Специалисты из «Гринпис Россия» оценили транспортную ситуацию в десятках российских городов и выяснили, что делается волями для улучшения состояния атмосферы. DW — об их выводах.
В среду, 13 июня, российское подразделение «Гринпис» представило «рейтинг зеленой мобильности» городов, из какого можно сделать вывод о том, насколько серьезно местные власти озабочены воздействием транспорта на экологию. Исследование было проведено в 77 городах России, в частности, в тех из них, какие в эти дни принимают у себя ЧМ-2018. При составлении рейтинга учитывались меры, принимаемые здешними властями для улучшения ситуации, а также проводился опрос среди обитателей. Подробности — у DW.
От загрязнения воздуха преждевременно умирают десятки тысяч россиян
По официальным этим, выбросы от работы автотранспорта в России составляют около 45% всеобщих поступлений вредных веществ в атмосферу. Такие данные содержатся в Госдокладе «О состоянии и об охране опоясывающей среды РФ в 2016 году». В крупных городах этот показатель гораздо выше, например, в столице — 93,6%. При этом количество автотранспорта за заключительнее десятилетие увеличилось в стране более чем в полтора раза — с 35 млн до 57 млн колов.
Из-за роста числа личных автомобилей пробки в Москве — предмет привычная
Медики подтверждают негативное влияние транспорта на здоровье. По их оценкам, до 140 тысяч ранних смертей происходят в России из-за загрязнения воздуха (это примерно 5-7% от всеобщего числа). По данным завлабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья народонаселения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, более половины этих ранних смертей связаны с загрязнением воздуха автотранспортом.
Исследование «Гринпис«: 44 города РФ в «алой» зоне
В рамках действующей сегодня в России «Транспортной стратегии» воли должны стремиться к тому, чтобы постепенно снижать воздействие транспорта на опоясывающую среду. Экологи обратились с вопросами в администрации 77 городов в попытке разузнать, какие именно меры принимаются в этой связи. В частности, чтобы выяснить, создаются ли пояса с ограничением экологического класса машин, как развивается общественный транспорт, поддерживается ли велоинфраструктура и внедрение транспорта на альтернативных обликах топлива. Одновременно экологи расспросили жителей, насколько они довольны качеством атмосферы в их городах.
Экологически чистый автобус на улицах Санкт-Петербурга
Исходя из полученных ответов, исследователи поделили города на три группы: «зеленую», «желтую» и «красную». В первую угоди те, администрация которых прикладывают максимум усилий для улучшение ситуации. Во вторую — в каких «важные элементы экологизации недооценены», в третью — города, где принимаются неверные, с точки зрения экологов, меры.
Наибольшее число городов, по итогам анализа, оказались в «красной» группе. Так, в 10 из них зафиксированы в основном такие недочеты, как отсутствие мер по созданию зон с ограничением транспорта низенького экологического класса. 15 городов попали в «желтую» группу, 19 — в «травяную». Среди 11 городов, принимающих чемпионат по футболу, зеленым краской были выделены Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. В «золотой» зоне оказались Самара и Волгоград. В «красной» — столица Олимпиады 2014 года Сочи.
Что делается и что игнорируется здешними властями для экологии
Как говорится в резюме исследования, «власти половины городов, принимающих чемпионат вселенной, хорошо понимают необходимость развивать зеленую мобильность». Среди позитивных мер экологами было отмечено развитие транспорта на электротяге, ограничения на въезд в город грузовиков в Петербурге, попытка сжать выбросы парниковых газов от автотранспорта в Калининграде, внедрение новых систем управления транспортом в Казани и Екатеринбурге.
Особо было отмечено развитие сети велодорожек в Москве, Ростове-на-Дону и Петербурге. Отмечается, что 83% автобусов в Москве отвечают современным экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Также в столице уже несколько лет работает запрет на въезд грузовиков ниже Евро-3 на ТТК, ниже Евро-2 — на МКАД.
Стадион в Санкт-Петербурге, где минут матчи ЧМ-2018
Основные претензии экологов связаны с закрытостью и безынициативностью здешних властей. Так, например, администрации Нижнего Новгорода и Саранска проигнорировали проблемы от «Гринпис», а Самары и Волгограда — дали ответы, из которых, по мнению экологов, вытекает, что чиновники недостаточно серьезно относятся к необходимости снижать количество поездок на собственном транспорте и поддерживать развитие общественного.
Что касается попавшего в «красную» пояс города Сочи, то в местной администрации заявили, что «единовременная замена маневренного состава в условиях дефицитного бюджета не представляется возможной», несмотря на то, что такая надобность существует. Также администрация отметила, что принятие стратегии, которая гарантирует снижение выбросов загрязняющих веществ к 2030 году, не относится к ее полномочиям, по сути, сбросив с себя, таким образом ответственность за экологию.
Москвичам и питерцам дышится хуже всех
Увлекательно, что восприятие самими жителями экологической ситуации в их городах несколько выделяется от полученных «Гринписом» результатов. Так, в «зеленых» Москве и Санкт-Петербурге недовольны качеством атмосферы соответственно 82% и 77% горожан. Лишь одна десятая москвичей известила, что не чувствует запаха выхлопных газов. Не ощущающих этот запах в Петербурге еще меньше — 9,4%.
А вот в проштрафившемся Сочи недовольных качеством атмосферы всего 22%. Это наилучший показатель среди городов ЧМ- 2018. С тем, что основной причиной загрязнения воздуха является автотранспорт, согласны большинство респондентов из городов проведения всемирного футбольного первенства.
Задавался участникам исследования и вопрос о том, насколько они довольны мерами воль по улучшению транспортной ситуации. Среди москвичей довольными назвали себя итого 20%, тот же показатель зафиксирован в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде и Волгограде. Сочинцы угоди в число наиболее удовлетворенных, однако и здесь таковых нашлось немного половины — 34%.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, комментируя изыскание, отметил, что забота об экологии, бесспорно, не входит в число приоритетов региональных и здешних властей. В первую очередь, они озабочены социальными расходами.
«Местные бюджеты без федеральной поддержки подлинно не в состоянии справиться с такими масштабными задачами, как обновление парка социального транспорта или кардинальное изменение дорожной инфраструктуры», — заявил он DW. В этом резоне неудивительно, что наиболее благополучное положение зафиксировано в большинстве городов, принимающих ЧМ-2018, поскольку к ним в заключительнее время приковано внимание федеральных властей.
Смотрите также: