Дом игрушки: где делают автономные авто в России?

Сидя на диване «Калины», я, как завороженный, слежу за рычагом переключения передач. Он подвигается сам! Понятно, что почти полвека назад по Луне ходила машина, удобопонятно, что ручной коробкой «Лады» управляют линейные актуаторы, получающий команды от электронного блока, и все же, когда ровно у тебя

на глазах руль вращается, а рычаг волшебным образом перемещается из одного позы в другое, поневоле хочется себя ущипнуть – чур меня! Сегодня территорию Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института бороздят несколько беспилотных машин: ШАТЛ, показанный на Московском автосалоне в 2016 г., седельный тягач КамАЗ, какой учат обходиться без водителя именно здесь в Москве, и несколько «Калин». Первая из них показалась на свет в 2012 году, когда Министерство промышленности и торговли огласило конкурс на создание беспилотника. Инженеры НАМИ конкурентов обошли, разрешив задачу в сжатые сроки, – уже через пять месяцев доработанная серийная «Лада» самостоятельно проехала по заданному маршруту на стрельбище, разогнавшись до 60 км/ч, распознав при этом более десятка дорожных знаков и среагировав на вдруг возникшее препятствие габаритами с трехгодовалого ребенка.

По окончании работ руководство института благоразумно посчитало, что если бросить наработки, потерянного не вернешь, поэтому изыскало собственные оружия на дальнейшие исследования. И не зря – уже в 2014 году правительство предложило инженерам закрепить навык. На сей раз подопытным для реализации автономного движения сделался электромобиль на базе «ЛАДА Калина» универсал, созданный в НАМИ в альтернативе «Лада Эллада». Удобопонятно, что раз такая техника должна сама думать, анализировать, принимать решения, то без программистов, какие у нас, как известно, лучшие в мире, не обойтись.

И НИКАКИХ ЛАЗЕРОВ!

К месту ознакомления «Калина» подкатила сама – оператор правил ею с ноутбука, сидя на пассажирском сиденье. Усаживаясь сзади, интересуюсь у директора Середины «Информационных и интеллектуальных систем» ФГУП «НАМИ» Дениса Ендачева: «А где же лидар»? «В багажнике возлежит, – отвечает Денис, который учит ездить и автономный КамАЗ, – давным-давно не используем – отработанная тема». Главное преимущество лидара — это технология получения и обработки информации дистанционного зондирования с поддержкой активных оптических систем (в т.ч. лазеров),) – практически полное отсутствие помех, от чего мучатся радары всех типов, а вот в непогоду он «видит» настолько плохо, что становится совсем бесполезным. К слову, за границей нет единства по поводу лидаров: основатель Tesla Илон Маск их забраковал, а вот эксперты Google, какие в конце прошлого года передали все разработки новой компании Waymo и «умыли длани», наоборот, ставили лазер на все опытные образцы.

Наши же пришли к выводу, что камер и радаров вполне довольно, чтобы машина улавливала все препятствия, принимала решения по изменению траектории, считывала путевые знаки. Первичную информацию для анализа дает видеокамера. По мере приближения к машине подозрительных объектов – как выявленных камерой, так и пропущенных, они попадают в пояс действия радара дальнего действия. Данные от устройств синхронизируются, что дает возможность

отсеять неверную информацию. Если у далекого радара и камеры обнаружились разночтения, электроника дает команду на сброс скорости, чтобы в момент появления дискусионного объекта в зоне видимости ближнего (40-50 м) радара можно было избежать схватки, экстренно затормозив автомобиль. Добавим сюда знакомые всем ультразвуковые датчики, какие стоят сейчас практически в каждом автомобиле и помогают водителю при парковке, и получим целый набор «железа».
В настоящее время «Калина» тренируется определять оптимальный линия к заданной точке и выдерживать траекторию – ездит по территории института на первой передаче с узкой скоростью, не переходя на вторую, а блок управления движением- «мозги» обучаются отфильтровывать помехи, передаваемые «зрительными нервами». Ну, а как автомобиль определяет свое поза на местности, и каждый школьник объяснит – по GPS!… И это будет только долей правды. Правильно говорить, что идет комплексирование тех систем: спутниковой (вводя GPS и российскую ГЛОНАСС), инерциальной и одометрической. Соединение и обработка информации единовременно со всех систем обеспечивает необходимый степень достоверности отображения внешней среды. Если вдруг пропадет связь с американскими попутчиками, ничего страшного не случится. Есть еще российский ГЛОНАСС. При полной утрате связи со спутниками используются инерциальные датчики навигационной системы и математический аппарат по расчету траектории по этим датчиков оборотов каждого колеса.

Знакомый прибор

Камера в водонепроницаемом кожухе на кровле «Калины» вовсе не элемент системы технического зрения. В ходе исследовательских испытаний она помогает инженерам НАМИ собирать льющуюся информацию о внешней среде и в синхронизированном с другими датчиками системы управления движения является объектом анализа испытателей. Весь автомобиль увешан видеокамерами и регистраторами. Это позволяет фиксировать любой момент движения чувствуемого беспилотника, включая поворот руля и положение рычага переключения передач. На двух Калинах откатываются немножко разные конфигурации системы автономного движения и только в конце испытаний будет избрана окончательная концепция.

ШАТЛ. С ТОЧНОСТЬЮ ДО ПОДЪЕЗДА

Этот микроавтобус в отличие от «Калины» имеет вид! Выглядит он миллионов на двадцать, а стоит, по словам Алексея Гогенко, заместителя гендиректора ФГУП «НАМИ», образцово пятнадцать. Не зря поработали дизайнеры НАМИ – хоть сейчас на Женевском салоне экспонируй. Трудно поверить, но все оригинальные детали 6-местного кузова изготовили на Автомоторной ул. на специально спроектированной для этого оснастке. В НАМИ создано цельное производство по быстрому прототипированию и изготовлению малых серий автомобилей и агрегатов. При нужды ШАТЛ можно «повторить» на этой же оснастке сколько угодно раз, но мастерить серию дешевле все же будет на конвейере – производственным партнером проекта сделался КамАЗ.

В управление микроавтобусом пока часто вмешивается оператор и корректирует управление с поддержкой ноутбука и разработанной инженерами НАМИ программы, но уже полным ходом ведется тестирование в порядке прокладки маршрута движения по векторной карте, правда, пока лишь на территории института. Представленный на Московском автосалоне образец «беспилотника» – элемент новоиспеченной системы общественного транспорта, которая будет дешевле такси, но существенно спокойнее автобуса, ведь этот аппарат доставит пассажира прямиком к подъезду собственного дома. Сам по себе ШАТЛ не планируется предлагать как самостоятельное транспортное оружие – он станет элементом транспортной системы, альтернативной сегодняшнему маршрутному социальному транспорту. При этом, центральный облачный сервер «умного города» сам будет строить линия движения беспилотника с адаптивной подстройкой  под желания и нужды пассажиров.

В теории билеты должны быть по карману любому, ведь существенную экономию даст сам беспилотный принцип. Кроме того, основным ключом дохода станет продажа прав на трансляцию информационно-медийного контента и различные платные сервисы на борту. Собственно, образцы такого подхода есть и у нас, когда пассажиры маршруток смотрят промо-сюжеты на подвешенном к потолку экране. А, к образцу, пассажиры шанхайского метро во время движения смотрят ролики на… стене туннеля, по какому едет поезд.
Сколько же ШАТЛов нужно Москве? Как показывают несложные расчеты, образцово 30 тысяч. А ведь сегодня в сутки жителей столицы обслуживают возле 8500 единиц общественного транспорта. Это ж сколько денег понадобится? Пускай не 20 миллионов и не 15, пусть только 5 миллионов будет стоить любой беспилотный 12-местный КамАЗ, и тогда вся система «от подъезда до подъезда» обойдется в 150 млрд. Немало? Как сказать. Это примерно двенадцатая часть запланированных на 2017-й доходов Москвы. Так что будем ожидать: уже через год можно ожидать пилотную эксплуатацию ШАТЛов на закрытых территориях, а с выходом нормативных заявок для беспилотных автомобилей ожидаем выезд ШАТЛов на улицы столицы.

Из какого теста?

Кузов ШАТЛа изготовлен из композитных материалов на основе стеклопластика, а вовсе не из углепластика, как можно было бы поразмыслить; у внешних панелей и силового композитного каркаса различные структура и  свойства. В конструкции, само собой, есть и металлические детали: алюминиевые кронштейны крепления узлов и агрегатов, а также стальные элементы ходовой доли.

Главная проблема электроШАТЛа сегодня – обеспечение запаса хода. Сейчас на ходовом макете введена технологическая батарея, а какая будет на конвейерном образце, пока не утверждено. По словам куратора проекта Алексея Гуськова, тяговая аккумуляторная батарея (ТАБ) совсем точно будет литий-ионной и с высокой долей вероятности – без контура жидкостной терморегуляции, но непременной для нашего климата системой термостатирования.. Сейчас работа идет с тремя образами ТАБ, точнее, с ячейками, для которых в лабораториях НАМИ создают условия, ближние к реальным. Выяснилось, что основной проблемой является неустойчивая работа литий-ионных ячей в режиме заряда при температуре ниже -10градС. Готовых батарей под нужды НАМИ на базаре не нашлось, поэтому собирать (корпусировать) ТАБ будут по собственному проекту. К лету испытания с ячеями планируют завершить и установить на ходовой макет уже другой аккумулятор, с повышенной энергоемкостью.

Новоиспеченную батарею планируют ставить не на имеющийся ходовой макет, а на «прототип А». Сообразно принятой в НАМИ терминологии, он будет полностью удовлетворять техническому заданию. Что прикасается методики изготовления, допускаются и обходные технологии, хотя приветствуется учет имеющейся оснастки КамАЗа. Сквозь 1,5-2 года испытаний «прототипа А» изготовят «прототип Б» – уже на серийной оснастке и с ликвидированными недочетами.

Пока не найдено окончательное решение по приводу боковых дверей. Сейчас этим заведует маломощный компрессор, накачивающий атмосфера в ресивер – двери открываются пневматикой. Этот насос потребляет немного энергии, а вот существующие предложения по электроприводу дверей сильно энергозатратнее, а значит разыскиваем  опять компромиссное решение с учетом сохранения заряда ТАБ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика