Ну и что прикажете мне мастерить с вереницами этих тихоходов? Они тащатся в три ряда по Ярославке, внимательно следя за камерами. 109 км/ч – разве это скорость?! Ведь мой «Бентли» способен мчаться втрое скорее – да-да, втрое! Да стоит мне надавить на педаль газа… А вместо этого я послушно плетусь, уткнувшись в хвост какого-то «Джутэ», извини господи! И тишину в укутанном рыжей кожей салоне нарушает лишь еле слышный, как ворчание далекой грозы в летний полдень, баритон уникального трехрядного мотора. Там нетерпеливо переминаются с ноги на ногу шесть с излишним сотен «лошадей». Эх, выпустить бы их на волю!
Впрочем, нет худа без добра – пока есть время, можно с эмоцией, с толком, с расстановкой оглядеться по сторонам.
Внешне от машины предыдущего поколения GT отличает прежде всего весьма широкая решетка радиатора
Чем может поразить салон автомобиля ценою в 18 с половиной миллионов? Верно, он обязан меня поражать каждым своим квадратным сантиметром. И я с удовольствием поглаживаю покрытые рояльным лаком деревянные панели – что это, ясень, эвкалипт, земляничное дерево? Не угадал – акация с Гавайских островов. И этой самой акации тут аж десять квадратных метров, чтобы выложить шпон по всему салону, мастерам из Крю понадобилось девять часов. Сколько необходимо времени, чтобы изготовить алюминиевую отделку центральной консоли, я и спрашивать боюсь: такое покрытие именуется «берега Женевского озера», его придумали швейцарские часовщики. Через каждые 5 мм снимается фаска глубиной полмиллиметра, да под углом, так, чтобы под перстами ощущался эффект волн. Круто? А то! А ведь есть еще особая прострочка сидений и дверей «ромб в ромбе» (любой состоит из 712 стежков, а на разработку узора англичане ухлопали полтора года) и алмазная насечка на регуляторах климат-контроля и дефлекторах вентиляции. И потрясающая мягкость, с какой все эти ручки вращаются.
Нажимаешь на кнопочку…
Однако же кожей, какой бы ни была она мягкой, и деревом, каким бы оно ни почиталось редким, в ХХI веке удивить трудно. Нам теперь спецэффектов подавай. Между прочим, в 1955-м Continental баловал состоятельных британцев кондиционером и усилителем руля – неслыханная роскошь в серийном автомобиле! Приборная панель нынешнего GT ничем не потрясла – знакомый по моделям Audi кажущийся отрицательным наклон и столь же знакомая, практически идеальная читаемость и компоновка электронных дисплеев, какие выдают исчерпывающую информацию об автомобиле и не только. Но то, что кажется превосходным на А4 или А6, немного простит интерьер GT – согласитесь, от «Бентли» все же ждешь чего то немало эксклюзивного. А что если нажать черную лакированную клавишу с надписью screen на центральной консоли?
Почитается, что на создание «Континенталя» инженеров из Крю вдохновил автомобиль, построенный на шасси «Бентли» парижским кузовным ателье «Порту» в 1938 году. Если приглядеться, в нынешнем GT подлинно можно найти черты той машины. А работа над первым «Континенталем» началась в 1951-м. Созданная на базе серийного лимузина машина должна была сделаться более скоростной, более персональной. Для этого подвеску занизили, а мощность двигателя – повысили. Впрочем, сколько собственно сил скрывалось под капотом «Бентли» и их ближайших родственников «Роллс-Ройсов», тогда говорить было не принято. А вот скорость не таили. Целью поставили 200 км/ч – не в милях, заметьте, а в принятой на континенте метрической системе. Первый Continental так именуемой серии R, появившийся в 1952 году, чуть не дотянул – 190 км/ч. Второй, серии S, в 1955-м показал 195 км/ч. И лишь Continental S2 в 1959-м выполнил «норматив»
Легкое касание, и кусок акациевого великолепия с тихим жужжанием исчезает в недрах передней панели, являя миру 12,3-дюймовый цифровой дисплей MMI высокого разрешения. Необходимо сказать, что пользовательский интерфейс разработан очень тщательно, так, чтобы быть мгновенно понятным даже таким замшелым ретроградам, как ваш покорный слуга. Я на изумление быстро разобрался с настраиваемым домашним экраном: в трех окнах отображаются предпочтительные функции – скажем, навигация, мультимедия и телефон. Отыскав настройки шасси, переключил показавшуюся чуть жестковатой подвеску в «комфорт» и поставил Ива Монтана. А чтобы убрать с глаз долой не слишком любимую электронику, еще раз нажал колдовскую клавишу.
