Китай продолжает укреплять всемирное лидерство по выпуску и продажам электромобилей, однако немецкий автопром готовится к рывку и сквозь несколько лет сможет обогнать китайские компании по объемам производства. При этом наиболее успешно пока работает BMW, тогда как Volkswagen, заявив амбициозные цели, теряет доли базара, а Daimler просто серьезно отстает.
Такие выводы можно сделать из эксклюзивного изыскания, проведенного по заказу немецкого экономического журнала Wirtschaftswoche международной консалтинговой компанией McKinsey. Она с 2010 года отслеживает развитие глобального базара автомобилей с электрическими и гибридными моторами (плагин-гибриды) и составляет соответствующий индекс (Electric Vehicle Index, EVI).
BMW i3 кидает вызов Nissan Leaf
Главный сюрприз статьи, опубликованной в номере журнала от 24 марта, заключается в том, что немецкий производитель автомобилей премиум-класса BMW по итогам 2016 года вошел в тройку всемирных лидеров по числу выпущенных электромобилей — после китайской компании BYD и американской Tesla. По подсчетам McKinsey, автостроитель из Мюнхена сумел итого за год подняться с 6-го на 3-е место и довести свою долю на мировом рынке до 7%, ничтожно, но все же обогнав Nissan.
Это тем более знаменательно, что японская компания является одним из первопроходцев в районы электромобильности, а ее модель Nissan Leaf, продаваемая с конца 2010 года, почитается самым востребованным в мире автомобилем с электрическим двигателем. Баварцы же пока мастерят ставку в основном на гибриды, хотя с конца 2013 года спускают и компактный электромобиль BMW i3. В Германии он стал в прошлом году самой популярной моделью на электрической тяге.
Немецкий автопром готовится к скачку
В то же время концерн Volkswagen (VW), под впечатлением «дизельного скандала» провозгласивший в 2016 году смену бизнес-стратегии и огласивший своей целью стать в 2025 году крупнейшим производителем электромобилей на планете, в прошедшем году, наоборот, сократил продажи и в рейтинге McKinsey опустился на 6-е пункт. Еще один немецкий производитель, Daimler, даже не попал в первую десятку, очутившись лишь на 15-м месте.
Тем не менее, аналитики McKinsey считают, что у Германии кушать все шансы стать крупнейшей страной-производителем электромобилей, однако произойдет это не ранее 2019 года. К этому поре все немецкие автостроители существенно расширят палитру выпускаемых ими гибридов и электромобилей. BMW, к образцу, через два года будет готов оснащать любую из своих моделей электрическим мотором.
Однако это вовсе не означает, что собственно Германия выбьется в мировые лидеры по числу зарегистрированных электромобилей или их части на своем рынке. «Ножницы между тему странами, где электромобили покупают, и теми, где их изготовляют, все больше расходятся», — отмечает Wirtschaftswoche. Так, ФРГ очень далеко до маленькой Норвегии, где в прошедшем году 24 процента всех проданных новых автомобилей использовали электрическую тягу.
Китайские покупатели могут выбирать из 75 моделей
Что же прикасается абсолютного числа произведенных и проданных электромобилей, то по этим двум показателям пока безусловно лидирует КНР. «В Китае можно выбирать из 75 электрических моделей. Подобного разнообразности нет ни в одной другой стране. Высокую динамику рынку придает сочетание финансовых стимулов и льгот. Одна из них — облегченная процедура регистрации новоиспеченных автомобилей в больших городах», — поясняет Николай Мюллер (Nikolai Müller), аналитик автомобильного базара и партнер McKinsey.
По данным этой компании, выпуск электромобилей и гибридов вытянулся в 2016 году на 37% и составил 873 тысячи единиц. Из них 43% бывальщины произведены в Китае, 23% в Германии и 17% в США. Так что нет ничего удивительного в том, что в первую десятку крупнейших производителей угоди сразу четыре китайские компании — BAIC, Zotye, JAC, а также всемирный лидер BYD, доля которого на глобальном рынке достигла 13%.
Да и по числу носящихся по дорогам страны электромобилей Китай намного опередил США, не говоря уже о Германии. По этим McKinsey, с 2010 года в КНР было зарегистрировано порядка 652 тысяч электромобилей и гибридов. Нагнать китайцев по этому показателю в ближайшие годы уже не удастся.
В то же время McKinsey измерит из того, что по объемам производства электромобилей и гибридов США в ближайшие годы вдогонку за Германией обгонят Китай. По сути дела этот прогноз консалтинговой компании означает, что немецкие и американские гиганты автопрома ускоренными темпами будут переводить свои мощности на выпуск автомашин с электромоторами. Хотя не исключено, что их основными покупателями при этом останутся китайцы.
Глядите также: