На Стрельной скорбь живут удивительные лисы – они почти не боятся людей, и дети с восторгом смотрят, как родители кормят рыжеволосых хитрованок печеньем и яблоками. Люди постарше приезжают сюда насладиться потрясающими видами – бескрайние волжские шири опьяняют ароматом степного разнотравья, завораживают широтой, раздольем и тишиной, отрешенностью от всего суетного и тонкого. Случаются в окрестностях миражи, световые и даже пространственно-временные аномалии. Сюда залетают огненные шары-летуны – их еще именуют «эйвсь». То ли мистика, то ли «влияние тектонических процессов, сопровождающихся активным выделением энергии»…

Лада Гранта

С рестайлингом седан подорожал на 10 000, лифтбек на 2000 руб. А хэтчбек и универсал подешевели на 23 700 и 28 300

Впрочем, мы отправились на Стрельную не глазеть на травяного дятла или лесную соню и не охотиться за летунами. Просто дорога сюда из Тольятти – идеальная трасса, чтобы оценить способности автомашины. Тем более такого, как «Гранта». Новая «Гранта».

Что главное?

Ведь Тольятти сегодня – настоящий «Гранта-таун». Если года три назад улицы бывшего советского автограда кишели старенькими «Жигулями», пожилыми «восьмерками», молодящимися «Приорами», то ныне здесь авто номер один – «Гранта» и ее сестричка «Калина». Именно поэтому (или вопреки этому, вот ведь парадокс!) цельных два дня мы буквально купались во всеобщем внимании: мой серебристый седан и красный лифтбек разглядывали из окон проезжающих машин, нам не подавали прохода во время фотосъемки, заглядывали внутрь, чтобы рассмотреть салон, одобрительно или задумчиво кивали похорошевшей физиономии автомашины.

Лада Гранта

Пластик отделки дешевый на вид и жесткий на ощупь. Практически все переключатели работают с характерным усилием

А выражение лики у «Гранты» теперь и впрямь совсем другое. «Что важно при работе с «Грантой»? – объяснял шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин. – Подчеркнуть ее принадлежность к модельному линии. Поэтому приоритетом была передняя часть. Мы сделали ее как можно вертикальнее, а капот максимально горизонтальным, отработали корму, чтобы она не казалась слишком узкой и высокой».

Важные мелочи

Технических изменений рестайлинг не принес, и все же кое-что у «Гранты» внутри поменялось. Так, передаточное касательство главной пары увеличилось с 3,7:1 до 3,9:1 у машин с механической коробкой и ниссановским «роботом». Последний сейчас менее шумный, а также получил более износостойкое сцепление и ползущий режим: как с обычным «автоматом», машина поедет, едва-едва снимете ногу с тормоза. А кнопка «Спорт» активирует соответствующий режим, который сокращает время переключения передач.

А ведь поначалу, когда Стив сделался внед-рять на тольяттинских моделях пресловутые «икс-линии», я, признаться, сомневался – слишком радикально, слишком резко. Сейчас, глядя на изменившееся до неузнаваемости грантово личико, могу лишь признать правоту маститого англичанина. Машина не попросту выглядит свежее, а, что куда важнее, солиднее и богаче, дороже. Сейчас ее нетрудно спутать со старшей сестрой «Вестой». Что, собственно, и требовалось.

Прощай, «Калина», и опять здравствуй

А отличить машину от предшественницы можно и с «филейной» части – проще всего по номерному знаку. Переехав с бампера на покрышку багажника, он, в полном соответствии с мыслью Маттина, сделал корму «Гранты» не столь грузной. Собственно, на этом рассказ о внешних изменениях можно и заканчивать. «Разумеется, вы не можете поменять все, – усмехается Стив. – Потому что, если изменения коснутся боковой части, вам придется нарисовать совершенно новоиспеченный автомобиль».

Лада Гранта

Впрочем, есть одно изменение – и внешнее, и весьма радикальное, – которое не ускользнуло от приметливых тольяттинцев. Ведь на хэтче, лифтбеке и универсале красуется то же имя, что на седане – все это теперь «Гранта», а «Калина» осталась в прошедшем.