В стиле, материалах, отделке интерьера замечательно тонко соблюден баланс традиций, роскоши и современности
Но вместо гладкой деревянной панели на свет выплывает третья грань хитроумного перевертыша: оправленные пресловутым гавайским шпоном, на ней посверкивают алмазной гранью три циферблата – градусник, компас и секундомер. «Он обрывки памяти листает, но не в силах нам ничем помочь…», – льется из 18 динамиков 2200-ваттного «Найма». Француз, в какого были влюблены половина женщин Советского Союза, поет об опавших листьях. Се си бон! И М8 «Холмогоры» в окрестностях подмосковной Тарасовки превращаются в живописную Autoroute des Anglais, ведущую из Кале в Труа, а я воображаю себя томящимся англичанином, отправившимся в гран тур на континент…
Умное железо
Только если тогда Continental не менялся десятилетиями, оставаясь комфортабельным и мощным, но весьма консервативным технически, сегодня в моем распоряжении на редкость продвинутый аппарат. Внешне от машины предыдущего поколения GT отличает, прежде итого, широкая решетка радиатора – ну, очень широкая. Есть и другие отличия – решетки вентиляции с шильдиками «12» в передних крыльях, овальные задние фонари, куда немало выразительные фары, иной абрис задних боковых окон. Почти все эти детали перекочевали на серийную машину с концепта EXP 10 Speed 6, какой нарисовал для женевского салона в 2015 году Джон Пол Грегори. Но в целом тема «Континенталя», воплощенная в 2003-м Дирком ван Брекелем, осталась в неприкосновенности. Между тем, машина то безотносительно новая.
Чтобы это разглядеть, стоит присмотреться к профилю автомобиля. В длину он вытянулся незначительно – на 46 мм, зато по базе добавил целых 106 мм, причем передние колеса отодвинулись вперед на 135 мм. Капот вытянулся, хищная морда чуть ниже приникла к дороге. Что важно, но не видно снаружи: двигатель остался на месте, а значит, изменилась развесовка. При этом кузов, изготовленный из алюминия методом объемной горячей формовки (это первоначальный серийный автомобиль в мире, выполненный по такой технологии) и высокопрочной стали, похудел на 80 кг. Главное же, непрерывный полный привод с соотношением 38:62 в пользу задних колес сменился подключаемым. Теперь Continental GT по умолчанию остается заднеприводным, но как лишь ведущие колеса начинают проскальзывать, электронная муфта перебрасывает необходимое количество крутящего момента на переднюю ось.
Уместно, о моменте. Если мощность W-образного мотора возросла незначительно – на 10 л.с. по сравнению с версией GT Speed – то ньютонометров из 6 литров английские умельцы извлекли на цельную сотню больше. Новая управляющая электроника (300 млн операций в секунду!), комбинированная система ровного впрыска низкого и высокого давления, старт-стоп не только при остановке, но и на околонулевых скоростях, отключение половины цилиндров – все эти ухищрения позволили снизить посредственный расход топлива на 2 л/100км, а вредные выбросы на 16%.
