26 Октября 2019, 10:05
Сотни раз уже был в Европе по труду. Но только второй – в Словении. Причем в первый страну так и не распробовал. Может, потому, что попал зимой и не в той кампании. На этот раз дегустацию коротали так, что осталось стойкое послевкусие сильных и ярких впечатлений. Знакомство сжали по времени как пружину: два дня на целую край. Но зато с динамичным марш-броском по самым ярким местам и не менее динамичными кроссоверами семейства Jaguar. Когда исколесил Старый Свет вдоль и поперек, кажется, ничто не сможет удивить. Особенно в так называемых периферийных краях. Именно такой я всегда считал Словению. Раньше был тут лишь однажды, проскочил тогда страну попутно. Единственное, что запомнилось – великолепное горное озеро Блед. «Зачем туда ехать еще раз? Ведь смотреть там вяще нечего». Примерно так рассуждал о Словении. Стыдно признаться, что не догадывался о тех сокровищах, которые в этом небольшом по европейским меркам стране буквально под ногами.
Даже не понимаю, почему до поездки с Jaguar совсем не знал о второй после живописного горного озера здешней жемчужине – пещерах Постойна Яма. Глаза на них мне открыли, можно сказать, принудительно. Просто пещеры оказались в нашей непременной программе.
До подземелий всего час езды от аэропорта Любляны – на любом из «Ягуаров» это расстояние кажется вообще неприметным. У этой марки среди кроссоверов с традиционными двигателями мой фаворит – F-Pace. Он заметно просторнее E-Pace, при этом превосходит меньшего брата и по плавности хода, и по управляемости. Но любимчиком стал другой зверь – электрический I-Pace. Мне повезло пробежать на нем почти всю Словению. И сравнить свои впечатления от престижной «электрички» в Москве и Европе. Но о них чуть позже. Вначале – восторг от подземных богатств «периферийной» страны.
Нет, не просто впечатлен. А приятно шокирован. Пещеры всегда находил темными, холодными и неприглядными объектами, на которые глупо тратить время в зарубежных поездках. А тут словно очутился в фантастических подземных дворцах. Причем в каждом зале – свои особые формы и даже характеры сталактитов и сталагмитов. От совершенно тонких белоснежных трубок-спагетти до грибовидных созданий или колонн «ростом» с трехэтажный дом. А есть гибриды, которые встречаясь при движении с потолка и от пустотела образуют причудливые пары или одно целое.
У нас под землей было чуть больше часа. Катастрофически немного – в гигантском подземном зазеркалье хочется любоваться загадочной архитектурой природы чуть ли не целый день. Километры галерок, как тут кажется, никогда не закончатся. Иногда я специально отставал от группы, чтобы остаться наедине с фантастическими созданиями, образованными известью и водой подземных рек. Отдельный даже напоминают сложные скульптуры, похожие на реальных и не совсем животных – и порой очень сложно поверить, что стало без рук человеческих. Ощущения инопланетные. Словно попал в мир, который раньше и представить себе не мог.
Единственный нюанс – под землей пунктами прохладно, иногда даже очень холодно. И если спустился в пещеры, не рассчитывая на долгое путешествие по лабиринтам, как я, придется в итоге смириться с организмом, спрашивающим тепла. И немедленного подъема наверх. Капитулируешь перед холодом, чтобы потом пожалеть, что провел в подземных дворцах так немного времени, не увидев всех сокровищ. А начинаешь мечтать о том, как неплохо бы было отметить в таком необычном интерьере памятное событие. Подземный дворец затмит даже самый роскошный ресторан. Ранее это была привилегия европейских королей. А сейчас стать хозяином фантастически красивых подземелий на какое-то пора может стать почти любой желающий. Главное – убедить смотрителей.
«А может и к лучшему, когда подземные впечатления максимально сконцентрированы? И ты не успеваешь еще свыкнуться… Так они гораздо сильнее!» – мы уже мчались в сторону моря, а меня все не «отпускали» пещеры. Но пора было переключаться на маршрут. И нужда пройти его достойно. В каком смысле? Не встать на дороге с разряженной батареей!
После российского зимнего знакомства с «электричкой» Jaguar I-Pace (тогда резерв хода у меня составил около 280 км) пообещал себе провести честный летний тест. И сейчас обстоятельства оказались как по спецзаказу – тепло, но сложный рельеф. Задача – добраться до моря, а потом пересечь Словению с юга на норд на одной зарядке. С первым пунктом справились с коллегой играючи. И подзарядив электрокар, приготовились к основному и самому протяженному отрезку.
Резерв хода – 325 км. Именно столько показывал компьютер электрокара на старте у побережья Адриатики. Наш маршрут – возле 300 км. То есть зарядка почти без страховки. Разве 25 км – запас, который можно учитывать? Одна видимость! Мне бы, разумеется, хотелось условий еще жестче – вообще один к одному. Чтобы игра была максимально честной. Ведь собственно как игру в умение управлять энергией и воспринимаешь пока каждую поездку на I-Pace. Впрочем, в условиях почти горного рельефа Словении утерять 10-20 процентов заряда батареи проще простого – достаточно лишь не очень эффективно использовать режим рекуперации. Особенно на самом сложном участке. Им для нас сделался перевал Вршич. Его высота кажется не очень большой – 1611 метров. Но эти цифры обманчивы – тут почти рекордный по европейским меркам комплект крутых поворотов. А, значит, неверный расчет динамики может привести к фиаско.
И я не шучу: когда залезаешь на перевал высотой в полтора километра, и смотришь, как на глазах тает запас хода, порой становится не по себе. Еще давным-давно компьютер показывал двести километров, а через полчаса уже чуть больше сотни. В горах же зарядок нет! Возбуждать техничку, если что – недопустимый позор.
Зато, преодолев верхнюю точку, с азартом «рекуперируешь» каждый спуск, любой поворот. И самое важное – не превращаешься при этом в «овощ». Наоборот, стараешься проходить серпантины так же азартно, как на каком-либо Porsche Macan. Кто-то скажет, что в электрокаре не хватает для полного кайфа породистого звука мотора. Вовсе нет! Тут другое удовольствие. Особого рода – ты почти в полной тишине скользишь по виражам. И ощущение порой, что попросту летишь на низкой высоте. Не касаясь земли. Как птица. Именно за птичий стиль «полета» так ценишь электрокар.
Так какой же у него реальный резерв хода в условиях постоянно меняющегося рельефа? В режимах спуск-подъем-спуск? У нас с коллегой получилось около 310 км. Нахожу отличным результатом, учитывая, что кондиционер мы выключили лишь на 50-километром отрезке, когда поднимались на перевал. И это ведь не предел. В обыкновенных условиях, наверное, можно и четыре сотни показать. Как по паспорту!
А тут еще постоянно отвлекаешься от гонки с самим собой за сохранение энергии! Ведь за окном «электрички» ландшафты меняются так кардинально, словно неожиданно попал в другую часть Европы. Пересекаешь маленькую Словению, а будто совершаешь большенный тур по Старому Свету. С мелькающими как в клипе картинками-открытками, очень похожими то на альпийские луга Австрии, то на знаменитые холмы Тосканы, то на приморские деревушки Черногории и Хорватии. В этом уникальность Словении. Целый набор разных климатических и природных зон на относительно коротком маршруте. Может и не нужно больше двух дней для этой страны-карлика? По-иному так просто переборщить с впечатлениями и получить уже приторный привкус в закромах памяти.