3 Октября 2019, 23:46
Эрл Харли (Earl Harley),
Основатель первой в вселенной студии автомобильного дизайна Art&Color и ее бессменный руководитель с 1928 по 1959 год
1958 год стал для главы департамента дизайна GM Харли Эрла почти провальным. Модельные линии Buick и, в особенности, Oldsmobile никто иначе как «хромированными слонами» не называл… Но Эрл не перестал заниматься тем, что вечно умел делать лучше всех – предсказывать будущее автомобильного стиля. Предугадывал он обычно лет на 10 вперед и… утилитарны не ошибался.
Уж в чем в чем, а в этом он был самым опытным прогностиком из тех, кто брался предвосхищать стиль американского образа жизни ХХ столетия. Еще в 1928 году он создал для этого собственный инструмент – первый в автомобильной истории отдел стиля Art&Color. И в начине 30-х годов смог предугадать низкий и стремительный силуэт типа «streamlined», а в 1938-м построил первый в вселенной стилевой концепт – Buick Y-Job. В результате благодаря Эрлу американские автомобили быстро распрощались с манером железной коробки и превратились в мечту. А мечта, как правило, крылата, и оттого схожесть прототипов, построенных его командой, с образчиками авиационной и ракетной техники не удивляла.
Вглядитесь: кажется, что этот автомобиль мог бы взлететь и выйти в открытое космическое пространство. А как по-иному! Ведь, выдавая задание на проектирование Firebird III, Эрл напутствовал своих стилистов: «Рисуйте ее так, словно космонавты собираются взять машину с собой на Месяц». Его слово было законом, и концепт так и рисовали. Главным разработчиком Firebird III стал Джеймс Норманн. Эрл обратил внимание на его уникальный дар стереоскопического, 3-мерного видения.
Тогда не было компьютеров, и заглянуть за плоскость листа бумаги, пользуясь исключительно своим воображением, мог вдали не каждый. Джеймс мог. Более того, он всячески стремился расширить свои врожденные способности. Например, трудясь именно над проектом Firebird, он придумал способ выполнения полноразмерного изображения силуэта автомобиля. Для этого Норманн втыкал в плазовую доску с изображением всеобщей компоновки кнопки, за которые цеплял толстую нитку, заменявшую ему карандашную линию. Перекалывая кнопки, Джеймс менял черты кузова.
Эрл вытекающим образом напутствовал своих стилистов: «Рисуйте машину так, словно космонавты собираются взять ее с собой на Месяц»
Эрл терпел это мнимое чудачество дольше всех, терпел пока за цветными линиями не стал угадываться стремительный контур автомашины, который видел в своем воображении и он сам. Этот образ стал складываться давно, еще с тех пор как в 1942 году начали «бугриться» пока еще небольшие крылышки-стабилизаторы на крышках задних крыльев автомобилей, нарисованных его блистательным стилистом – Фрэнком Херши. И вот к концу 50-х годов этот декор достиг своего апофеоза. Пора было устанавливать точку. За основу образа были взяты две прежние работы: Pontiac Club de Mer и Oldsmobile Golden Rocket – оба звезды шоу Motorama 1956 года.
Так родились высокий стабилизатор, расположенный сзади по центру, и авиационный «фонарь» пилотской кабины, чета небольших боковых крылышек и полное отрицание в образе привычных для автомобильного облика деталей – фар и облицовки радиатора. Джеймс добавил к этому манеру еще 6 (!) продольных стабилизаторов и увеличил центральный киль до предельно возможного размера под 2 метра. Предельны бывальщины и боковые крылья, расстояние между которыми ограничили нормы ширины – еще один дюйм и Firebird III почитался бы по федеральным законом США… грузовиком.
Оставалось изумляться его силуэту и поверхности боковины, которая затягивалась под днище, как у самолетного фюзеляжа. Самым поразительным было, что в итоге Firebird III не выглядел карикатурой на истребитель F104. Он был честен. Ведь он не пробовал летать и… практически не ездил. Зато от самого входа в огромный зал Motorama 1959 года неплохо был виден его возвысившийся над всеми серебристый стабилизатор. Заметив его, посетители твердо знали, куда нужно было шагать и на что смотреть в первую очередь. А еще по привычке они думали, что такой автомобиль можно будет купить завтра – по-иному быть и не могло, ведь это сделал Эрл.