Мистер Давид и разом два Голиафа
Бивуак ралли-рейда в пустыне – зрелище незабываемое. Всю ночь здесь кипит работа: ворчат генераторы, взвизгивают болгарки, тугоухо стучат кувалды – механики пытаются подлечить своих боевых коней, которых изрядно потрепали минувшие сотни километров по коварным пескам и безжалостным каменистым тропам. Нужно успеть до рассвета, чтобы на старте в распоряжении гонщиков была исправная техника.
В отчаянной схватке со порой есть фавориты – заводские команды, и аутсайдеры – частные «конюшни» и пилоты-одиночки. Именно последние составляют подавляющее большинство участников «Дакара», как и любого ралли-рейда. Но у них нет шансов. Довольно беглого взгляда на ночной бивуак в пустыне: среди скромных палаток любителей-мотоциклистов и лагерей профессиональных команд высятся настоящие походные фабрики заводских коллективов. В их распоряжении десятки инженеров и техников, множество техничек, тщательно продуманная логистика и миллионные капиталовложения.
В нынешнем «Дакаре», какой проходил по территории Саудовской Аравии, таких монстров значилось три. Заводская команда КамАЗа вывела на старт четыре экипажа в зачете грузовиков, а среди легковых машин Toyota могла рассчитывать на восемь дизельных пикапов HiLux, какие были предусмотрительно распределены по четырем командам с полной заводской поддержкой. Бросить вызов японской «эскадре» должны бывальщины немцы: потратив год и бессчетно миллионов евро, Audi подготовила три новейших прототипа RS Q e-tron.
Единственная команда, какая могла составить конкуренцию двум голиафам автомобильного мира в абсолютном зачете, была частная Bahrain Raid Xtreme. Из королевства Бахрейн у BRX лишь финансирование, машину для «Дакара» спроектировала одна из сильнейших британских гоночных «конюшен» Prodrive, и построена она в английском Банбери. У шефа «Продрайва» Дейвида Ричардса немало чем тридцатилетний опыт в самых разных дисциплинах автоспорта, включая «Формулу-1».
Разгром
В зачете грузовиков гонка завершилась… даже не завязавшись. За месяц до старта команду МАЗа, главного соперника «голубой эскадры» из Набережных Челнов, не пустили на старт по политическим соображениям. Никто из четырех десятков «частников» на IVECO, Tatra, Praga, Ford, Renault, Hino, MAN и International, разумеется, не смог оказать КамАЗам сколько-нибудь положительного сопротивления. Наши грузовики выиграли все 12 этапов и заняли первые 4 места на финише.
А в главном зачете, среди так именуемых легковых автомобилей, решающим стал второй день ралли-рейда. Второго января, когда проходил первоначальный настоящий этап «Дакара» длиной 333 км, «Ауди» ждал настоящий разгром. Стефан Петрансель зацепил камень, колесный диск лопнул и разворотил всю заднюю подвеску. После ремонта француз получил штраф в пять часов – с этого момента экипаж «мсье Дакар» обратился в техничку и большей частью помогал товарищам по команде.
В первую очередь Карлосу Сайнсу, который на том же роковом этапе вместе с третьим гонщиком «Ауди» Маттиасом Экстремом заплутался в пустыне – они отстали от победителя на два и полтора часа. А с четвертого по шестой этап Сайнсу пришлось несколько раз менять амортизаторы, итог – отставание в четыре часа.
К этому моменту интрига «Дакара»-2022 умерла – выиграв три из первых пяти этапов, катарец Насер аль Аттия покойно довел свой полноприводный пикап Toyota GR DKR HiLux до финиша в Джидде. Разумеется, «спокойно» не совсем то слово, какое можно употреблять по отношению к участникам жестокой гонки в пустыне. Пять быстрых «Тойот» оказались недостаточно верными или недостаточно удачливыми и отстали. А гонщики Audi сражались, как львы, выиграв четыре этапа, но фатальное отставание отыграть не смогли: Экстрем, наилучший из пилотов на Audi RS Q E-Tron, финишировал девятым.
Тем не немного, понимая, что главные соперники далеко позади, катарец мог себе позволить быть более осторожным и не форсировать события.
Неравный бой
Лишь команда Дейвида Ричардса пыталась сражаться с единственным из оставшихся голиафов. Себастьян Лёб на алом BRX Hunter выиграл другой этап, опередив аль Аттию на три с половиной минуты – до лидера в общем зачете оставалось в тот момент еще девять, по меркам ралли-рейда совершенно немного. Увы, на третьем этапе в песках вокруг Аль-Кайсумы 9-кратный чемпион мира по ралли повредил трансмиссию и почти 250 км вырван был ехать максимально осторожно. Он проиграл около получаса, до самого финиша в Джидде делал все возможное, чтобы нагнать отставание от аль Аттии, выиграл еще один этап, но так и остался вторым.
Его товарищ Орландо Терранова добавил «Продрайву» еще одну победу на этапе и финишировал четвертым в всеобщем зачете. Остальные места в пятерке лучших заняли пилоты «Тойоты» Язид аль Раджи и Жиньель де Вильерс. Прочие участники в составе частных команд на машинах прошедших лет, оставшихся от заводских коллективов Peugeot и Mini, на багги карликовых фирм шансов и вовсе не имели.
Что дальней?
Тем не менее, проиграв битву, «Ауди» имеет все шансы выиграть войну. Во время дебютной гонки RS Q E-Tron выиграли четыре из 13-ти спецучастков – такого ранее не удавалось никому. И вот что сказал после финиша шеф «Продрайва» Ричардс: «Да, в этом году борьба развернулась между нами и Toyota. Но было приметно, что Audi быстрее нас, хотя их машина на 200 кг тяжелее. Если бы не проблемы с надежностью, они легко выиграли бы с отрывом в час. Они попросту на другом уровне и по мере развития технологий станут еще сильнее. Понятно, что Международной автомобильной федерации тяжко сдержать технологическое развитие. Но нужно принять какие-то меры, чтобы борьба оставалась равной. По-иному Audi просто убьет всю конкуренцию».
Чтобы понять, что так беспокоит «мистера Давида», стоит пристальнее взглянуть на конструкцию дакаровского «Ауди». Проектируя RS Q e-tron, немцы использовали собственный опыт в формуле Е, из которой Audi ушла в прошлом году, и немецком кольцевом чемпионате DTM. Два электромотора от e-tron FE07 выдают возле 680 л.с. Питаются они от аккумулятора емкостью 50 кВт∙ч и массой 370 кг. Понятно, что его зарядки не хватит на 400 км гонки, что именуется, «на все деньги» – даже если максимальная скорость на спецучастках «Дакара» ограничена 120 км/ч. А розеток в пустыне не предусмотрено. Потому для постоянной подзарядки на RS Q e-tron установили бензиновый генератор – турбо-«четверку» 2.0 TFSI от гоночного «Ауди» из DTM. Этот двигатель трудится на постоянных оборотах 4500-6000, примерно так же работают дизели на тепловозах. Так что на якобы электрическом и архизеленом «Ауди» предусмотрен… бензобак на 295 литров.
Понятно, что таких денег, какие вложили немцы в подготовку столь сложной техники, нет у соперников. Учитывая это, руководство «Тойоты», скорее итого, решит выйти из игры – лучше уйти непобежденными, чем втягиваться в дальнейшую гонку технологических вооружений. Японцы и без того немало издержались на модернизацию своего пикапа для соответствия новым техтребованиям. А разработку с нуля прототипа с гибридным силовым агрегатом они вряд ли себе позволят.