4 Июня 2019, 18:44
Кто из нас не грезил о кругосветном путешествии? Кто не хотел быть покорителем, первопроходцем, путешественником? А удавалось стать, в лучшем случае, пионером — не тем, кто первоначальный, а тем, кто «Всегда готов!». А сами Колумбы и Магелланы представлялись огромными, мужественными и нечеловечески сильными. Каково же было изумление всего честного мира, когда кругосветную экспедицию на грузовиках ЗИЛ (!) возглавила хрупкая итальянская девица. Сегодня Стефания Дзини сама рассказывает о своем долгом пути по России…
Александр Кобенко: Скажи, Стефания, как ты решилась организовать кругосветное путешествие?
Стефания Дзини: На самом деле у меня не было цели проехать вокруг света – на это у меня даже фантазии не хватило. В клуб Дмитрия Шпаро я обратилась с весьма приземленной целью: доехать из Магадана до Уэлена. Я даже не собиралась начинать это путешествие из Москвы. Хотела доехать до Уэлена, самого северо-восточного жилого поселка России.
А.К.: Откуда такая мысль могла прийти хрупкой итальянской девушке?
С.Д.: Потому что я очень хотела.
А.К.: И все?
С.Д.: Мое первое северное путешествие – на снегоходах по Белому морю. Я сильно мерзла и проклинала все на свете. А потом полюбила и эти северные пейзажи, и эти торосы, и этот… холод. Если сначала у меня было чисто теоретическое желание ехать на Север, на Чукотку, то после первого «северного завоза» желания стало еще больше. В северных пейзажах кушать что-то совершенно великолепное. И можно даже терпеть этот холод, что в принципе против моей натуры, ради того, чтобы слушать эту тишину, наслаждаться суровыми северными пейзажами.
А.К.: А почему бы тогда это не сделать со своими ребятами из компании «Шик»?
С.Д.: Мы хотели. Но не смогли, потому что времени на такое путешествие нужно много, и всем уехать было нереально. А люди, которые увлекаются такими делами у нас на фирме, – я, Антон, Володя – все ключевые фигуры в нашем бизнесе. Поэтому уехать втроем или вчетвером на столь длительное время было совершенно нереально.
А.К.: Поэтому решили послать женщину.
С.Д.: Я всех приглашала: ну, вы не хотите на время, приезжайте хотя бы в Якутск или на финиш. Мы с Антоном и Володей встречались в Новосибирске. Они направлялись из Новосибирска на снегоходах в маленностькое путешествие по Оби. И мы состыковались там на пару дней.
А.К.: Итак, в клубе Шпаро…
С.Д.: …к моему плану отнеслись достаточно холодно…
А.К.: ..без энтузиазма.
С.Д.: Да. Они не специалисты по автомобилям, они всегда путешествуют пешком, на лыжах. И даже не верили, что какая-то девушка, которая ничего не знает про Чукотку и Якутию и не представляет, как там на самом деле все сложно, хочет туда поехать. Тем не менее после того, как я в них вцепилась, все начало организовываться и разрастаться. Сначала мне нужно было просто добраться до Уэлена. Но совершенно неожиданно для себя самой из такой маленностькой истории получилось такое грандиозное мероприятие. И это произошло не сразу, а постепенно и само по себе.
А.К.: Как само по себе?
С.Д.: Аппетит приходит во время еды. Сначала мы увидели, что из Магадана просто неразумно отправляться: либо там надо покупать машины, либо туда их отправлять. Поэтому, думаю, чего там – начнем из Москвы. Потом мы с представителем клуба, Сергеем Епишкиным – географом и историком, были на разведке. Прилетели в Магадан и на автобусе доехали до поселка Сейчан. Это единственное место, куда есть дорога. Затем на барже поплыли по Колыме. Встречались с местными водителями, узнавали на чем они ездят, выясняли состояние зимников, расспрашивали можно ли ехать на легковых машинах, можно ли на джипах, и искали местного жителя, который согласился бы отправиться с нами.
А.К.: Как проводник?
С.Д.: Да, проводником, специалистом. И нам весьма повезло, потому что в поселке Зырянка мы такого встретили. На самом-то деле мы видели много водителей, и многие были согласны. Нам говорили, что это очень тяжело, но возможно. А в поселке Зырянка мы встретили того парня, который потом поехал с нами. Он мне сразу понравился – моего возраста, такой модный нормальный парень. Я увидела его и сразу подумала – все, это он. Потом выяснилось, что он был проводником в экспедиции на грузовиках «Ивеко» в 95-м году.
А.К.: Когда вы проводили эту разведку?
С.Д.: В сентябре 99-го, точнее, в конце августа – начале сентября. Я из Зырянки вернулась обратно в Москву, а Сергей Епишкин поехал дальше до устья Колымы, сохватал информацию, и мы поняли над чем дальше работать. Сразу стало ясно, что на легковых машинах дорогу не осилить, нужны грузовики.
А.К.: Почему отказались от внедорожников?
С.Д.: Они очень узко посажены. Зимник – это такой северный вариант зимней дороги. Он делается местными водителями в начале сезона, когда выпадает снег и замерзают реки. Допустим, у Сергея из Зырянки, который с нами поехал, там своя фирма, которая занимается грузоперевозками. Местная власть оплачивает ему топливо, чтобы он своими грузовиками в начале сезона пробил дорогу. Он едет двумя-тремя машинами и делает первую трассу, то кушать, на самом деле, – колею. Эту трассу прокладывают всегда более-менее одинаково, хотя могут быть отклонения. По этой трассе открывается сезон перевозок, и постепенно она накатывается. Но в сильную пургу трасса пропадает полностью, и ее надо прокладывать заново. Поэтому ехать туда на легковой машине, на джипе нереально: снега может быть не много, а может – весьма много.
А.К.: И джип просто не проедет. А может быть снега столько, что и грузовик не проедет?
С.Д.: Бывает, что и застревает. Поэтому обычно едут минимум в две машины, чтобы, на крайний случай, одна могла помочь. На Севере есть незыблемое правило – всегда помогать товарищ другу. Потому что это вопрос жизни и смерти. Если машина сломалась, можно замерзнуть за несколько часов – температура очень низкая, до -70 градусов. Поэтому у местных жителей стремление помогать друг другу просто в крови.. Это в Москве мало кто останавливается, если сломалась машина. Там не так! Сергей из Зырянки рассказывал, что если кто-то увидит, что машина не остановилась, чтобы оказать помощь, и если человек из сломанной машины выживает, то он может чуть ли не уложить того водителя, который проехал мимо. Там законы и отношения между людьми очень суровые. Сергей в Москве бывает очень редко, и ему эти московские интриги, хитрость, недосказанность просто непонятны. На Севере люди более простые, более непосредственные, чем в Москве или других больших городах.
А.К.: А в Италии люди как в Москве или как на Севере?
С.Д.: Честно говоря, я точно не знаю, потому что уже немало лет живу в России, но подозреваю, что как в Москве. Итак, мы знали, что можем уехать не позже 15-го, не позже середины февраля. А грузовики мы нашли всего-навсего за 2 месяца до поездки.
А.К.: А была установка найти именно российские грузовики?
С.Д.: Нам даже не пришло в голову обращаться в зарубежные компании.
А.К.: Почему?
С.Д.: Может быть, потому, что клуб приключений русский, и я думала, что кушать «Урал», есть КамАЗ, ЗИЛ. Сначала, где-то в сентябре месяце, обратились на КамАЗ. И завод очень долго не давал нам ответ. Ни да, ни нет. Они тянули, тянули…
А.К.: Сколько вы просили машин?
С.Д.: Мы вообще просили 2 машины. Я уже начала волноваться, потому что^ напомню, не позже 15 февраля мы должны были стартовать. Жалко было откладывать все на год из-за того, что не можем найти машины. Наконец, Дмитрий Шпаро пришел на КамАЗ и потребовал: скажите либо «да», либо «нет», чтобы мы знали, что делать. В конце концов они дали отрицательный ответ, и мы стали думама, к кому обратиться. Предпочли ЗИЛ – близко, удобно договариваться, да и московский патриотизм немножко сказался. Шпаро звонит директору ЗИЛа, и 10 декабря они встречаются. И директор, что было для меня удивительно, сразу согласился! И при этом говорит: нет, 2 машины вам недостаточно, я дам 3 машины. И будущее показало, что он был абсолютно прав!
Хорошо, у нас появились машины, у нас кушать одежда, но больше-то ничего нет… И остается всего полтора месяца, чтобы подготовить экспедицию. Притом, что впереди Новый год, праздники, и понятно, что до 13 января никто ничего делать не будет. Но, тем не менее, мы начали бурно действовать, нашли разных спонсоров на одежду, на еду и так далее. Завод снял 3 машины с конвейера, и мы стали их готосвивать, придумывать, куда ставить дополнительные баки, калориферы, печку проверять, заказывать в Чувашии специальные запатентованные кунги… В общем, все получилось, и в начале февраля мы были готовы к выезду.
А.К.: Состав определился?
С.Д.: Команда сформировалась таким образом: Сергей Епишкин из клуба приключений, Сергей из Зырянки, 3 водителя-инженера с завода и еще одинешенек Сергей из клуба, который 20 лет работал водителем на Чукотке, тоже как проводник. Да я.
А.К.: Опыта подобных экспедиций ни у кого не было?
С.Д.: Сергей Епишкин из клуба самый опытный, он бывал в разных экспедициях, но не такого характера, потому что сам он не водитель, вообще не водит машину, он географ, администратор. Сергей из Зырянки принимал участие в экспедициях, но в более простых. Получилось, что сформировалась такая команда, где нет ни спортсменов-профессионалов, ни путешественников с вящим опытом, все достаточно простые люди.
А.К.: А каким образом выбирали главного, кого все слушаются, и кто в критических ситуациях принимает решение?
С.Д.: Главного не выбирали. Получилось, что я инициатор, в силу этого почему-то стало ясно, что я буду и руководителем.
А.К.: Никто не возражал? Просто в русском языке есть разные приметы и пословицы, обидные для женщин, вроде «женщина на корабле…», «баба с возу…» и прочее, и прочее…
С.Д.: Никто не был против – просто не было времени спорить. Целственный человек, кто мог бы сильно сомневаться в моих способностях руководить, – Сергей Епишкин из клуба Шпаро, с которым мы провели вместе во время разведки 15-20 дней. Мы совсем разные люди, он такой очень рациональный и дотошный географ. А я очень эмоциональная.
А.К.: Сергей Епишкин – научный работник?
С.Д.: Он бывший военный, а сейчас занимается исторической программой клуба, раскопками. А по образованию – географ-океанолог. Он целственный, кто думал: какая-то избалованная, богатая женщина, ничего не понимает в машинах, ничего не знает о Якутии, Чукотке и просто хочет приключений. Я думала: он географ, зануда, не хочет посмотреть ни направо, ни налево. В первой части путешествия мы думали друг о друге именно так. Но он тоже не стал сопротивляться тому, что я капитан. А я нашла какого-то своего капитана внутри себя. Ведь для меня тоже не совсем привычная вещь – управлять людьми, которых еле-еле ведаю. Это на самом деле очень трудно.
А.К.: И уровень ответственности…
С.Д.: Насколько это большая ответственность, я поняла только в конце первой части экспедиции. И поэтому для меня вторая часть оказалась намного тяжелее, чем первая. 15 февраля мы уехали из Москвы, почти не зная друг друга. Я как капитан совсем неопытная, где-то слишком строгая, где-то совсем не строгая, слишком открытая. У нас не было четкого распределения обязанностей, и мы были больше похожи не на команду, а на маленностькую семью.
А.К.: Матриархат, как выяснилось, – это хорошо?
С.Д.: Мужчинам, с одной стороны, тяжело заставить себя подчиняться женщине, но, с другой, это было хорошо, потому что между нами не было конкуренции. Мужчины не должны были показывать, что они сильнее меня, потому что в любом случае они сильнее. И мне не надо было показывать, что хотя бы в физическом плане я сильнее их. И это каким-то образом помогало. Были такие моменты, когда реально у каждого было плохое настроение, и присутствие женщины это сглаживало. Можно со мной, допустим, ссориться, но в конце концов сказать: «Ладно, чего с ней спорить, бабы – дуры…». Некто из них звал меня козою. Коза – я на это не обижалась. Это, на самом деле, помогло избежать ссор между мужчинами – они практически не ссорились между собой. Они разряжались на мне, я – на них. И при этом я знала, что я могу что-то не то сделать, не то сказать, но все равно меня простят…
(Окончание следует)