Отчего в компании так долго не спешили с купе-кроссовером, словно не замечая успехов конкурентов? Почему столько тянули, выпустив машину такого класса лишь сейчас? Вы же могли выкатить подобный автомобиль еще лет пять назад? Разве сложно: срезали заднюю доля крыши и готово дело? Только собирай миллиарды… Такими вопросами пытал инженеров, маркетологов и пиарщиков Porsche. Ответы бывальщины разными и всегда немного уклончивыми: тогда еще не пришло время, инвестиционные планы были другими, да и клиенты еще не развились. Подобные отговорки заношу в разряд полуправды. Но главный и очень четкий ответ я получил сам, когда отправился полировать австрийские серпантины в потрясающе стильном Cayenne Coupe.
В розысках жертвы
Коллеги как один рвались за руль, но у меня стояла другая задача – сначала нужно отыскать жертву. Ту самую, которую принесли на алтарь красоты. Ведь новый Cayenne Coupe выглядит не попросту эффектнее стандартного кроссовера. Он почти безупречен. С любого ракурса. Настоящий денди – безусловный фаворит в моем условном конкурсе красивости среди купе-кроссоверов. По изяществу и благородству линий кузова слишком близок с эталону марки – вечно живому 911. А там где красивость, там и жертвы. Стандартное сочетание.
Поэтому словно пассажир лимузина первым делом распахиваю заднюю дверь. Логика очевидная – основную жертву стоит искать на втором ряду. Покатая линия крыши просто обязана съесть доля пространства в салоне. Если потолок ляжет на макушку – значит, жертвой стал комфорт задних пассажиров. Проверим? Удобопонятно, что те же азиаты могут заходить в Cayenne Coupe почти прогулочным шагом, но если твой рост чуть вяще 180 сантиметров, небольшой поклон неизбежен. Впрочем, нырять в салон тут не приходится – посадка вполне комфортная.
Первое впечатление внутри – резерв воздуха над головой ограничен. Сверху – сантиметров пять-семь. Немного. Значительно меньше, чем, например, в Audi Q8. Критично? Вряд ли. Инженеры сделали все вероятное: задние кресла им удалось опустить на 30 мм. Увеличили таким образом «высоту потолка», совсем не испортив посадку. Колени, по крайней мере, задирать не доводится.
У меня ощущение нехватки пространства над головой моментально улетучилось, как только мы начали крутиться по окрестностям Граца в розысках подходящих серпантинов. На заднем ряду (а он может быть как трехместным, так и с двумя раздельными креслами) – негромко, свободно и удобно. Почти как в обычном Cayenne. Поэтому будем считать, что первые поиски жертвы не увенчались успехом.
Может, выйдет найти недостатки за рулем? Тут в качестве главных подозреваемых – передние стойки. По сравнению с базовым кроссовером их пристойно наклонили. Ведь автомобиль стал чуть длиннее, в случае с версией Turbo – шире, и самое основное – ниже. А, значит, обзор для водителя теоретически мог оказаться ограниченным. На автобанах такой мелочи, возможно, и не приметишь. Но у нас впереди узкие австрийские серпантины. Да еще в почти экстремальных условиях – дождь и туман. И целый набор самых многообразных поворотов.
Пытаюсь перевоплощаться. В разных водителей с их типичными привычками. То приму спортивно-строгую посадку, то развалюсь по-американски. И надо же – в любом случае обхожусь без замечаний на чистоту обзора. Разумеется, в классическом Cayenne видишь еще больше. Но критические моменты с «мертвыми поясами» в Coupe почти исключены. Снова без жертвы? Удивительно, но ее так не нашлось.
Кто сильнее: страх или это потрясающее шасси?
Базовой 340-сильной версии Cayenne Coupe на тесте не было. Логично. Зачем? Вряд ли она способна полноценно передать тот букет ощущений, какой годами готовили лучшие инженеры Porsche. Нам же предложили дегустировать два блюда с сильным и особенным вкусом – почти бескомпромиссный S Coupe (440 коней) и особенно острый Turbo (550 сил).
Начали с золотой середины, оставив самую дорогую модификацию на сладкое. Но даже «экски» достаточно абсолютно везде и всегда. И для резкого старта на автобане, когда автомобили из соседних линий за пять секунд (именно столько требуется для набора первой сотни) растворяются в зеркале заднего облика. И когда организм кайфует от дозы эндорфинов во время дуэли с собственным страхом на серпантине. Мозг там диктует одну и ту же фразу: достанет, дальше будет опасно. А ты все давишь акселератор, ощущая еще приличный запас сцепления покрышек с асфальтом. Чуть хуже, когда то же самое упражнение выполняет коллега. Твои органы эмоций начинают бунтовать, а автомобиль продолжает провоцировать: можно еще быстрее.
Конечно можно! С таким солидным комплектом: тут и пневмоподвеска с активными стабилизаторами, плюс адаптивные амортизаторы, да и шасси полноуправляемое. Даже некритичные ошибки водителя электроника нивелирует так изящно, что коррекции вообще не замечаешь. Разумеется, у Coupe еще и ниже середина тяжести, чем у обычного кроссовера. И набор «спецсредств» шире. Если обычному Cayenne S задний спойлер не возложен по статусу (имеется только у Turbo), то у купе он – в стандартном пакете. «Закрылок» автоматически вылезает из закромов кузова на скорости свыше 90 км в час, еще мощнее укрепляя в тебе чувство превосходства над дорогой. Но если желаешь получить максимальный эффект от арсенала автомашины на меньшей скорости, его можно задействовать принудительно.
Внутренний голос восхищается: да этот кроссовер просто поддается на провокации! Тут, на австрийских путях с их бесконечными ограничениями скоростного режима, и в самом деле, на Cayenne Coupe ощущаешь себя птицей в клетке. Автомашина расправляется с серпантинами так же беззаботно и легко, как летает по автобанам. Без малейших кренов и намеков на потерю траектории. Словом, нам так и не удалось нащупать в Австрии ту грань, за какой можешь потерять контроль над машиной.
Невероятно большой запас стабильности. Особенно в поворотах. Слишком. И, вылито, в такой дисциплине Cayenne Coupe просто недостижим для одноклассников в примерно той же ценовой категории. Порой мне даже хотелось сравнивать его с 911. Так тяжело было осознать, что управляешь не легкой приземистой купешкой, а все-таки довольно тяжелым кроссовером.
Coupe Turbo: для охотников передозировки
550-сильный Turbo – выбор перфекциониста с неограниченным бюджетом. Чуть меньше четырех секунд до сотни. Бунтарский рокот при острых стартах. И заметно менее покладистый характер по сравнению с версией S. Казалось бы, всего сто лишних лошадей, но в Turbo ты всем телом то и дело ощущаешь передозировку мощности и крутящего момента (770 Нм). Особенно когда по привычке после «эски» позволяешь себе кой-как играть рулем. И если в средней версии реакции автомобиля на твои выкрутасы были сдержанно-незаметными, то тут при твоих малейших оплошностях машина нервно виляет задом. Хотя сбить и ее с траектории, даже когда залетаешь в крутой заворот на скорости далеко за сто, при этом еще и имитируя водительские ошибки, практически невозможно.
Кстати, работа восьмиступенчатого машины что на Turbo, что на S даже в спортрежимах максимально тактична. Передачи перебираются молниеносно, но без резких рывков. Поэтому ускорения-выстрелы воспринимаешь совершенно обыденно. И если Turbo сигнализирует о резком ускорении породистым рыком, но младшая модификация почти не подает голоса. Так что охотники спорткаровского рева будут, наверное, немного разочарованы – все версии Cayenne Coupe в любых режимах звучат чересчур интеллигентно.
Сознаюсь, сначала грешил на не самую лучшую шумоизоляцию в салоне. Вот, думал, нашел хоть один условный недостача. Но потом вдруг догадался – изолировать салон «по полной программе» не стали осознанно. Иначе у водителя может возникнуть иллюзия эскапизма – целого отрыва от действительности на высокой скорости. А это уже чересчур опасно.
Один за всех. В Сингапуре, Москве или Шанхае
Двух-трех сотен километров довольно для ответа. На тот самый вопрос, что задавал вначале представителям Porsche. Почему так долго тянули с этой машиной? Все попросту. В компании, очевидно, досконально изучали недостатки всех возможных конкурентов. Долго и не торопясь. Работали над промахами. Чужими и своими.
Пока не создали такой купе-кроссовер, к которому практически невозможно придраться. И вот я за рулем машины, утилитарны сразу ставшей эталоном. Не только красоты, но и практичности в сочетании с ювелирной управляемостью на любой скорости.
И пускай зажиточные австрийцы из горных деревушек провожают нас почти завистливыми взглядами. «Это машина не для вас, – отвечаю им про себя. – Разумеется, можете купить такой купе-кроссовер. Только зачем? Если есть деньги, получайте удовольствие и от гуляний на классических 911, и пересаживайтесь на кроссоверы для банальных выездов в магазин. Все хозяйство уместится в гараже. А вот у даже весьма богатых жителей мегаполисов вроде Сингапура, Шанхая или Москвы выбора скоро не останется. Города все пуще объявляют войну вторым и третьим машинам в семье. И дальше продолжат затягивать гайки. И тут Cayenne Coupe – как невозможно кстати. Автомобиль со стилистикой 911 и генотипом и практичностью кроссовера. Все и сразу. Даже жертвовать ничем не придется».