Конкуренция между двигателями внутреннего сгорания и электромоторами остро обостряется. Что ждет дизели и плагин-гибриды? Какой рост у Tesla? Кто лидеры продаж в электросегменте?
Споры политиков в Германии и Евросоюзе о том, стоит ли ради защиты климата воспрещать продажи легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) уже в 2030 году или подождать до 2035-го, скоро могут утратить всякий резон, поскольку к тому времени вопрос решится сам собой. Об этом свидетельствуют быстрые, даже стремительные изменения, выходящие на автомобильном рынке ФРГ — крупнейшем в Европе.
Доля авто с электрическими двигателями приближается к половине
Так, в сентябре на нем случилось знаковое событие: в Германии впервые было куплено больше полностью электрических автомобилей (Battery Electric Vehicle, BEV), чем дизельных. По этим Федерального автотранспортного ведомства (KBA), доля электромобилей в продажах новых легковых машин выросла до 17,1%, тогда как часть авто с дизельными двигателями упала до 15,9%.
Дизельные автомобили с их вредными выхлопами все реже находят покупателей в Германии
Еще в августе соотношение было 17,7% к 14,9% в прок дизелей. А пять лет назад, в 2016 году, они составляли почти половину проданных в ФРГ легковых машин (46%). Этому содействовали налоговые льготы и широкий выбор моделей: немецкий автопром многие годы усиленно развивал дизельные технологии.
Однако при попытке продвинуть их на базар США Volkswagen и другие немецкие автостроители прибегли к мошенничеству, что привело к «дизельному скандалу» и фактически поставило крест на этом облике ДВС. Сейчас он, как видно из статистики KBA, все быстрее сдает позиции даже у себя на родине, в Германии.
Параллельно с этим старую долю рынка, хотя и медленнее, теряют автомобили с бензиновыми двигателями. В результате на оба вида ДВС в сентябре пришлись уже лишь 51,8% продаж, тогда как доля автомобилей с электрическими двигателями — как BEV, так и различных типов гибридов — выросла до 47,6%. Таким манером, эта доля уже близка к половине, тогда как по итогам 2020 года она составляла лишь четверть рынка. Это, разумеется же, в значительной мере объясняется щедрыми субсидиями государства и производителей.
Плагин-гибриды проигрывают полностью электрическим автомашинам
Одновременно значительные изменения происходят в самом сегменте автомобилей на электрической тяге. Его можно разделить на три основные доли: гибриды, заряжающие аккумуляторную батарею во время езды или торможения, плагин-гибриды PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle), какие подзаряжаются кабелем от сети, и полностью электрические автомобили BEV.
Прага, ноябрь 2019. 4-е поколение Skoda Octavia будет первым и заключительным с гибридным двигателем
На немецком рынке по-прежнему доминируют гибриды разных видов. Их суммарная доля, вводя PHEV, составила в сентябре 30,5% всех продаж новых легковых автомобилей в ФРГ и все больше приближается к части бензиновых автомобилей (35,9%). В то же время рост спроса конкретно на плагин-гибриды, которые всего несколько лет назад почитались наиболее удобной для водителей переходной формой от авто с ДВС к электромобилям, существенно замедляется.
Если по итогам 2020 года PHEV еще опережали BEV по объемам торговель и доле рынка, то к концу первой половины 2021 года электромобили вырвались вперед, а в сентябре добились на немецком базаре, как уже отмечалось, доли в 17,1%, тогда как у плагин-гибридов она составила лишь 11,6%.
Экономическая газета Handelsblatt видит в этом очевидный тренд: «Плагин-гибриды становятся бесперспективной моделью, электромобили утвердились на базаре быстрее, чем ожидалось». Издание цитирует заявления топ-менеджеров Daimler, Volkswagen и Skoda о том, что эти автостроители не собираются разрабатывать новоиспеченные модели автомобилей, сочетающих ДВС и электромотор. Газета предупреждает держателей таких машин и потенциальных покупателей, что стоимости на подержанные плагин-гибриды в ближайшие годы сильно упадут.
Tesla и Polestar быстро растут, но лидируют немецкие автостроители
Благодаря вырастающему значению автомобилей на электрической тяге более заметную роль на немецком рынке начали играть отдельный иностранные автопроизводители. Так, месяц за месяцем укрепляет свои пока еще скромные позиции в Германии (1,3% всех торговель) американская компания Tesla, которая намерена самое позднее в начале следующего года начать широкомасштабное производство на заводе в Грюнхайде под Берлином. С января по сентябрь 2021 года сплавят электромобилей Tesla увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 131%, в сентябре рост составил 158%. В этом месяце Tesla Model 3 сделалась самым продаваемым в Германии автомобилем среднего класса, опередив бензиновых конкурентов.
Мюнхен, сентябрь 2021. Презентация компании Polestar на интернациональном автосалоне IAA
За девять месяцев на 292% выросли, однако с крайне низкого уровня, продажи Polestar. Этот новоиспеченный для немецкого рынка бренд электромобилей принадлежит одноименному совместному предприятию шведской компании Volvo и китайской Geely. Сравнительно скоро, но тоже с низкого уровня, растут, к примеру, и продажи электромобилей японской компании Suzuki.
Однако ведущие позиции в скоро растущем сегменте автомобилей с электромоторами прочно заняли традиционные лидеры немецкого рынка. Так, среди электромобилей BEV наиболее востребованными в заключительные месяцы были VW ID.3 и VW Up, среди плагин-гибридов PHEV — Mercedes GLK и Mercedes GLC, среди гибридов — BMW 3 и Audi A6, сообщает Федеральное автотранспортное ведомство.
При этом вытекает учитывать, что рост продаж в сегменте автомобилей на электрической тяге происходит на фоне существенного сжатия немецкого автомобильного базара в целом. По итогам 2021 года продажи новых автомобилей в ФРГ могут снизиться по сравнению с прошлым годом, в том числе из-за все немало острого дефицита микрочипов, на четверть или даже на треть.
Смотрите также: