22 октября из Аликанте в линия, в два с лишним раза превышающий земной экватор, отправилась семерка самых мощных в мире парусных команд, среди которых «Дунфэн». А мы отправили в испанский порт своего корреспондента с одним-единственным проблемой: «Неужто китайцы сдюжат?!»
«Отличная погода! – сферой говорили, –Двухметровые волны и крепкий восточный ветер в 20 узлов, не меньше». На сберегаю собрались несколько тысяч зрителей, среди которых можно было повстречать богатых и знаменитых, облаченных властью и отошедших от дел, как бывший король Испании Хуан-Карлос. Немало сотни судов и суденышек – от фешенебельных яхт до резиновых лодок – провожали участников в акватории порта. Глядя на опоясывавший меня всеобщий ажиотаж, я невольно вспоминал старинную пословицу голландских рыболовов: «Кто по морю не плавал, тот не знает, что такое бог».
Кругосветку Volvo Ocean Race порой именуют Эверестом парусного спорта. Четыре океана, пять континентов, 45 тысяч миль и восемь месяцев бессердечной битвы с волнами и ветром – вот что такое океанская регата. Ведь финиширует гонка лишь в июне будущего года. Но перед тем, как добраться до Гааги, командам предстоит побывать в девяти иных портах – Кейптауне, Мельбурне, Гонконге, Окленде, бразильском Итажаи, американском Ньюпорте, шведском Гетеборге…
Чтобы участвовать в таком состязании, необходимы не попросту большие, а очень большие деньги. Бюджет кругосветки насчитывает 12-15 млн евро – во столько она обходится любой из команд. Причем 4,5 из этих миллионов стоит сама ладья. И это еще по-божески, ведь пять лет назад Volvo Ocean Race обходилась в немало чем 30 млн. Именно тогда в попытке хоть как-то ограничить техническую «гонку вооружений» руководство регаты разрешило ввести единый для всех участников тип океанских яхт.
Проект подготовила фирма новозеландского конструктора Брюса Фарра – его ладьи четырежды выигрывали Volvo Ocean Race и однажды Кубок Америки. «Дизайн 757», как наименовал ее сам Фарр, или Farr Volvo 65OD (то есть океанская, 65-футовой длины), воображает собой настоящее произведение кораблестроительного искусства. Достаточно сказать, что 30-метровая мачта изготовлена из углепластика, а для увеличения максимальной скорости киль сделан… раскачивающимся! Если раньше моряки, чтобы сделать свое судно резвее, прибивали к бушприту акулий хвост, то нынешние инженеры нашли средство куда изощреннее. При помощи гидронасоса, приводимого отдельным дизелем, киль отклоняется в долевой плоскости на 40 градусов вперед и назад. Разумеется, задействовать мотор – это 4-цилиндровый рядный дизель Volvo Penta D2-75 пролетариям объемом 2,2 л и мощностью 75 л.с. – в качестве движителя во пора гонки строжайше запрещено. Помимо привода хитроумного киля, он используется лишь для электрогенератора и при аварии.
Вот такую суперяхту и получила в свое распоряжение «Гоночная команда Дунфэн» к прошедшему розыгрышу кругосветки. Но как же сочетаются имена «Дунфэн» и «Вольво» в одной гонке? Неужто все из-за наименования, которое в переводе с китайского означает «Восточный ветер»? «Dongfeng строит автомашины и грузовики, и нашим спонсором выступило их подразделение по производству грузовых автомашин», – объяснил шеф команды Бруно Дюбуа. А ведь Donfeng Commercial Vehicles на 55% относится Donfeng и на 45% Volvo.
«Но мы не те западные люди, кто присвоит спонсорские денежки Китая и сбежит, – подчеркнул Дюбуа перед стартом в Аликанте. – Китайцы наведены на результат, а кроме того, хотят оставить что-то парусному спорту своей края». Действительно, в экипаже лодки из 12 человек трое яхтсменов из Поднебесной – их отобрали из трех сотен желающих! И «Дунфэн рейсинг тим» не стукнула в грязь лицом – в Volvo Ocean Race прошлого сезона, финишировавшей в 2015 году, китайская команда взяла третье место. Так что теперь отправилась в путь одним из фаворитов.