В прошедшем году в США проданы 1034 экземпляра Toyota Mirai, 40 Hyundai Tucson FCEV и ни одной Honda Clarity. Для чего GM и Honda строят всеобщий завод по выпуску «водородных запчастей» в США?
10 марта прошлого года в США было оглашено о начале продаж Honda Clarity Fuel Cell второго поколения. Автомашина работает на топливных элементах, потребляет водород и предлагается в лизинг на три года за 366 долларов в месяц при первоначальном платеже в 2868 долларов. Но с основы продаж до конца 2016 года ни одного экземпляра так и не было реализовано даже в Калифорнии, где сейчас функционируют около десятка водородных зарядных станций – основная масса легковушек образа «Fuel Cell» оседает именно здесь.
Между тем, Honda огласила, что совместно с GM откроет к 2020 году на уже действующем предприятии американской фирмы в Мичигане черту по изготовлению элементов водородного силового агрегата, в частности, блока топливных ячей. Совокупные инвестиции составят 85 млн долларов. Казалось бы, ничего необычного в этом нет, ведь и GM и Honda – две из пяти компаний, создавших в своё пора проект HyFive. Напомним, что участники договорились выпускать водородные автомашины, создавать заправочную инфраструктуру, изготавливать заправочные модули (горловины) и водородные баки для хранения газа на борту по целым стандартам.
Однако, даже если предположить невероятное – спрос в США на Honda Clarity Fuel Cell взлетит до десятка-двух экземпляров в год, водородной «Хонде» эти топливные ячеи совершенно точно не пригодятся. Машину производят и будут производить тонкими партиями в Японии. Зачем же вкладывать 42,5 млн долларов в ненужный завод (официально заявлено, что Honda и GM инвестируют равновеликие части), особенно, если учесть, что опыт GM несопоставим с «хондовским»?
В свете угроз президента Трампа о вступленье налога на импортируемые машины (не только из Мексики, но и из других регионов), логично предположить, что воспользовавшись своими «травяными» наработками, GM и Honda просто-напросто пытаются пустить Трампу пыль в очи, погрузить главного республиканца в, так сказать, водородный туман. Однако Honda совсем точно не заинтересована в такой игре: дескать, мы создадим в США 100 пролетариев мест, а что у нас там в Мексике – не твоя забота. На будущем производстве ячеек подлинно будет создано около 100 мест, но не в этом дело.
В 2016 году American Honda Motor Co. реализовала в США 1 586 551 автомашина, из которых импортировано было лишь 13 тыс., всё остальное – местная американская сборка. В сегодняшнее время у Honda в США только одних автомобильных заводов пять (3 – в Огайо, по одному в Индиане и Алабаме). И ещё 7 заводов, где изготавливают двигатели, коробки передач, автомобильные компоненты, квадроциклы, мотовездеходы и даже легковесные самолёты. При этом, в Мексике собирают только субкомпактный вэн Jazz для здешнего рынка. Более того, ключевые модели Honda входят в топ-20 самых популярных машин базара США: CR-V – самый популярный кроссовер в 2016 году, Accord и Civic шагают «ноздря в ноздрю» с Toyota Camry и Corolla соответственно. Поэтому баламутить воду уж точно не в интересах Honda.
А вот у GM с Мексикой любовь. В начале января ещё не вступивший в место Трамп открыто возмущался заграничной сборкой Chevrolet Cruze и предупреждал: «Мастерите машину в США или платите налог на границе». Главный республиканец неоднократно именовал и размер сбора с мексиканских машин – весомые 35%. Однако в GM подобные заявления посчитали популистской риторикой, ведь из 190 тыс. «Крузе», реализованных в США в 2016 году, из Мексики завезли только 5500 хэтчбеков, а все оставшиеся машины — седаны — скопили на заводе в Огайо! Однако дело, конечно, не в хэтчбеках. Ещё в 2015 году GM анонсировала инвестиции в Мексику в объёме 5,4 млрд долларов до 2018 года. Мишень Трампа предотвратить такой отток средств, цель GM – инвестировать. Немало того, уже в конце первой декады января в GM подтвердили перенос производства GMC Terrain в Мексику – новоиспеченное поколение модели как раз представили в Детройте.
Баталии ожидаются нешуточные, и кушать от чего. По данным Bloomberg, средняя часовая оплата на мексиканских заводах — 8,24 доллара, на американских – 46,35. Нетрудно посчитать, сколько будет терять GM любые 60 минут, если все 5600 новых рабочих мест создадут в США, а не в Мексике.
Куцей говоря, очевидно, что скромные вливания в американскую индустрию в размере 42,5 млн долларов со сторонки GM (Honda наверняка внесла свою часть технологиями, а не деньгами), выглядят не немало, чем дымовой завесой. В самом деле, какая компания захочет добровольно отрекаться от 213 416 долларов чистой прибыли, поступающей на счета ежечасно. В день, сделалось быть, получаем 1,7 млн, в год – почти 450, а на третьем году дойдёт и до биллиона…