На Стрельной скорбь живут удивительные лисы – они почти не боятся людей, и дети с восторгом смотрят, как родители кормят рыжеволосых хитрованок печеньем и яблоками. Люди постарше приезжают сюда насладиться потрясающими видами – бескрайние волжские шири опьяняют ароматом степного разнотравья, завораживают широтой, раздольем и тишиной, отрешенностью от всего суетного и тонкого. Случаются в окрестностях миражи, световые и даже пространственно-временные аномалии. Сюда залетают огненные шары-летуны – их еще именуют «эйвсь». То ли мистика, то ли «влияние тектонических процессов, сопровождающихся активным выделением энергии»…
Впрочем, мы отправились на Стрельную не глазеть на травяного дятла или лесную соню и не охотиться за летунами. Просто дорога сюда из Тольятти – идеальная трасса, чтобы оценить способности автомашины. Тем более такого, как «Гранта». Новая «Гранта».
Что главное?
Ведь Тольятти сегодня – настоящий «Гранта-таун». Если года три назад улицы бывшего советского автограда кишели старенькими «Жигулями», пожилыми «восьмерками», молодящимися «Приорами», то ныне здесь авто номер один – «Гранта» и ее сестричка «Калина». Именно поэтому (или вопреки этому, вот ведь парадокс!) цельных два дня мы буквально купались во всеобщем внимании: мой серебристый седан и красный лифтбек разглядывали из окон проезжающих машин, нам не подавали прохода во время фотосъемки, заглядывали внутрь, чтобы рассмотреть салон, одобрительно или задумчиво кивали похорошевшей физиономии автомашины.
А выражение лики у «Гранты» теперь и впрямь совсем другое. «Что важно при работе с «Грантой»? – объяснял шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин. – Подчеркнуть ее принадлежность к модельному линии. Поэтому приоритетом была передняя часть. Мы сделали ее как можно вертикальнее, а капот максимально горизонтальным, отработали корму, чтобы она не казалась слишком узкой и высокой».
Технических изменений рестайлинг не принес, и все же кое-что у «Гранты» внутри поменялось. Так, передаточное касательство главной пары увеличилось с 3,7:1 до 3,9:1 у машин с механической коробкой и ниссановским «роботом». Последний сейчас менее шумный, а также получил более износостойкое сцепление и ползущий режим: как с обычным «автоматом», машина поедет, едва-едва снимете ногу с тормоза. А кнопка «Спорт» активирует соответствующий режим, который сокращает время переключения передач.
А ведь поначалу, когда Стив сделался внед-рять на тольяттинских моделях пресловутые «икс-линии», я, признаться, сомневался – слишком радикально, слишком резко. Сейчас, глядя на изменившееся до неузнаваемости грантово личико, могу лишь признать правоту маститого англичанина. Машина не попросту выглядит свежее, а, что куда важнее, солиднее и богаче, дороже. Сейчас ее нетрудно спутать со старшей сестрой «Вестой». Что, собственно, и требовалось.
Прощай, «Калина», и опять здравствуй
А отличить машину от предшественницы можно и с «филейной» части – проще всего по номерному знаку. Переехав с бампера на покрышку багажника, он, в полном соответствии с мыслью Маттина, сделал корму «Гранты» не столь грузной. Собственно, на этом рассказ о внешних изменениях можно и заканчивать. «Разумеется, вы не можете поменять все, – усмехается Стив. – Потому что, если изменения коснутся боковой части, вам придется нарисовать совершенно новоиспеченный автомобиль».
Впрочем, есть одно изменение – и внешнее, и весьма радикальное, – которое не ускользнуло от приметливых тольяттинцев. Ведь на хэтче, лифтбеке и универсале красуется то же имя, что на седане – все это теперь «Гранта», а «Калина» осталась в прошедшем.
Зато в салоне обновленной машины обнаружилось калиново наследство – передняя панель от хэтча. И прежде ее можно было заказать на дорогостоящие модификации «Гранты», а теперь более современное и эргономичное торпедо стало базовым – для всех версий. Симпатичные пластиковые вставки, немало интересные руль и центральная консоль, живенькие оранжевые нимбы на циферблатах приборов с радиальной оцифровкой, черно-белый дисплей борткомпьютера вместо зелено-черного, новоиспеченная рукоятка «ручника», иная обивка кресел – так однозначно лучше. Из других полезных приобретений – более размашистые подголовники и ощутимая боковая поддержка на диване. Регулировкой по высоте на 40 мм оснастили кресло водителя в дорогостоящих версиях.
Наперегонки
Правда, даже в относительно короткой поездке выяснилось, что само сиденье не слишком спокойное – спина устала уже через сотню километров, что, впрочем, не удивительно, – новая обивка и лифт престарелое кресло не спасут, его бы, по-хорошему, вовсе заменить. Зато порадовала (хотя тоже не удивила) подвеска: 8-километровый серпантин от КПП заповедника на верхушку Стрельной моя «Гранта» преодолела быстро, без напряга, гордо оставляя позади осторожно ползущие легковушки и кроссоверы всех мастей. Расшибленный асфальт сменялся лесной грунтовкой, переходил в каменистый грейдер, петляя по склону горы, а я и мои пассажиры никак не ощущали трэша под колесами. Браво, «Гранта»!
Серийное производство «Гранты» ВАЗ-2190 завязалось 16 мая 2011 года, а в продажу седан поступил в конце декабря. Лифтбек ВАЗ-2191 поставили на конвейер в Ижевске 14 мая 2013-го. Под капотом – три варианта 1,6-литрового мотора в 87 (8-клапанный), 98 и 106 (16-клапанники) сил, какой ведет свое происхождение от двигателя ВАЗ-2108. В сентябре 2014 года мордаху седана подновили в стиле лифтбека, улучшилась шумоизоляция, появились новые опции. До прошлого года модель возглавляла список самых популярных автомашин России, помимо Тольятти и Ижевска ее собирали в Чечне и Казахстане. А производство обновленной «Гранты» началось 14 августа, как лишь рабочие АвтоВАЗа вышли из отпуска. У дилеров машины появились 1 сентября.
На ровном и свежем асфальте «немецкой пути», проложенной еще в 1943-м военнопленными (и не только немцами, кстати) и недавно подновленной, машина, конечно, не могла тягаться с теми, кого мы лишь что обгоняли на серпантине. Тем не менее для бюджетного автомобиля возможностей 106-сильного мотора и «автомата» Jatco и на шоссе хватало вполне. Да, обгоны необходимо тщательно просчитывать, к педали тормоза, какая начинает работать в последней трети хода, привыкать, а на трассе, где скорость ограничена 130 км/ч, лучше к этому лимиту не близиться – в салоне становится шумно и как-то неуютно. Но что вы хотите за такие деньги?
Кстати, за какие? Вообще сообщая, с рестайлингом «Гранта» подорожала – до 420 000 рублей. То есть, седан прибавил 10 000, а лифтбек – 2000 рублей. Однако, во-первых, машина сделалась не настолько дороже, насколько лучше. А во-вторых, хэтчбек и универсал, то есть, бывшие «Калины», даже подешевели – на 23 700 и 28 300 соответственно. Разумеется, помня о бесплатном сыре, не стоит думать, что цены уронили из чистого альтруизма – все дело в слегка усохших комплектациях пятидверок.
Но, согласитесь, сделать автомашина совершеннее технически, симпатичнее внешне, удобнее внутри, да еще и дешевле – задача непосильная на только для Стива Маттина и его коллег, но и для оживлявшего кукол доктора Гаспара. И уж достоверно потруднее, чем поймать за хвост лисицу на Стрельной горе.