобытна. Целью инженеров при проектировке автомобиля было максимальное снижение стоимости. Экономили на всем, чем лишь можно и в результате получили супер-бюджетный седан с ценой 367 000 рублей. На этой версии введена либо пятиступенчатая механика, либо АКПП, а в базе идет типовой ВАЗовский мотор на 106 сил. Вариант с АКПП имеет 98-сильный двигатель, но стоит на 35 тысяч дорогостоящей базовой Гранты.
С 2014 года в Ижевске сделались выпускать Гранту в кузове лифтбек. Идея была в том, чтобы целиком вытеснить с конвейера морально устаревшие Самары и десятое семейство. Салон автомашины фактически полностью повторяет первую Калину и Гранту в кузове седан, но с немало широкими функциональными возможностями. Технические характеристики полностью идентичны Гранте и первой Калине, а стоимости на LADA Granta Лифтбек начинаются с 420 000 рублей за машину с 87-сильным 8-клапанным мотором. Топовая комплектация с двигателем мощностью 106 сил и роботизированной трансмиссией оценивается в 550 000 рублей.
LADA Granta Sport (Лада Гранта Спорт)
Спортивная Гранта стоит в дилерском автосалоне от 550 до 610 тысяч рублей и выделяется от базовой модели настройками мотора, подвеской с измененными характеристиками и деталями интерьера, какие должны подчеркивать спортивный характер автомобиля. На это же направлена и мощность, повышенная до 117 сил, а также специальные литые диски и заниженная до 140 мм подвесок. Трансмиссия на LADA Granta Sport — только механическая пятиступенчатая с тросовым приводом, в кормчем установлена укороченная рейка, которая способствует более точному управлению.
Автомашина выполнен в новой концепции автозавода, дизайнерскую сторону которой разрабатывал Стив Маттин еще с 2012 года. LADA Vesta впервые была показана в 2014 году и сквозь год уже появилась в продаже. Веста выпускается в Ижевске и ее появление было бы невозможным без участия тогдашнего главу АвтоВАЗа Бу Андерссона, дизайнера Маттина (экс дизайнер компании Вольво) и инженеров альянса Рено/Ниссан, какие разрабатывали большую часть узлов и агрегатов. Машина построена на новоиспеченной французской платформе В/С со стандартной подвеской (спереди МакФерсон, сзади торсионная балка).
Автомашина имеет приятную современную внешность, один 106-сильный 1,6-литровый 16-клапанный двигатель и две коробки передач — пятиступенчатую механику и пятиступенчатую роботизированную КПП. Стоимость автомобиля на 2016 год колеблется от 540 до 780 тысяч рублей.
Самый одиозный и долгоиграющий проект АвтоВАЗа, LADA XRAY, очутился обычным хэтчбеком, построенным на платформе Рено Сандеро и без полного привода. Клиренс автомашины увеличен до 196 мм по сравнению с Рено Логан, который также делит перрон с Икс-Реем. LADA XRAY на 85 мм длиннее Сандеро, но объем багажника, как для хэтча, не мощно велик — всего 260 литров. В базе машина оснащена стандартно по-вазовски, но бонусом шагают светодиодные дневные ходовые огни и 16-дюймовые колеса. Двигатели, какие устанавливаются на LADA XRAY, не балуют разнообразием, это все те же два мотора, которые введены на все модели завода — 1,6-литровый с мощностью 106 и 1,8-литровый мощностью 122 силы. Последний двигатель может идти в паре с роботизированной КПП, а менее мощный лишь с механикой. Цена LADA XRAY на 2016 год от 620 до 780 тысяч рублей.
Не так давным-давно завод отметил свое 50-летие выпуском юбилейных LADA XRAY и Весты. За всю историю автозавода было реализовано более 28 миллионов автомобилей, среди которых на ВАЗ 2101 и 2106 доводится около 5 миллионов экземпляров, было куплено два миллиона Лада Нива ВАЗ 2121, а все семейство Самара (2108-2109, 2114, 2115) составило возле 5 млн штук.