Перевод с английского на немецкий
У меня за пару сотен верст осмотрительной езды получилось 14,8 л/100 км. Но как только мы с GT вышли на гоночную трассу в подмосковном Мячково, борткомпьтер показал совершенно другие цифры, так что в среднем вышло 24 литра на сотню. Только кто, скажите, выложив за автомобиль 18,5 млн, сделается жалеть 4500 рублей на заправку полного бака? Важнее может оказаться радиус действия, а 600 км по шоссе вам в любом случае гарантированы.
Так что у тех, кто хочет воображать себя скучающим англичанином и отправиться в гранд тур, есть соответствующее средство передвижения – престижное, скорое, комфортабельное и безопасное в любую погоду. Как 65 лет назад писал про его предшественника серии R английский журнал «Отокар», это «нынешний ковер-самолет, который преодолевает большие расстояния и не вызывает усталости во время поездки». В стиле, материалах, отделке интерьера нынешнего GT примечательно тонко соблюден баланс традиций, роскоши и современности.
Правда, есть одно «но». Нет, речь не о том, что очень широкая передняя изнаночная стойка кузова мешает обзору. Даже тесный задний ряд не проблема. Да, мне с моим ростом 185 см и солидной комплекцией и залезать на задние сиденья не просто, и сидеть там, упираясь коленями и макушкой, не доставляет никакого удовольствия. Но это не важно, бездонные кожаные кресла второго ряда «Бентли» предназначены для молодых и гибких. Мне же, признаться, рафинированные повадки «Континенталя» показались немножко холодноватыми. Он очень правильный, очень… немецкий. А от автомобиля, за которым тянется шлейф захватывающих историй, британских традиций, ждешь чего-то особенного. Чего то… английского, что ли. Отсутствие омывателя у камеры заднего облика на такую особинку явно не тянет.
Впрочем, у меня, пожалуй, просто приступ ностальгии. А впечатлительным и романтически настроенным старцам в современном автомобильном мире не место.
Борис Шульмейстер
автогонщик, неоднократный призер чемпионата России в линии дисциплин
Что я чувствую? Что машина очень тяжелая, явно больше двух тонн. Этот большой вес – большенный для спорткара – чувствуется при торможении, он мешает машине остановиться. Потому что какие бы ни были хорошие покрышки, а они у нас сейчас не шипованные, и тем немало на снегу и льду, где мы сейчас находимся, инерция чувствуется. Но этот большой вес не мешает машине оставаться управляемой. При входе в заворот в заносе при отключенной системе стабилизации она ведет себя абсолютно понятно. Нужно делать, естественно, небольшое упреждение, перед начином поворота поворачивать руль, направлять переднюю часть автомобиля к апексу, к сугробу в данном случае, закидывать заднюю часть сбросом газа, и машина совершенно послушно этот сугроб обкатывает. При этом бесчисленных корректировок рулем не требуется – она следует туда, куда тебе нужно. Это достаточно неожиданно и удивительно для такого тяжкого, габаритного автомобиля. Я помню свои ощущения от «Бентайги», у которой очень много мощности, а управляемость такая джиповская, инертная, какую и управляемостью трудно назвать. А «Континенталь GT» – машина действительно драйверская.
Про двигатель что-то говорить даже излишне. Потому что он дает столько мощности, сколько тебе необходимо, и вряд ли наступит такой момент, когда этой мощности не хватит.
На твои действия он отзывается как спорткар
Разумеется, нужно будет попробовать ее летом на сухом асфальте, не знаю, будет ли ей хватать тормозов, но управляться будет наверняка неплохо. А то, что я вижу сейчас, действительно приятно. Внешняя спортивность, подкаченность и при этом машина абсолютно комфортабельная: в штатском режиме здесь тихо, мягко, дорого, тебя окружает потрясающего убранства салон и запах премиального автомашины. Но ты всегда ощущаешь, что на твои действия он отзывается как спорткар – по крайней мере, в режиме «спорт».