Там пролетит стальная птица

20 Июня 2017, 15:34

Это случилось 19 марта 1965-го. Экипаж разыскивали в пермской тайге двое суток, после чего спасенные шли на лыжах до вертолета еще 9 км. Астронавты почти два дня не вылезали из скафандров, а когда не выдержали и сняли, Алексей Леонов вылил из своего 6 литров испарины. Потом отжали одежду и снова надели, обмотались экранно-вакуумной теплоизоляцией и вертолетными стропами – так было морозно…

После этого Сергей Королев потребовал от автопрома создать такую машину, какая могла бы вытащить потерпевших аварию космонавтов из любой нештатной ситуации. Но ведь еще четырьмя годами ранее Завод имени Лихачева получил заказ от Мосгорсовнархоза на колесный снегоход для транспортирования людей по труднопроходимым районам. В начале 1963 года трехосный вездеход модели Э167 послали в таежные районы Пермской области – именно здесь через два года ­аварийно сел «Восход-2».

Военные ЦВО бережно ухаживают за машиной. Так что если Родина позовет, «Синяя птица» вечно придет на помощь!

Результаты испытаний превзошли все ожидания. На полуметровой снежной нови машина развивала 30 км/ч, преодолевала метровый снег, превосходно показала себя в сравнительных заездах. Увешенный дюжиной тензодатчиков, электрические импульсы с которых инженеры снимали тут же – в кабине был введён осциллограф, ЗИЛ-Э167 проиграл только одному гусеничному вездеходу, покинув два других позади. Летом 12-тонная машина свободно ездила по полю, обсеянному валунами чуть ли не метровой высоты, брала водные преграды до 2 метров глубиной, забиралась на влажный травянистый склон в 41 градус. ЗИЛ-Э167 лихо пробивался по бездорожью, таская на буксире ЗИЛ-157 и гусеничный вездеход, поставленные на тормоза!

Но для спасательной машины даже выступающей проходимости было мало: ведь аварийный экипаж еще нужно заметить. Кроме того, рамная конструкция с надстройкой, как у ЗИЛ-Э167, была совсем неприемлема – вездеход должен был уметь плавать, а значит, ему требовался легковесный герметичный корпус из стеклопластика на алюминиевом каркасе. На проектирование ушел год, и в 1966-м поисково-спасательный эвакуатор ПЭУ-1 вышел на первые испытания. Но потребовалось еще целых пять лет, чтобы довести до ума конструкцию, которую впос­ледствии наименуют «Синей птицей».

Легендарная машина и сегодня отлично справляется со своими задачами, каждогодне участвуя в учениях по обнаружению и эвакуации экипажа, условно приземлившегося в заснеженной степи

И не лишь за цвет кузова. Мало того что чудо-машина обладала фантастической проходимостью, она находила своих подопечных в тот момент, когда корабль еще летел к земле на парашютах. С поддержкой бортового радиокомпаса оператор пеленговал капсулу и тут же устанавливал прямую обоестороннюю радиосвязь.

Шнекороторный снегоболотоход входит в состав спасательного комплекса. Шнекоход тоже оснащен системой связи, может и зачислить пеленг от капсулы, и наладить переговоры со всеми участниками спасательной операции

Проектируя ЗИЛ-Э167, инженеры поставили на любой борт по двигателю, коробке и системе приводных валов. У «Синей птицы» тоже бортовая схема, но с одним мотором. Колеса любой из сторон не могут вращаться независимо друг от друга. Дифференциал – в раздаточной коробке, раздававшей мощность по бортам. Водитель мог его заблокировать в любой момент.

Первоначальный прототип «Синей птицы» изготовили на ЗиЛе в 1971 году, и лишь спустя четыре года началось мелкосерийное производство.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика