25 Апреля 2019, 16:12
Уже появились первые жертвы беспилотников (AV), раскатывающих в тестовом порядке по дорогам общего пользования. И видимо, недаром Waymo, подразделение Google, считающееся лидером в области разработки систем автономного вождения, тестирует свои AV необыкновенно с водителем-испытателем на случай ЧП.
глава холдинга Geely, в который входит компания Volvo Cars:
«Одинешенек инцидент может погубить всю индустрию… Мы должны продвигаться осторожно. Если не гарантирована безопасность, беспилотные автомашины не должны появиться на дорогах»
Даже куда более простые ассистирующие водителю устройства далеки от совершенства. Об этом ровно свидетельствуют результаты тестов систем автоматического торможения при угрозе столкновения и удержания автомобиля по центру полосы, проведенных EuroNCAP в оранжерейных условиях прошлой осенью. В десятке испытуемых с громкими именами Tesla Model S с комплексом систем безопасности под претенциозным наименованием Autopilot показала лучший результат, но и ей не удалось справиться с двумя типовыми ситуациями: вашу машину подрезают, или «буксир», к какому «привязался» адаптивный круиз-контроль, резко перестраивается, чтобы объехать преграду.
Но в Tesla, похоже, всерьез уверовали в непогрешимость своего комплекса систем автономного вождения. В ситуации, когда водитель Model S пытался увернуться от преграды, ему приходилось буквально пересиливать систему удержания автомобиля по центру полосы! Вывод EuroNCAP однозначен: «Ни одинешенек имеющийся сегодня на рынке автомобиль не может быть признан автопилотируемым». И это лишь один, чисто технический аспект проблемы.
А как быть со взаимодействием AV и тех же пешеходов? На Франкфуртском автосалоне’2013 Дитер Цетше, глава концерна Daimler, развеселил скопившихся на стенде Mercedes-Benz историей, приключившейся во время первых испытаний беспилотного S-Class по дорогам Германии. В одном из городков скопившийся ступить на «зебру» пешеход решил пропустить тестовый автомобиль и сильно разозлился, когда «водитель» не отреагировал на его зовущие проехать жесты. С тех пор что-то изменилось?
И как далеко продвинулись разработчики беспилотников и законодатели в вопросе, кем жертвовать в случае аварийной ситуации с участием AV – его пассажирами или, произнесём, переходящим дорогу ребенком? В качестве критерия выбора некоторые предлагают – в шутку? – количество лайков в соцсетях… Доктор Эшли Нуньес, доктор в районы инженерной психологии Университета штата Иллинойс, в рамках недавно прошедших в Нью-Йорке дебатов по теме «Да здравствует беспилотный автомашина!» указал и на такую проблему. По словам Нуньеса, снижение смертности на дорогах США в последние 20-30 лет произошло за счет гарантированных американцев, имеющих возможность приобрести автомобили с наиболее совершенными системами безопасности. Напротив, число потерянных среди водителей с невысокими доходами возросло. Потенциально именно их жизни могли бы сохранить технологии автономного вождения, когда они будут отработаны, но проблема заключается в том, что эта категория водителей не сможет позволить себе обзавестись AV. Как утверждает Нуньес, плата за постоянное передвижение на роботакси окажется втрое выше стоимости владения подержанным обыкновенным авто.
И так ли беспочвенны опасения тех, кто указывает на возможность перехвата управления AV хакерами и получения угонщиками доступа к персональным этим владельца беспилотника? Но самый главный вопрос все же, действительно ли люди пресытились удовольствием от управления автомобилем. Опубликованные в декабре 2017 г. итоги исследования, проведенного Mazda в 11 европейских странах, красноречивы. Две трети из более чем 11 000 опрошенных водителей заявили, что и в случае массового распространения беспилотников они желали бы продолжать рулить. Причем число сторонников перехода на AV среди молодежи оказалось даже ниже, чем в немало старших возрастных группах! В качестве обоснования своего выбора в пользу традиционных авто опрошенные нередко указывали, что управление автомобилем является «продолжением их личности». Почти четверть респондентов предпочла бы вождение автомашины выпивке в баре, а более трети – компьютерным играм и занятиям спортом. Да что там! В Италии и Великобритании 9% опрошенных поставили наслаждение от драйва выше сексуальных утех… А в ходе недавнего опроса, проведенного компанией Continental, немало трети респондентов не смогли назвать ни одного преимущества беспилотников.
Близорукие! Вот консалтинговая компания McKensey еще в 2017 г. разглядела глянцевитые перспективы AV. Благодаря им, как утверждается, аварийность в США лет через 15 сократится на 90%, а значительное число людей переселится за город, поскольку беспилотники позволят легковесно добираться до места работы. Получается, AV будут и новые трассы прокладывать? Позитивный эффект от массового распространения AV McKensey видает и в том, что беспилотники дадут возможность людям работать и при передвижении, что поднимет производительность труда на 12-20%. Кроме того обходящиеся без простоев AV помогут лишь в США высвободить 20 млрд. м2, занятых сегодня паркингами. А есть еще и АЗС… Эти площади, как сказано в отчете, будут использоваться для немало важных целей.
Вот это уже теплее. В смысле, яснее причины запуска мощной пропагандистской волны в пользу AV. Пора покажет, прав ли Илон Маск, утверждая, что через три года управление личным автомобилем станет таким же анахронизмом, как владение конём…