«Ну это же забавно!», — восклицают скептики. Не может молодая компания, выпустившая в прошедшем году всего около 80 тысяч автомобилей и выручившая при этом 7 биллионов долларов, стоить на бирже больше, чем опирающийся на столетние традиции гигант всемирного автопрома с годовым оборотом в 166 миллиардов долларов, продающий 10 миллионов машин.
Непроизвольные воспоминания о «пузыре доткомов»
Может! Именно это и произошло в Нью-Йорке 10 апреля 2017 года. В ходе биржевых торгов базарная капитализация созданной в 2003 году калифорнийской компании Tesla перевалила за 51 биллион долларов и тем самым впервые в истории превысила суммарную стоимость акций крупнейшей автомобилестроительной корпорации США General Motors (GM).
Ослепительная особенность семиместного электрического SUV Tesla Model X — поднимающиеся двери
Разумеется, тут сразу же вспоминается «пузырь доткомов», когда в начале этого столетия курсы акций всевозможных новоиспеченных интернет-компаний взлетели до заоблачных вышин, в результате чего маленькие фирмы, еще не заработавшие ни цента прибыли, сделались стоить на биржах больше, чем традиционные промышленные корпорации, десятилетиями обеспечивавшие своим акционерам рослые дивиденды.
Тот спекулятивный пузырь, естественно, лопнул, и множество фирм попросту исчезло, однако некоторые из «доткомов» не только выжили, но и стали глобально работающими высокоприбыльными гигантами. Это и Amazon, и Google, и Ebay. Судя по нынешней эйфории, многие американские и интернациональные инвесторы исходят из того, что под руководством харизматичного 45-летнего предпринимателя-визионера Илона Личина у Tesla есть потенциал не просто добиться коммерческого успеха, но и взойти в ряд тех компаний, технологии которых определяют лицо современного бизнеса.
Рекордный 1-й квартал 2017 года
Ведь на бирже торгуют ожиданиями. Инвесторов, готовых в чаянию на будущую сверхприбыль идти на риск, интересует не сегодняшнее состояние дел акционерного общества, а динамика и перспективы бизнеса. С этой точки зрения Tesla, какая еще ни разу не заработала годовой прибыли и накопила долги на 2,3 биллиона долларов, выглядит весьма многообещающе.
Электромобиль Tesla Model 3 стоит 35 тысяч долларов и назначен для массового рынка
Ведь эта компания раньше других сделала ставку на новоиспеченное магистральное направление мирового автопрома — производство электрических и самоуправляемых автомашин. И теперь целеустремленно и с нарастающей скоростью движется по избранному пути, на какой вслед за ней сворачивают все больше и больше традиционных автостроителей.
В 1-м квартале 2017 года Tesla передала клиентам 13,5 тысяч экземпляров лимузина Model S и 11,5 тысяч колов кроссовера Model X — всего свыше 25 тысяч электромобилей. Это означало рекордный показатель за трехмесячный этап и увеличение сбыта по сравнению с 1-м кварталом прошлого года на целых 69 процентов. Столь стремительное наращивание торговель — одна их причин роста курса акций с начала нынешнего года немало чем на 40 процентов.
Инвесторы предвкушают запуск в производство Model 3
Вторая и основная причина — намеченный на вторую половину 2017 года запуск в производство электромобиля посредственного класса Model 3. Новое детище компании будет стоить распорядка 35 тысяч долларов, т.е. в 2-4 раза дешевле первых двух моделей, и призвано обратить Tesla из производителя дорогих нишевых автомобилей в автостроителя, ориентированного на массовый базар.
Амбициозный план Илона Маска состоит в том, чтобы уже в 2018 году довести каждогоднее производство автомобилей марки Tesla до 500 тысяч, а в 2020 году выйти на степень в 1 миллион единиц. В настоящее время компания завершает создание соответственных производственных мощностей. Что же касается спроса, то еще в апреле прошлого года, когда завязался прием заказов на Model 3, предоплату в размере 1 тысячи долларов итого за неделю внесли порядка 400 тысяч автолюбителей.
Так что Tesla — на пороге прорыва на качественно новоиспеченный уровень производства, сбыта и оборота, и именно эта перспектива и толкает инвесторов скупать ее акции. При этом они наверняка учитывают и то, что совместно с японской Panasonic Илон Маск сооружает в пустыне Невады огромный завод (Gigafactory) по производству 500 тысяч литий-ионных аккумуляторов, так что значительнейшим компонентом электромобиля Tesla будет обеспечивать себя сама, что надлежит существенно повысить рентабельность ее бизнеса.
Оправдывает ли все это рыночную капитализацию в 50 с излишним миллиардов долларов и звание самого ценного автостроителя США? Тут единого суждения нет. Но это уж точно не мешает Илону Маску, выступающему новатором и в области освоения космоса, претворять в существование одну из основных своих предпринимательских идей: способствовать переходу всемирного автопрома с двигателей внутреннего сгорания на электрическую тягу.
Смотрите также: