Осень 1945 года. Германия после Другой мировой войны. Находящийся в советской зоне оккупации тюрингский промышленный город Айзенах лежит в руинах. Но самое основное — в результате бомбардировок, осуществленных союзниками по антигитлеровской коалиции, разрушено более половины производственных цехов легендарного Айзенахского автомобильного завода, основанного еще в 1896 году и являвшегося опорой экономики города. Впрочем, все его оборудование — в всеобщей сложности, свыше 1900 объектов техники — было заблаговременно демонтировано и хранилось в безопасном месте в близлежащей шахте. Истина, все это надлежит вывезти в Советский Союз — в качестве репараций за ущерб, нанесенный экономике СССР во время брани.
Айзенахский автомобильный завод после бомбардировки (1945 год)
Руководство и рабочие предприятия не могут думать ни о чем, кроме одного: как избавить завод, который кормил целый регион? Неожиданно рождается план. Он кажется невероятным, но срабатывает: производство возобновляется. А распоряжение об этом издал не кто иной, как глава советской военной администрации в Германии, главнокомандующий группы советских оккупационных армий в этой стране, маршал Советского Союза Георгий Жуков. О подробностях этой истории в беседе с DW повествует Маттиас Дот (Matthias Doht) — бывший мэр Айзенаха, в свое время трудившийся инженером-конструктором на Айзенахском автозаводе, а ныне возглавляющий фонд «Автомобильный мир Айзенаха» (Automobile Welt Eisenach), в ведении которого находится музей истории состоятельного традициями предприятия.
Под угрозой закрытия
В годы войны Айзенахский автомобильный завод перепрофилировался на авиастроение и вместо солидных автомашин среднего класса начал выпускать комплектующие и детали для самолетов. Сразу по окончании войны уцелевшие после бомбардировок цеха в кратчайшие сроки повергли в порядок и создали условия для того, чтобы быстро перезапустить производство.
В экспозиции музея «Айзенахский автомобильный мир»
«Об автомашинах речь поначалу не шла. Дело в том, что на исходе войны в Айзенах прибыли свыше 15 тысяч человек, лишившихся дома, и их необходимо было обеспечить как жильем, так и предметами первой необходимости. Поэтому с мая 1945 года на заводе стали изготовлять предметы домашнего обихода — кастрюли, ведра для угля, тачки. Деньги от их продажи шли на финансирование работ по расчистке территории предприятия от завалов — с тем, чтобы как можно скорее доставить на прежнее место временно хранившееся в шахте заводское оборудование и вновь приступить к выпуску автомашин”, — рассказывает Маттиас Дот.
И тут возникла загвоздка: американские войска, занявшие Айзенах в апреле 1945 года, три месяца спустя передают город под контроль советских армий. Советская военная администрация в Германии и принимает решение — в рамках репараций демонтировать Айзенахский автозавод и вывезти его в СССР. Тем самым это предприятие надлежит было разделить судьбу своего именитого конкурента — саксонского автопроизводителя Auto Union, а также почти трех тысяч иных немецких заводов, передислоцированных в Советский Союз.
Подарок со значением
«И тогда руководство автозавода во главе с Альфредом Шмарье (Alfred Schmarje) решилось на смелый шаг: они взяли — и все вместе отправились прямиком в штаб-квартиру советской военной администрации, размещавшейся в берлинском районе Карлсхорст. С собой у них была остроумная идея и — восхитительный дар для маршала Жукова: новенький глянцево-черный автомобиль с красными сиденьями — модель BMW-321», — улыбается Маттиас Дот.
Маршал Жуков (справа) в Берлине в 1945 году
Дар был со смыслом: вот, мол, уважаемый товарищ Жуков, мы готовы и можем производить для Советского Союза автомобили. И Жуков, какому очень понравился лимузин, решил пойти на уступки: он согласился остановить демонтаж завода, но при одном условии — если заводчане выпустят еще пять аналогичных автомашин, причем Жуков дал им на это итого неделю. Так было заключено своего рода пари. И маршал мало верил в то, что айзенахцы его выиграют. Однако он промахнулся.
Чтобы успеть собрать автомобили к сроку, люди неустанно трудились и днем, и ночью. Рабочих рук в Айзенахе хватало, а вот с запчастями бывальщины проблемы. Большинство поставщиков находились в западной оккупационной зоне и не могли помочь. Тогда айзенахцы адресовались за поддержкой во все близлежащие автомастерские. И — запчасти пришли.
По приказу «Маршала Победы»
«В результате свершилось чудо: в кратчайшие сроки пять великолепных лимузинов бывальщины готовы. Условия, в которых собирали автомобили, были настолько примитивными (постоянные перебои с электроэнергией, отсутствие угля для отопления), что по-иному как героическим это достижение не назовешь», — не скрывает своего восхищения бывший инженер-конструктор.
Такие автомобили выпускались по распоряжению маршала Жукова в Айзенахе с 1949 года. Сначала эта модель называлась BMW-327, а затем — EMW-327
Маршал Жуков удержал свое слово: 13 октября 1945 года он издает приказ за номером 93 о возобновлении производства на автомобильном заводе в Айзенахе. Предприятие было избавлено и вошло в состав созданного советской военной администрацией в Германии советско-германского акционерного общества «Автовело», изготавливавшего для СССР автомобили BMW. «Бимеры», как их называли в Советском Союзе, советские автомобилисты очень любили и ценили за их надежность.
В 1952 году «Автовело» было реорганизовано в общенародное предприятие «Айзенахский автомобильный завод». До 1951 года там выпускали автомобили и мотоциклы BMW, но после того как натуральные владельцы расположенного в Мюнхене бренда BMW потребовали переименовать марку и выиграли суд по этому делу, с конвейеров тюрингского предприятия сделались сходить автомашины, на которых уже красовалась эмблема EMW. А с 1955 года завод приступает к производству автомобилей новоиспеченной марки — Wartburg.
После объединения Германии в 1991 году Айзенахский автомобильный завод был закрыт, а год спустя в городе отворился новый автозавод — Opel. Так что Айзенах и сегодня продолжает оставаться городом автопрома.
Смотрите также: