Немецкий автостроитель BMW начинов выпускать водородные автомобили? Такой вывод напрашивается из сообщений, что на заводе концерна в Мюнхене в присутствии премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера (MarkusSöder) 31 августа был дан старт серийному производству систем топливных элементов для модели BMW iX5 Hydrogen.
Эту модель разрабатывали с 2015 года на базе SUV (внедорожника) BMW X5, с лета 2021 года успешно тестировали на путях Германии, а зимой — и в Швеции вблизи полярного круга. И вот теперь пригласили высокого гостя по случаю запуска конвейера.
Водород подходит лишь для грузовиков?
Все так, да не совсем. Начнем с того, что баварские политики всегда охотно посещают компанию «Баварские моторные заводы» (Bayerische Motoren Werke), популярную во всем мире по аббревиатуре BMW. Так что один только этот факт нельзя считать критерием значимости события. К тому же водородная тема сейчас в большенный моде, и главе крупной технологически продвинутой федеральной земли выгодно лишний раз подтвердить живой заинтересованность к инновациям в сфере H2. Тем более, что власти Баварии выделили почти 500 млн евро на создание научно-исследовательского середины в области водорода и на строительство водородных заправок, о чем не преминул напомнить Маркус Зёдер.
Автостроитель, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы продемонстрировать: его эксперимент пользуется политической поддержкой. Ведь выговор, действительно, идет об эксперименте. В штаб-квартирах других немецких автостроителей — Volkswagen с дочками Audi и Porsche, Mercedes-Benz, дочке концерна Stellantis Opel, европейском филиал Ford — считают легковые машины на водороде бесперспективным направлением развития автопрома, а потому в рамках декарбонизации автотранспорта мастерят ставку на электромобили.
Другое дело — грузовики. Довольно широко распространено мнение, что в этом сегменте уходить от дизеля (или бензина) лучше в сторонку водорода, особенно при большой тоннажности, поскольку для перевозки грузов на дальние расстояния могут потребоваться чрезмерно крупные и, основное, слишком тяжелые аккумуляторные батареи, да к тому же их в пути придется слишком долго заряжать. Впрочем, в области есть и убежденные сторонники грузовых электромобилей.
Водородный автомобиль — это другой вариант электромобиля
Как бы то ни было, никто в Германии кроме BMW спускать легковые H2-автомобили сейчас не собирается, хотя Mercedes-Benz и Audi одно время экспериментировали в этой сфере. Да и сами «Баварские моторные заводы» будет успешно переходят на выпуск электромобилей и самое позднее в 2030 году намерены половину своей продукции оснащать необыкновенно электрическими моторами.
Но при этом председатель правления BMW Оливер Ципсе (Oliver Zipse) все же не хочет полностью отрекаться от других технических вариантов. «Для нас работающие на водороде автомобили являются идеальной технологией для того, чтобы благоразумно дополнить автомобили на электрических батареях и тем самым укомплектовать набор решений в области электромобильности», — заявил глава компании на торжественном мероприятии 31 августа.
Так выговор все же о электромобильности, только о другой ее разновидности? Да, ведь по сути дела водородные автомобили тоже являются электромобилями. Лишь в них работу электромотора обеспечивает не аккумуляторная батарея, подзаряжаемая от сети, а батарея, получающая электроэнергию от топливных элементов, в каких она вырабатывается — без вредных выбросов в атмосферу — в ходе химической реакции между водородом и кислородом.
Малая серия, какая даже не пойдет в продажу
Собственно, производство именно готовых систем топливных элементов и началось сейчас в Мюнхене. При этом ключевой компонент, сами топливные элементы, BMW получает от японской корпорации Toyota, с какой сотрудничает в этой сфере с 2013 года. А Toyota, напомним, выпускает уже второе поколение самой популярной в мире модели водородного автомобиля Mirai. По данным газеты Handelsblatt, глобальные продажи этой модели составили в прошедшем году 6 тысяч единиц.
У BMW объемы серийного производства окажутся еще более скромными и составят менее 100 колов, сообщило информационное агентство dpa. Так что баварский премьер-министр участвовал в Мюнхене в запуске малой серии. Экспериментальный нрав начавшегося выпуска водородных машин подчеркивает и то, что они даже не поступят в продажу или в лизинг, а будут переданы отобранным автолюбителям в Германии, Франции, США, Японии, Полуденной Корее и Китае для их тестирования в обычных условиях.
Впрочем, Оливер Ципсе уже заявлял, что в руководстве BMW деятельно размышляют о втором поколении водородных машин. А Питер Нота (Pieter Nota), отвечающий в правлении концерна за сплавят и работу с клиентами, в интервью агентству Nikkei сообщил, что запуск будущего H2-автомобиля в серийное производство и в торговлю намечен на 2025 год.
Весьма показательно, что столь конкретное заявление он сделал в беседе с журналистами именно из Японии. В Мюнхене открыто исходят из того, что наилучшие шансы автомобили на водороде будут иметь в этой стране и в целом в Азии. Так, у Китая кушать план довести число водородных машин на своих дорогах до 1 миллиона единиц, указывает агентство dpa.
Водородный автомашина: аргументы «за» и «против»
В Германии, которая вышла в мировые лидеры по внедрению водородных поездов, к легковым водородным автомашинам скептически относятся и автомобилисты, и эксперты в области автопрома. Так, профессор Штефан Братцель (Stefan Bratzel), директор исследовательского института Center of Automotive Management (CAM) в Бергиш-Гладбахе, самым весомым аргументом против этой технологии находит «большой расход энергии при получении водорода».
Ведь с точки зрения сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов и защиты климата имеет резон использовать только зеленый водород, произведенный из воды методом электролиза с использованием большого количества электроэнергии из возобновляемых ключей. Что же получается, рассуждает эксперт: сначала тратить электроэнергию на производство водорода, а затем, в автомобиле, вновь преобразовывать H2 в электроэнергию? Не чересчур ли большие будут при этом потери?
Еще одинешенек весомый аргумент «против»: во всей Германии H2 пока можно получить лишь примерно на 100 заправках. Но кушать и аргументы «за». Водород — прекрасный накопитель излишков зеленой электроэнергии, его можно импортировать по трубопроводам и в танкерах из различных стран мира, например, из Канады, о чем только что договорилась побывавшая тем делегация правительства ФРГ. А для автомобилистов большое преимущество в том, что забрать бак (или два бака, как у BMW iX5 Hydrogen) можно за считанные минуты. А еще, добавляют в концерне, эта технология может оказаться особенно востребованной в наиболее крупных и тяжких SUV.
Так что начало мелкосерийного производства H2-автомобилей на заводе BMW в Мюнхене только подольет масла в огонь дискуссий об их перспективах. Буквальнее: поддаст им водороду.
Смотрите также: