550 коней под капотом… 300 километров в час… С нуля до ста за 4,2 секунды…Оглушительный выхлоп… 20-летний Мерт давным-давно мечтал если не купить, то хотя бы прокатиться на спорткаре такого класса и показать приятелям, на что он способен. А тут предлагают взять напрокат Jaguar F-Type итого за 149 евро в день. Такую сумму смог осилить даже ученик-автомеханик.
Вечером 6 марта 2019 года Мерт несся в середина Штутгарта со скоростью 165 километров в час по улице Розенштайнштрассе, где было разрешено только 50. Встречная машина поворачивала влево. Чтобы избежать столкновения, Мерт взял резко влево, не справился с управлением и врезался в выезжавший из подземного гаража махонький Citroёn. За рулем был 25-летний Риккардо, рядом — его 22-летняя подруга Жаклин. У обоих не было шансов остаться в живых.
Мерт Т. (фамилия пока не разглашается) с крышки сентября на скамье подсудимых в земельном суде Штутгарта. И судят его по статье «убийство».
Что показал бортовой компьютер Jaguar F-Type?
Вначале прокуратура возбудила против оставшегося цельным и невредимым водителя спорткара следствие по подозрению в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности кончина человека.
На таком Jaguar F-Type несся в центр Штутгарта Мерт Т.
В российском УК (статья 264) за такое правонарушение дают до пяти лет, если погибших больше двух — до семи, при отягчающих обстоятельствах — до 15. Раньше и в Германии за крах человека в ДТП сажали максимум на пять лет. Мерту грозит пожизненное. И в зал суда его ввели в наручниках.
Восстанавливая эти бортового компьютера Jaguar, полицейские эксперты установили, что непосредственно перед столкновением водитель до конца потопил в пол педаль газа. Это значит, решили следователи, он сознательно принимал в расчет гибель случайного человека. А это уже иная статья — не причинение смерти по неосторожности (Totschlag), а убийство (Mord).
«Он понимал, что среагировать на поворачивающие перед ним машины невозможно, — заявила в суде прокурор Кристине Бец (Christine Bez). — Он соображал, что столкновение на такой скорости может повлечь за собой гибель других людей, и осознанно принимал их кончина в расчет».
Если Мерту повезет и его будут судить как «лицо молодого возраста» (в немецком уголовном праве такими почитаются люди, достигшие 18 лет, но еще не достигшие 21 года), то он сядет максимум на 15 лет. Но 20-летних допускается судить и как взрослых. Тогда срок будет пожизненным. И в Германии Мерт — не первоначальный, машину которого квалифицируют как орудие убийства, и судят не за нарушение ПДД.
Гонки по бульвару Курфюрстендамм в Берлине
В феврале 2016 года 26-летний Хамди Х. по кличке «Перевозчик» — намек на героя из кинофильма «Transporter» — и 24-летний Марвин Н. устроили на мощных Audi нелегальные гонки по фешенебельному бульвару Берлина Курфюрстендамм. Скорость достигала 170 километров в час. На светофоры они внимания не обращали. Проносясь на одном из перекрестков на алый свет, Хамди врезался в ехавший на зеленый внедорожник Jeep. За рулем был 69-летний пенсионер. Мужчина погиб.
Суд над участниками подпольных гонок по Курфюрстендамм
Адвокаты просили судить Хамди по 222 статье УК Германии — причинение смерти по неосторожности, а Марвина по 229 статье — нанесение телесных повреждений по неосторожности в итоге нарушения правил дорожного движения. В машине Марвина сидела девушка, получившая ушибы во время аварии.
Но 27 февраля 2017 года суд выплеснул совсем другое решение. Обоих приговорили к пожизненному заключению за убийство. А в октябре того же года немецкий уголовный кодекс дополнили статьей 315 d, предусматривающей суровое наказание за участие в нелегальных автогонках, повлекших за собой гибель посторонних людей.
Федеральная судебная палата Германии (BGH), истина, аннулировала приговор берлинских судей и вернула дело на повторное рассмотрение. Но не потому, что сочла избранную меру кары чрезмерно суровой, а потому, что обоснование приговора по статье «убийство» нашла недостаточным.
В результате повторного слушания в иной коллегии берлинского суда 26 марта этого года обоих подсудимых снова приговорили к пожизненному заточению за убийство. В обосновании приговора суд дополнительно указал, что оба гонщика, увидев красный сигнал светофора, еще могли стукнуть по тормозам и избежать столкновения, но вместо этого только прибавили газа. Мотивами убийства судьи сочли вероломство и низкие побуждения, а опасным для общества орудием убийства — автомобиль.
В каких случаях в Германии после ДТП судят за смертоубийство
Еще пример. В феврале 2018 года земельный суд Гамбурга приговорил 24-летнего подсудимого к пожизненному заключению за смертоубийство.
Мужчина угнал такси и, пытаясь уйти от полиции, на скорости в 155 километров в час выехал на встречную полосу. Наехав на бордюр, он не управился с управлением и лоб в лоб врезался в ехавшее навстречу такси. Один пассажир погиб, второй и водитель получили тяжкие травмы.
За убийство, а не за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, его судили потому, что угонщик выехал на противную полосу, спасаясь от погони. Следовательно, постановили судьи, сознательно принимал в расчет лобовое столкновение со противной машиной, а значит — и смерть ее пассажиров и свою собственную.
Этот аспект — сознательно принимать в расчет — немецкие судьи находят главным, решая, действовал ли виновник гибели человека в ДТП преднамеренно или только халатно. Кроме того, для порицания по «пожизненной» 211-й статье УК ФРГ, указывает BGH, должна присутствовать хотя бы одна из прописанных в ней отличительных черт смертоубийства. К их числу относятся, в частности, низменные побуждения и вероломство, как в истории с берлинскими гонщиками, или стремление скрыть иное преступление. В гамбургском случае — угон машины.
______________
Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | YouTube | Telegram
Глядите также:
-
Превышение и наказание
За существенное превышение скорости в Германии ежегодно наказывают свыше двух миллионов водителей — штрафами и баллами в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Этих баллов в Германии страшатся больше денежных наказаний. Сгорают они нескоро. Набрал 8 баллов — лишился прав! Придется делать новоиспеченные.
-
Превышение и наказание
Превышение скорости сверх разрешенной до 20 км/ч штрафных баллов за собой не влечет, потому в статистике эти нарушения не учитываются. Денежные штрафы за них составляют от 10 до 35 евро. Слишком быстрая езда внутри заселенных пунктов обходится дороже, чем за их чертой. Превышение на 21-25 км/ч — 80 евро и один балл, на 51-60 км/ч — 280 евро, 2 балла и два месяца лишения прав.
-
Превышение и кара
В населенных пунктах разрешено 50 км/ч, за их пределами на обычных дорогах — 100, если нет других знаков. На автобанах всеобщего ограничения скорости не существует, рекомендуемая — 130 км/ч. Можно смело утверждать, что многие немцы считают независимость передвигаться по автобанам, до предела вдавив педаль газа в пол, почти своим конституционным правом. Дискуссии об ограничениях возбуждают бурю возмущений.
-
Превышение и наказание
Несмотря на интенсивность движения, аварии на автобанах случаются реже, чем на иных дорогах, но часто — с более серьезными последствиями. В 2015 году в Германии произошло около 305 тысяч аварий с травмами и человечьими жертвами. Из них на автобанах — около 20 тысяч. Общее число погибших — 3459 человек, на автобанах — 414.
-
Превышение и кара
Автор этого самодельного плаката считает, что исправить или спасти лихача может только пересадка мозга. Превышение скорости — одна из наиболее дробных причин временного запрета на управление автомобилем в Германии. В 2015 году эта мера применялась 380 тысяч раз. Решения о лишении прав выносились почти 95 тысяч раз — за превышение скорости, езду в нетрезвом облике, после приема наркотиков и т. д.
-
Превышение и наказание
Слухи о возможности свободно гонять по всем автобанам мощно преувеличены. Протяженность проезжей части в обоих направлениях составляет около 25 тысяч километров. На 2300 участках долгой восемь тысяч километров действуют постоянные или временные ограничения скорости. Знаки устанавливают перед развязками, съездами-въездами, в опасных пунктах, для снижения шума около жилых районов, перед стройками.
-
Превышение и наказание
Прейскурант за превышение скорости на автобанах можно изучить, стоя в пробке: 16-20 км/ч — 30 евро; 21-25 км/ч — 70 евро и одинешенек балл. Более чем на 70 км/ч — 600 евро, два балла, три месяца без прав. Вину может утяжелить нарушение дистанции. Кары за это нарушение составляют от 25 до 400 евро и от одного до двух баллов дополнительно.
-
Превышение и наказание
Радарный контроль, сообразно принципам немецких ПДД, должен осуществляться в первую очередь не для наказания, а для воспитания водителей, а также на особо опасных участках с вящим количеством аварий. Благие дорожно-педагогические намерения законодателей дают местным властям большой простор для интерпретаций. Штрафы поступают в здешние бюджеты, что стимулирует аппетиты бургомистров и казначеев.
-
Превышение и наказание
Штрафы, по мнению законодателей, не должны владеть привкус наглых поборов. Кроме того, во время замеров следует максимально избегать возникновения аварийных ситуаций. Потому на автобанах перед стационарными радарами и отрезками, где часто работают мобильные станции, положено устанавливать соответственные таблички — «Radarkontrolle».
-
Превышение и наказание
Предупреждения о контроле выставляют на автобанах, так как неожиданное торможение может повергнуть к ДТП, ведь заметив радар, многие водители начинают притормаживать, а то и просто резко давят на тормоза, даже если едут с разрешенной скоростью. В заселенных пунктах предупреждений о радарах не требуется.
-
Превышение и наказание
В Германии установлено около 3500 стационарных радаров. Впрочем, техника улучшается. Есть системы, фотографирующие мотоциклы, то есть — со спины. Каждая установка обходится в несколько десятков тысяч евро. Корпус установки — своего рода сейф. Случаются случаи, когда водители пытаются взломать радар, чтобы изъять пленку, но безуспешно. Иногда радары мастерят курьезные снимки — такие или такие…
-
Превышение и наказание
Этот снимок был сделан стационарным радаром в Гамбурге. Автомашина значился в списке угнанных, что во многом объясняет ситуацию и намерения тех, кто в нем находился. Скорость машины составляла почти 110 километров в час при разрешенных 50.
-
Превышение и кара
Поступления в бюджет от каждой установки могут достигать нескольких миллионов евро в год. Один из самых популярных пунктов находится на трассе A2 у Билефельда. Радарами здесь контролируют каждую полосу, а вспышки срабатывают ежеминутно. Любой второй снимок ведет к штрафу. Годовая сумма составляет 10-12 миллионов евро.
-
Превышение и наказание
К ответственности удается притягивать далеко не каждого нарушителя. Во-первых, не все сделанные снимки отвечают техническим и юридическим требованиям. Во-вторых, тяжело получать штрафы с водителей машин с иностранными номерами. С некоторыми странами Западной Европы соглашения есть, но восточноевропейские граждане часто остаются безнаказанными.
-
Превышение и наказание
Иначе дела обстоят при замерах с участием полицейских, когда нарушителей тормозят сквозь пару сотен метров после открытого или скрытого поста мобильного контроля в населенных пунктах или на обыкновенных дорогах. Автобаны для выявления особо наглых лихачей патрулируют на неприметных машинах, оснащенных специальной техникой и системами видеозаписи. В этих случаях штрафы взимаются на пункте.
-
Превышение и наказание
Немецкие водители — большие мастера оспаривать штрафы в судах. Особенно это касается ситуаций, когда замеры проводятся мобильными станциями или ручными радарами. К их допуску и эксплуатации предъявляются весьма жесткие требования, а настройка на каждом новом месте фиксируется в подробных протоколах. При этом от результата в прок водителя вычитается возможная погрешность в 3-5 процентов.
-
Превышение и наказание
Штрафы за превышение скорости должны выписываться в течение трех месяцев. В противном случае исходит срок давности. Например, стационарный радар в Билефельде в сутки делает около 1200 снимков. Чтобы дела не старели, обработкой данных занимается почти 40 сотрудников городской администрации.
-
Превышение и наказание
В некоторых городах здешние власти устанавливают, так сказать, холостые радары, не делающие фотографий. На заметных издалека табло они показывают водителю вначале скорость, а затем, в зависимости от результата, соответствующий смайлик — улыбающийся или недовольный.
Похожее