Когда немцы обнаруживают в какой-то стране крупноузловую сборку своей продукции, в этом ничего необычного нет. Но вот чтобы китайцы занимались в Германии отверточным производством, да к тому же еще автомашин — такого никогда не было! Но в скором времени будет. Пекинский автостроитель Foton Motors преднамерен в 2018 году начать в Бремене выпуск внедорожников под популярным немецким послевоенным брендом Borgward.
Внук основателя фирмы возрождает бренд
«Borgward возвращается на отечество,» — именно так в конце октября преподнесли эту новость немецкой общественности. Ведь новоиспеченный сборочный цех размером в 10 тысяч квадратных метров будет сооружен в том самом городе, в каком инженер и предприниматель Карл Боргвард (Carl Friedrich Wilhelm Borgward) еще в 1924 году начинов изготавливать трехколесные автомобили, а в 1949-1961 годах выпускал каждогодне до 100 тысяч легковых машин марок Borgward, Hansa, Goliath и Lloyd. Они особенно гремели своим дизайном.
Модель Borgward Isabella в разделе классических автомашин Женевского автосалона в 2015 году
«Почти два поколения назад в этом городе закончилась первая глава фирмы Borgward, — заявляет нынешний председатель ее правления Ульрих Валькер (Ulrich Walker), намекая на нашумевшее в свое пора банкротство в 1961 году. — Теперь мы продолжаем писать ее историю».
А внук первооснователя компании Кристиан Боргвард (Christian Borgward), возглавивший приметливый совет возрожденной фирмы, подчеркивает: «Мы по-прежнему твердо уверены, что Borgward заслуживает второго шанса». Десять лет он трудился над тем, чтобы вернуть в Бремен производство автомобилей, носящих имя его деда и его собственное. Сейчас, уверен он, мечта станет реальностью.
Как китайцы взялись за дело
Реализовать мечту немецкому потомственному предпринимателю помогут инвестиции китайского производителя грузовиков и автобусов Foton Motors. В марте 2014 года этот концерн приобрел права на бренд Borgward, в сентябре 2015 года на Франкфуртском автосалоне впервые представил модель внедорожника BX 7, в апреле 2016 года на Пекинском автосалоне начинов принимать заказы на этот SUV, а с июня нынешнего года уже продал свыше 15 тысяч машин.
Так выглядит китайский SUV Borgward BX 7, какой хотят выпускать в Бремене
Пока Borgward BX 7 выпускается только для китайского рынока, но амбициозная цель Foton Motors — экспансия на немецком и европейском рыноках и в перспективе продажа по всему миру до полумиллиона единиц в год. При этом пекинский автостроитель разрешил идти по пути не экспортных поставок готовой продукции из Китая, а сборки изготовленных в КНР узлов ровно на месте, в немецком портовом городе Бремене.
«Идея сама по себе будет необычная», — отмечает директор Института автомобильной промышленности (IFA) в Нюртинген-Гайслингене профессор Вилли Диц (Willi Diez). Ведь к отверточному производству прибегают, как правило, в краях с дешевой рабочей силой и высокими импортными пошлинами. В Германии же персонал обходится весьма дорогостояще, даже если основную работу выполняют промышленные роботы. Но зато немцы гремят качеством своих машин.
Бремен может стать одним из середин производства электромобилей
Так что расчет Foton Motors, указывает эксперт, заключается в том, что в Европе автомобиль с маркировкой Made in Germany, да еще под немецким брендом, будет продаваться лучше, чем машина, импортированная из Китая. «Имидж словосочетания Made in Germany поможет Borgward», — согласен эксперт по автомобильному рыноку консалтинговой компании Ernst & Young Петер Фус (Peter Fuß). Дело ограничится итого лишь «символической сборкой» в Германии, полагает и директор Центра автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе Штефан Брацель (Stefan Bratzel).
Подлинно, пока китайская компания планирует создать в Бремене не более 50-100 пролетариев мест. В перспективе, когда в новом цехе производство доведут до 10 тысяч машин в год, число работников, по суждению специалистов, может возрасти примерно до 200.
«Весьма умным» профессор Брацель находит решение китайцев выйти на немецкий рынок с SUV на электрической тяге. Ведь принципиальная особенность грядущего «немецкого» внедорожника Borgward BX 7 состоит в том, что это будет электромобиль. По словам эксперта, образец американской компании Tesla показывает, что барьеры входа на рынок для электромобилей намного ниже, чем для легковых машин с двигателями внутреннего сгорания.
Таким манером, у Бремена в последние недели вдруг появился шанс не только продолжить реиндустриализацию города и возродить славный бренд, но и, немало того, стать одним из центров производства автомобилей будущего – электромобилей. Ведь утилитарны одновременно с обнародованием планов китайского Foton Motors немецкий автоконцерн Daimler огласил о том, что свой первый электромобиль EQ он намерен к концу этого десятилетия запустить в производство тоже в Бремене. Собственно в этом городе находится крупнейшее предприятие по выпуску легковых «Мерседесов». Размещено оно, кстати, на территории бывшего завода Borgward.