Франкфуртский автосалон в этом году покинул смешанные чувства: блестящих концепт-каров много, а на чем ездить европейцу — не удобопонятно. DW — с итогами IAA-2017.
«Где тут нормальные машины?» — таков лейтмотив обзора немецкой газеты Die Zeit, какой посвящен 67-му Франкфуртскому международному автосалону. Он заканчивает свою работу в воскресенье, 24 сентября, и продолжает оставаться крупнейшим в вселенной смотром достижений индустрии. Однако в этом году этих достижений не так немало — тут сходятся автомобильные комментаторы практически всех основных изданий в ФРГ.
Немецкие электромобили «на бумаге»
Основным трендом IAA-2017 стали автомобили с электрическими двигателями. А буквальнее — громкие заявления ведущих немецких автоконцернов о желании их производить в массовом распорядке. Пока же на рынке ФРГ доминируют машины с бензиновыми и дизельными моторами, в то пора как доля электромобилей составляет в стране лишь 0,8% — т.е. около 34 тысяч авто из всеобщего числа в 40 млн.
Менеджеры немецких автокомпаний обещают это изменить. Глава Volkswagen Матиас Мюллер (Matthias Müller) все заключительные месяцы говорил о полной переориентации этого автоконцерна на электромобильность, а на автосалоне аннонсировал появление 50 целиком электрических моделей VW — к 2025 году. К этому же сроку 12 новоиспеченных электромобилей в серийном исполнении пообещало на автосалоне и руководство BMW.
BMW i Vision на Франкфуртском автосалоне
Ну а что сейчас? BMW представила во Франкфурте концепт серии i Vision, какой должен составить конкуренцию Tesla Model 3 от американского лидера электромобилей премиум-класса Tesla. С той лишь разницей, строчит Die Zeit, что Model 3 уже в серийном производстве, а о точных сроках начала выпуска i Vision публично усердствуют не высказываться. Электрическая модель от другого немецкого автостроителя — Porsche — устроится на рынок в 2018-2019 годах. Намного более демократичный Smart, изготовляемый концерном Daimler, в электрическом варианте пойдет в серийный выпуск тоже не ранее 2020 года.
Азиатское наступление на авторынке
Напротив, крайне успешны в реализации планов электромобильности производители из Китая. «Расклад сил меняется», — констатирует немецкое деловое издание Manager Magazin. Приметное технологическое лидерство американских, европейских и японских компаний, основанное на их эксперименте производства машин с двигателями внутреннего сгорания, нивелируется в тот момент, когда основным трендом отрасли становится электромобильность. В итоге производители из КНР год от года спускают на рынок все более конкурентоспособные модели.
Внедорожник китайской марки Wey
Кроме того, развитие электрических двигателей поддерживают китайские воли, озабоченные бедственной экологической ситуацией в Пекине и других городах края. Есть в КНР и желание снизить зависимость от импортируемой нефти. В итоге, в автопром края текут сейчас деньги инвесторов всего мира — как в модные стартапы вроде Faraday CAR, так и в популярные массовому потребителю автоконцерны вроде BYD.
Уже сейчас в КНР больше фабрик по производству аккумуляторов для электромобилей, чем в любой краю — не говоря о том, что именно Китай является и основным источником редкоземельных металлов, необходимых для производства батарей. Во Франкфурте успехи китайского автопрома можно было видать на примерах марок Chery или Wey, являющейся новым премиум-брендом уже широко популярного концерна Great Wall.
Внедорожники в тренде
Примечательно, что и Chery, и Wey показали на IAA-2017 внедорожники. И это еще одна тенденция нынешнего автосалона. «Сделай SUV или обанкроться» — примерно так сформулировал веление времени для автоконцернов комментатор немецкого экономического издания WirtschaftsWoche. Статистика впечатляет: 70% представленных в этом году во Франкфурте машин бывальщины внедорожниками или спорткарами. Причем и те, и другие далеко не всегда подходят массовому потребителю в Европе — как по стоимости, так и по удобству использования в европейских городах.
Впрочем, IAA является мировым смотром, так что заинтересованности отрасли нацелены далеко не только на Европу. Хотя именно с этим в 2017 году возникли сложности. От участия в нынешнем Франкфуртском автосалоне отказались немало крупных всемирных автопроизводителей. Среди них — лидеры на рынке электромобилей Tesla и Nissan, а также Chevrolet, Fiat, Volvo, Mitsubishi, Peugeot.
Среди вин наблюдатели, как правило, указывают дороговизну участия в IAA. Но не только. Все большую популярность получают иные автошоу — например, в Шанхае, который является «домашним» автосалоном набирающего мочь автопрома КНР. Или выставка CES в Лас-Вегасе, начинавшаяся как смотр электроники и технологий, но в эпоху напичканных электроникой машин все вяще напоминающая автосалон.
Словом, конкуренция становится все более жесткой — и не лишь среди автопроизводителей, но и среди площадок для смотра их достижений. В немецких автоконцернах вызов поре услышан — хотя и с опозданием. «В отрасли сейчас ничто не осталось таким, как ранее», — признал на IAA глава Volkswagen Матиас Мюллер. Результаты этого переосмысления сделаются скоро видны на улицах по всему миру — или на следующем автосалоне во Франкфурте сквозь 2 года.
Смотрите также: