Истинным автолюбителям автономное вождение не необходимо, они садятся за руль не просто для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, они получают удовольствие от самого процесса управления автомашиной. Такая точка зрения распространена довольно широко. Прозвучала она и на отраслевой конференции Handelsblatt Auto-Gipfel 2019, состоявшейся в крышке октября в Штутгарте в здании музея компании Porsche.
Электронные ассистенты для автомобиля
Мысль подхватил Оливер Блюме (Oliver Blume), глава этой фирмы, прогремевшей главным образом своими мощными спортивными машинами. «Казалось бы, какое отношение имеет автономное вождение к автомашинам Porsche? — с явной гордостью за свою продукцию задался он риторическим вопросом. — Ведь у них всегда будет руль, и за него непременно захочется сеть».
Глава Porsche Оливер Блюме выступает на конференции в Штутгарте
Тем не немного, продолжил он, в новейшей модели Porsche, полностью электрическом автомобиле Taycan, серийное производство которого завязалось в сентябре, установлено уже свыше 20 электронных ассистентов водителя, помогающих, к примеру, двигаться в пробке или самодействующи парковаться: «Это огромный рывок по сравнению с недавним прошлым». Так что магистральным направлением развития легкового автотранспорта Оливер Блюме находит не столько полностью автономное, беспилотное, сколько все более автоматизированное вождение.
Такое мнение высказывали и иные участники конференции. Это была встреча профессионалов: генеральные директора и топ-менеджеры ведущих компаний немецкого и всемирного автопрома в течение двух дней рассказывали о новейших трендах поставщикам комплектующих и представителям других фирм, так или по-иному связанных с автостроением: консалтинговых, энергетических, производителей программного обеспечения.
Автомобиль-робот на незнакомой местности — это далекое грядущей
И одной из главных тем, наряду с форсированным переходом немецких автостроителей на гибриды и электромобили, было именно автономное вождение. Ее обсуждали под заголовком «Когда мы будем ездить автономно?». Александер Хитцингер (Alexander Hitzinger), отвечающий за это курс в концерне Volkswagen, призвал собравшихся пока не ждать того момента, «когда автомобиль-робот сможет целиком самостоятельно передвигаться при любых географических и погодных условиях по незнакомой местности».
Первое испытание беспилотного грузовика на автобане (пока с водителем) Daimler провел в октябре 2015 года
Однако он находит, что весьма широкое коммерческое использование определенных технологических решений начнется уже в ближайшем десятилетии, примерно с половины 2020-х. Тем более, что в Германии — все больше разработок на эту тему. Дирк Кессельгрубер (Dirk Kesselgruber) из концерна Schaeffler, одного из крупнейших немецких поставщиков комплектующих для автопрома, убежден, что «сквозь 10-15 лет 40 процентов автомобилей будут в той или иной мере автоматизированными».
Беспилотная парковка в Штутгарте от Bosch и Mercedes-Benz
«Будет все вяще электронных ассистентов водителя», — уверен и Штефан Хартунг (Stefan Hartung), член правления Bosch — иного крупного немецкого поставщика автопрома. Этот концерн совместно с Mercedes-Benz как раз в Штутгарте открыл первую в вселенной беспилотную парковку. Нынешним летом этот проект после четырех лет испытаний получил от властей решительное разрешение на эксплуатацию.
Беспилотная парковка в Штутгарте: надпись предупреждает об автоматизированных автомобилях
Участникам конференции был показан куцый рекламный фильм, в котором автомобиль с соответствующим электронным ассистентом заезжает в многоэтажный паркинг, оборудованный системой Bosch. Водитель сходит из машины, а она самостоятельно обнаруживает на одном из уровней свободное место. А затем хозяин возвращается с покупками и ее возбуждает. Сам факт такого фильма говорит о том, что коммерческая реализация этой инновации, по сути дела, уже началась.
Впрочем, уверяет Патрик Аяд (Patrick Ayad), возглавляющий в интернациональной адвокатской конторе Hogan Lovells отдел автомобильного транспорта и мобильности, ключевой вопрос, связанный с беспилотным вождением, должен звучать совсем иначе: не когда мы будем ездить автономно, а где.
И дело тут не только в технической реализуемости и экономической целесообразности, но и в весьма существенных правовых аспектах. Немного комплексные случаи взаимодействия человека и машины, тем более на относительно ограниченном пространстве, имеют наилучшие шансы скоро получить добро от властей, указал юрист.
Самоуправляемые автобусы в Европе и Азии
Это может быть все тот же многоэтажный паркинг с самостоятельно передвигающимися автомашинами, вход в который будет запрещен людям ради их же безопасности. Или, к примеру, выделение отдельной полосы для беспилотных автомашин. Пустить в следующем году во время летней Олимпиады в Токио самоуправляемый транспорт по Олимпийской деревне эксперт находит тоже правильной идеей.
Дирк Кессельгрубер полностью согласен: впредь в самых разных точках планеты будет все вяще беспилотных автобусов-шаттлов, обслуживающих (по расписанию и/или по вызову) четко обозначенные маршруты. Концерн Schaeffler приступил нынешним летом к реализации пилотного проекта HEAT в Гамбурге: автономный микроавтобус пока в тестовом порядке курсирует по маршруту длиной в 1,8 километра с пятью остановками, в следующем году он должен начать транспортировать до десяти пассажиров.
Проект HEAT в Гамбурге: электрический автономный микроавтобус курсирует по маршруту с пятью остановками
Подобные проекты осуществляются сейчас как в различных городах Европы, так и в Азии. На конференции в Штутгарте состоялась презентация Сингапура и распространялась рекламная брошюра, посвященные успехам этого города-государства в сфере автономного социального транспорта. Одновременно, прогнозирует Дирк Кессельгрубер, в карьерах и даже шахтах горнодобывающих предприятий все чаще сделаются применять беспилотные грузовики.
Колонна беспилотных грузовиков — эта реальная перспектива
В свою очередь, Александер Хитцингер из Volkswagen вполне может представить себе уже в обозримом грядущем колонну беспилотных грузовиков, отправляющихся по автобану из одного логистического центра в другой. Весьма характерно, что в концерне его созданную сравнительно недавно команду организационно включили в то подразделение VW, которое выпускает грузовой автотранспорт. «В этой сфере попросту больше возможностей для быстрого внедрения разработок», — объяснил топ-менеджер, ранее работавший в американской Кремниевой долине в компании Apple.
Судя по выступлениям на конференции, у немецких автостроителей и их поставщиков весьма прагматичный подход к автономному вождению: эта технология — не самоцель, а средство решить конкретные задачи. Скажем, поскорее сделать беспилотными хотя бы часть грузовиков, ведь в Германии обостряется дефицит дальнобойщиков, так что теперь на эту тяжкую работу берут уже и женщин.
Или, другой пример, обеспечить транспортную мобильность инвалидам, даже тем, кто страдает параличом верхних и нательных конечностей. Над этим работает концерн Schaeffler, создавший в октябре 2018 года совместное предприятие с немецкой фирмой Paravan. Она разработала технологию управления самодвижущимися инвалидными колясками без механических действий, через датчики (Drive-by-Wire). Понятно, что Schaeffler рассчитывает широко использовать эту технологию и в обыкновенных автоматизированных или автономных автомобилях.
Для успеха беспилотных проектов необходимо максимально упростить их, сделать задачу как можно немного комплексной, вслед за юристом Патриком Аядом призвал и айтишник Александер Хитцингер. Поэтому на конференции в Штутгарте куда вяще говорили об автобусах и грузовиках, перемещающихся без водителей по конкретным маршрутам, чем о роботакси, разъезжающих по всему городу. Желая эксперт Volkswagen и их перспективы оценивает достаточно оптимистично.
Но затраты на все эти проекты будут огромными. Поэтому неплохо, подчеркнул Александер Хитцингер, что за тему взялись крупнейшие компании, причем не в одиночку, а совместно: Volkswagen заключил альянс с Ford, а Daimler и BMW даже создали совместное предприятие.
Сейчас основное, чтобы при испытаниях не было серьезных аварий. Несчастный случай, вызванный каким-нибудь малоопытным стартапом, работающим, как выразился эксперт, по принципу «установили на крыше пару сенсоров и поехали», может отбросить автономное вождение на годы назад.
Глядите также: