Проект Lexus стартовал в августе 1983 года, и вначале манера автомобилей этой марки своеобразием и яркостью не отличался. Больше итого первый из «Лексусов» запомнился своим сходством с мерседесовским S-классом. Сами японцы тогда объясняли эту автомимикрию спецификой первого этапа становления новоиспеченного бренда и необходимостью элементарного выживания и самоутверждения на главных мировых площадках глобального базара. А там, по мнению руководства Lexus, успех сопровождал исключительно те модели, манера которых так или иначе обыгрывал образ и облик успешной немецкой марки. Звучало логично, однако к начину XXI века критика в отношении стиля и дизайна «Лексуса» зазвучала чересчур громко для того, чтобы ее не услышали в Токио.
«Как же так?» – недоумевали многие, в том числе и я, оглядывая экспонируемые в рамках регулярных Миланских биеннале дизайна модернистски-утонченные инсталляции с участием автомашин Lexus. Вот где настоящее современное искусство, но почему же эти прекрасные творческие труды не превращаются в достояние японского автопрома? Вот в чем вопрос.
Ответ на него наверняка могли дать многоопытные специалисты в районы автомобильного дизайн-маркетинга – американцы, благо, что на североамериканском континенте у Toyota работает свой дизайн-центр Calty в калифорнийском Ньюпорт-Бич. Именно здесь в 2012 году был получен первоначальный весомый результат, и мир увидел абсолютно новый, построенный по программе с кодовым наименованием 950A, концептуальный автомобиль, ставший известным как Lexus LF-LC. Манера этой машины определил новый вектор развития философии дизайна японского флагмана. Его неплохо встретила пресса, что подвигло дизайнеров и руководство к новым проектам. Вполне вероятно, что яркость манеры во многом была навеяна знаменитым калифорнийским солнцем: автомобиль, словно фонтанировавший горячими эмоциями, поблескивал декоративными деталями из серебристого металла, а ослепительные вспышки солнечных зайчиков расставляли необходимые акценты. Выглядело это действо дизайнерской иллюстрацией к японской поэтической миниатюре о чайной церемониалы:
Чай отражает
солнечный зайчик на стену,
и зрачки за ним бегают,
словно во сне
Подлинно, искрящийся солнечными бликами автомобиль выглядел нарядно, и главное, его дизайн совсем не напоминал стили ни BMW, ни Mercedes. Успех окрылял, и через четыре года состоялась новоиспеченная премьера: появилось роскошное спортивное купе LC 500, эффектный манера которого точь-в-точь повторял ту самую успешную концепцию LF-LC, разработанную в 2012 году. Такая реинкарнация манера оказалась очень правильным шагом.
Постепенно проектные работы по новоиспеченному автомобилю перевели из США в технический центр Toyota в Японии, а с января 2013 года отысканный стиль принят как окончательный. В первом полугодии 2014 года предсерийный вариант дизайна очутился почти закончен и готов для демонстрации. Его премьера состоялась в 2016 году на автосалоне в Детройте, в США – на небольшой исторической родине нового стиля Lexus.
Уже на премьерном показе Lexus LC 500 сделалось ясно, что японцы показывают не просто купе премиального класса. Даже в наименованье модели маркетологи Lexus постарались скрыть истинные намерения по завоеванию всемирного рынка. Японцы и сейчас не называют свою машину «спортивным автомобилем с посадочной формулой 2+2», а используют такие красочные эпитеты, как «грандиозное туристское купе» или «роскошное спортивное купе». Однако LC – подлинно чистокровное купе, сдобренное, правда, некоторыми чертами суперкара – так, компоновкой двигателя, расположенного спереди, внутри колесной базы за передней осью, и новомодной деятельной аэродинамикой – самонастраивающимся задним спойлером. Проведена и борьба с излишним весом, для чего отдельный детали и без того сверхлегкого алюминиевого кузова – внутренние дверные панели, кровля салона и пол багажника – заменены на совсем уж невесомые детали из углепластика. Все это определенно указывает на намерения компании в самое ближайшее время кардинально изменить стиль и дизайн Lexus.
В профиль кузов LC 500 выглядит почти как трехобъемное купе. Но это не так – приметны иные пропорции и некоторые другие отклонения от канона. Например, такова конфигурация той части салона, которая находится у задних стоек крыши – собственно это место превращает силуэт автомобиля в двухобъемник, архитектуру которого используют многие канонические суперкары. Все это вкупе с агрессивностью «колких и дерзких» по своему рисунку деталей капота и кормы обогащает восприятие автомашины. Форма задних фонарей повторяет мотив вертикалей передних воздухозаборников, и этот повтор придает визуальному восприятию дизайна большую целостность.
Еще стилисты Lexus неплохо и много поработали над формой и орнаментом гигантской облицовки радиатора, рисунок которой как бы струится и меняется на всем протяжении поверхности от нательного спойлера до верхней плоскости капота. Более того, на теме специфического абриса облицовки радиатора строится и задний фасад автомобиля! Такую конфигурацию облицовки радиатора приняли даже автоэстеты и уже успели окрестить ее «песочными часами Lexus».
Что за пора суждено отмерить этим часам? Миг краткосрочной моды или, быть может, эпоху манера, который будут называть «стиль Lexus»? Ответа на этот проблема пока не знает никто.
Текут песчинки,
Секунды отмеряя.
Разузнать бы, сколько
Песка еще осталось
В часах моих песочных
Ясно одно: дизайн LS 500 – дерзостная провокация базара в сегменте, где десятилетиями благополучно существовали такие бренды, как Porsche, Maseratti и BMW. Вторжением на эту территорию японцы продемонстрировали намерение в ближайшем будущем стремительно развивать рыночную нишу моделей с повышенным степенью чувственного дизайна, ориентированного на новые группы потребителей.
Стиль интерьера представляется несколько другим, чем тот, что главенствует снаружи. Прямых его цитат, перенесенных внутрь, не заметно, зато ощущается атмосфера японского радушия (омотэнаси – яп.), в котором царит образ предвосхищения – одного из основных понятий глобальной философии дизайна Lexus. Сообразно ему, дизайн не только удовлетворяет потребности и желания человека, но еще точно и без промахов предвидит их. Поэтому человек за рулем Lexus всегда получает все необходимое. А такая попечение и душевное спокойствие, идущее от интерьера, вместе с чувственностью и страстностью экстерьера основывают мощный сплав тех самых ощущений, за которые, в частности, ценится искусство сервировки в японской национальной кухне, какую иногда называют «игрушкой для взрослых»: японский повар готовит еду глазами. Об этом лучше всего говорит японская поговорка: «Еда, подобно человеку, не может появиться в приличном обществе голой». Собственно поэтому дизайн нового автомобиля так ярок и одновременно так прост и незапятнан в своем выражении. Это и притягивает взгляд, заставляя людей оборачиваться и вновь и вновь смотреть на автомашина, «путешествуя по нему взглядом».