Йорг Шрайбер, президент компании Mazda Россия, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса
Согласен, 2016-й был невеселым годом, хотя все могло повернуться иначе… Еще осенью 2015 г. бывальщины намерения отказаться от программ Trade-in и утилизации. К счастью, в правительстве России взяла верхотура точка зрения, что меры господдержки автомобильного рынка нужны. Всерьез обсуждался и объем средств на такие программы. Он оказался на уровне 2015 г., о чем мы упрашивали. Это положительный момент ушедшего года. Также мы ожидали со второй половины 2016 г. проявления тренда на оздоровление базара, что и произошло, хотя и несколько позже, чем мы прогнозировали. После пика 2012 г. (2 939 000 новоиспеченных легковых автомобилей и LCV) 2016-й стал четвертым годом падения, мы достигли низшей точки за 10 лет, но динамика падения замедлилась (-11% vs 2015 г.). Надеемся, что двузначные темпы падения – дело вчера. Появился свет в конце тоннеля. Возрастающая предсказуемость рынка – позитивный момент 2016 г.
— В 2017-м мы ожидаем рост базара на 4% при условии оказания господдержки на запланированном уровне и некоторого подъема нефтяных цен. Нет гарантий, что так и произойдет, но пора падения рынка должно когда-то кончиться. Спасибо правительству, что там услышали наши мольбы и оставили уже хорошо зарекомендовавшие себя программы Trade-in и субсидирования автокредитов. Эффективность новоиспеченных программ («Первый автомобиль» и т.п.) сложно определить, поскольку их детали еще не популярны. Будем оптимистами… Главное – неудовлетворенный спрос на автомобили по-прежнему кушать, и он перевешивает влияние мер по ограничению парка (распространение платной парковки, рост цен на страховку и т.д.). Да, являются новые проекты, но вряд ли тот же каршеринг скоро придет на Дальний Восход. Мы видим, что хотя основные продажи все еще сосредоточены в Центральном Федеральном Округе, но растет часть регионов. Это залог устойчивого спроса.
— Доля ведущего на российском базаре сегмента кроссоверов в 2016 г. выросла на 2,4% и составила порядка 36%. Это отвечает мировому тренду увеличения популярности таких моделей. В 2017-м мы увидим продолжение подобный тенденции. Но, по моему ощущению, имеется заметный резерв у сегмента махоньких автомобилей. Они значительно дешевле кроссоверов, в том числе компактных. В последние два-три года доходы покупателей небольших легковых моделей приметно сократились, но если ситуация улучшится, возвращение этой группы окажет существенное воздействие на рынок, ведь Россия – рынок индивидуальных покупателей. На них приходится немало 80% продаж, тогда как в Германии флитовые продажи превышают 50%…
— Скорее итого, автопроизводители очень незначительно поднимут цены в 2017-м. Первые образцы такого рода уже есть, и рост цен гораздо скромнее (2-3%), чем в 2015, 2016 гг. Однако если сейчас общеэкономическая ситуация в России немножко улучшается, это не означает, что цены будут автоматически падать. Ценообразование – весьма тонкий момент. Все смотрят друг на друга. Но мое личное ощущение, что скачки цен, как в заключительные два года, маловероятны.
— ЭРА-ГЛОНАСС – сложная тема. С внедрением этой системы связаны вящие инвестиции. Фактом является то, что большинство моделей, присутствующих на российском базаре уже оснащаются или будут оснащены такой системой. Но не секрет, что некоторые малосерийные модели уходят с базара, поскольку издержки на установку ЭРА-ГЛОНАСС превышают доходы от продаж таких автомашин.
— Что касается компании Mazda, то мы в 2016 г. подписали специальный инвестиционный контракт с правительством России, предусматривающий в частности создание мощностей для производства 50 000 двигателей в год на СП Mazda Sollers во Владивостоке. Да, сейчас пора кризиса, но надо делать правильные шаги на будущее. Мы надеемся на рост нашего бизнеса с учетом этих новоиспеченных условий, конечно, при одновременном оздоровлении ситуации на рынке в целом. В 2017-м позитивным результатом для марки Mazda в России будет считаться рост торговель выше общерыночного уровня в 4%. Этому поспособствует появление в основном во втором полугодии новоиспеченных моделей, в частности нового СХ-9, который является теперь 100%-й разработкой Mazda и использует наши новейшие технологии SkyAktiv.