20 Мая 2019, 13:36
Верджил Экснер (Virgil Exner),
Удалившись от Chrysler, к 1944 году Экснер собственноручно вылепил из пластилина почти весь модельный ряд Studebaker – так уложился утонченный послевоенный стиль прославленного бренда
Напомню, что для автодизайна это была эпоха «детройтского барокко», и базарный успех дизайна определялся деталью, ее пышностью и декоративностью. Но автомобили от Экснера отличались чистотой и лаконичностью, а манера времени и его дух выражали огромные хвостовые кили или плавники на задних крыльях кузовов. И это тоже была деталь, но не грубо вычурная, а отточенно изящная, выражающая саму суть эмоций от движения и езды, ведь Экснер горячо верил, что гигантские кили помогали стабилизации движения на больших скоростях. И пусть многие его работы на эту тему ныне кажутся наивными, главное, что все сделанное им имело хорошую перспективу развития и совершенствования. За это качество в Америке его прозвали провидцем.
Как у всякого одаренного человека, у Экснера бывальщины завистники и недоброжелатели. В результате, он сначала был вынужден уйти от Studebaker, а в 1966 году, обвиненный в неправильной стратегии продвижения компактных седанов Plymouth, и вовсе очутился не у дел. Но сидеть в 55 лет без любимой работы он не смог и придумал себе занятие-игру. Нет, Экснер не отгадывал кроссворды и не декламировал комиксы, он стал прикидывать как мог бы развиваться стиль… не состоявшихся и исчезнувших брендов. Он фантазировал, как бы могли выглядеть модели Paсkard, Bugatti, Stutz и Duesenberg.
Образ Duesenberg отпечатлелся в его сознании наиболее ярко благодаря детским воспоминаниям, когда в возрасте 7–8 лет на автомобильной выставке в Детройте он не смог удержаться от соблазна и, осмотрительно высвободив свою руку из руки отца, подлез под канат ограждения стенда и прикоснулся к изгибу переднего покрывала символа американского автомобиля 30-х годов – роскошного Duesenberg SJ. Затем он долго рассматривая свое отражение в луноподобных кругляках гигантских фар и, почти не дыша, пообещал себе когда-либо тоже сотворить подобное чудо. Но как это можно, ведь мода на такие формы отшумела много лет тому назад и тех лет уже не вернешь!
Оказалось, что все возможно. Сохранившиеся на всю житье ощущения остро напомнили о себе спустя почти 50 лет в 1963 году, когда, оказавшись без излюбленной работы, он сидел с сыном на диване в гостиной и выдумывал себе хоть какое-нибудь занятие. Нужно признать, что мода основы 60-х уже не предполагала килей и пышного декора; американский стайлинг томился в жестких рамках унылого «бокс манера», наложившего табу на кривые и чувственные линии, где даже форма фар подчинялась форме прямоугольника. Тут он и вспомнил тот самый Duesenberg и представил, как мог бы глядеть король американских дорог сегодня.
Packard не повезло больше всего – построен не был и на моду никак не повлиял
Конечно, чтобы отвечать моде, он стал бы чуточку угловатым, но величие монумента не утратил бы ни за что, и обязательно сохранил бы декор и форму облицовки радиатора, V-образность конфигурации переднего двухэтажного бампера и восхитительную линию передних крыльев – ее пренепременно нужно восстановить! Именно с этими думами Экснер взялся за карандаш. Так родилась серия исторических реконструкций, а с ней и метод римейка или «ретрофутуризма в автомобильном дизайне ХХ столетия», как назовут его в наши дни, когда будут созданы New Beatle, Mini, Bugatti и Fiat 500, и ко всем им придет ошеломительный успех.
Из четырех реконструкций Экснера только обновление марки Packard прошло незамеченным и не было воплощено в живом автомобиле: слишком широкими казались задние стойки в стиле «panel Broogham», какие закрывали боковой обзор. Реинкарнации «Мерсера» была создана в единственном экземпляре в 1966 году как Меrсеr Коbrа, а его седан Stutz Blackhawk даже продавался в небольших числах в 70–80-е годы.
Но, конечно, самые большие надежды Экснер возлагал на Duesenberg, ведь у идеи реконструкции стоял сам Фриц Дюзенберг – сын одного из основателей фирмы. Были и деньги торговца недвижимостью из Техаса барона Мак-Маниса-младшего, готового вложить в проект $5 млн. Фриц пытался довести новодельные Duesenberg до серийного производства на заводе в Индианаполисе, где его папа и дядя строили великие автомобили 30 лет назад. Используя былые связи Экснера с фирмой Chrysler, прообраз D получил двигатель Chrysler в 425 л.с., 17-дюймовые спицованные колеса и шасси Plymouth. Постройку кузова взяло на себя итальянское кузовное ателье Ghia, какое в 1964 году и построило ходовой макет автомобиля c кузовом «брогам седан». Ремейк был готов к производству и торговлям за $19 500 – и это при цене самой дорогой модели Chrysler и Imperial Le Baron в $6000! Эта высокая стоимость и сгубила проект, какой несмотря на это остался в истории как истинный Статус Арт.