Зато в салоне обновленной машины обнаружилось калиново наследство – передняя панель от хэтча. И прежде ее можно было заказать на дорогостоящие модификации «Гранты», а теперь более современное и эргономичное торпедо стало базовым – для всех версий. Симпатичные пластиковые вставки, немало интересные руль и центральная консоль, живенькие оранжевые нимбы на циферблатах приборов с радиальной оцифровкой, черно-белый дисплей борткомпьютера вместо зелено-черного, новоиспеченная рукоятка «ручника», иная обивка кресел – так однозначно лучше. Из других полезных приобретений – более размашистые подголовники и ощутимая боковая поддержка на диване. Регулировкой по высоте на 40 мм оснастили кресло водителя в дорогостоящих версиях.

Наперегонки

Правда, даже в относительно короткой поездке выяснилось, что само сиденье не слишком спокойное – спина устала уже через сотню километров, что, впрочем, не удивительно, – новая обивка и лифт престарелое кресло не спасут, его бы, по-хорошему, вовсе заменить. Зато порадовала (хотя тоже не удивила) подвеска: 8-километровый серпантин от КПП заповедника на верхушку Стрельной моя «Гранта» преодолела быстро, без напряга, гордо оставляя позади осторожно ползущие легковушки и кроссоверы всех мастей. Расшибленный асфальт сменялся лесной грунтовкой, переходил в каменистый грейдер, петляя по склону горы, а я и мои пассажиры никак не ощущали трэша под колесами. Браво, «Гранта»!

Ударная семилетка

Серийное производство «Гранты» ВАЗ-2190 завязалось 16 мая 2011 года, а в продажу седан поступил в конце декабря. Лифтбек ВАЗ-2191 поставили на конвейер в Ижевске 14 мая 2013-го. Под капотом – три варианта 1,6-литрового мотора в 87 (8-клапанный), 98 и 106 (16-клапанники) сил, какой ведет свое происхождение от двигателя ВАЗ-2108. В сентябре 2014 года мордаху седана подновили в стиле лифтбека, улучшилась шумоизоляция, появились новые опции. До прошлого года модель возглавляла список самых популярных автомашин России, помимо Тольятти и Ижевска ее собирали в Чечне и Казахстане. А производство обновленной «Гранты» началось 14 августа, как лишь рабочие АвтоВАЗа вышли из отпуска. У дилеров машины появились 1 сентября.

На ровном и свежем асфальте «немецкой пути», проложенной еще в 1943-м военнопленными (и не только немцами, кстати) и недавно подновленной, машина, конечно, не могла тягаться с теми, кого мы лишь что обгоняли на серпантине. Тем не менее для бюджетного автомобиля возможностей 106-сильного мотора и «автомата» Jatco и на шоссе хватало вполне. Да, обгоны необходимо тщательно просчитывать, к педали тормоза, какая начинает работать в последней трети хода, привыкать, а на трассе, где скорость ограничена 130 км/ч, лучше к этому лимиту не близиться – в салоне становится шумно и как-то неуютно. Но что вы хотите за такие деньги?

«Лада Гранта»: Как поймать лису за хвост_03


Кстати, за какие? Вообще сообщая, с рестайлингом «Гранта» подорожала – до 420 000 рублей. То есть, седан прибавил 10 000, а лифтбек – 2000 рублей. Однако, во-первых, машина сделалась не настолько дороже, насколько лучше. А во-вторых, хэтчбек и универсал, то есть, бывшие «Калины», даже подешевели – на 23 700 и 28 300 соответственно. Разумеется, помня о бесплатном сыре, не стоит думать, что цены уронили из чистого альтруизма – все дело в слегка усохших комплектациях пятидверок.

Но, согласитесь, сделать автомашина совершеннее технически, симпатичнее внешне, удобнее внутри, да еще и дешевле – задача непосильная на только для Стива Маттина и его коллег, но и для оживлявшего кукол доктора Гаспара. И уж достоверно потруднее, чем поймать за хвост лисицу на Стрельной горе.