Грузия и Армения: малый крестовый поход

Древнее жажда побывать в Грузии и Армении наконец-то осуществилось! Благодаря приглашению товарищей и компании Chevrolet, предоставившей для путешествия новый TrailBlaizer, мне удалось в целой мере погрузиться в национальные и исторические традиции двух великих кавказских народов.



Отчего именно Грузия и Армения? Во-первых, это воспетые классиками горы Кавказа. Во-вторых – изумительная натура. В-третьих, хотя, нет, все же опять во-первых – легендарное кавказское гостеприимство!

Поверьте мне, пускаться в путешествие в начале длинных праздников чревато множеством проблем. Кто бы ведал, что выезд 1 мая непосредственно из Москвы одному из наших экипажей встанет в излишних 12 часов в дороге. Первый экипаж стартовал одновременно из Жуковского и второстепенными путями вышел на М4 уже за Каширой, объехав и первый платный участок, и пост ДПС за Окой. А вот другой экипаж выстоял пробку от МКАД и до поста, потратив на 90 км почти 8 часов. Издевательством можно находить начало ремонтных работ именно 1 мая на нескольких участках трассы. Сужение скоростной магистрали до одной полосы в трех пунктах в Воронежской области и традиционный ремонт объездной дороги вокруг Воронежа повергли к многокилометровым пробкам. Отдельная песня – платные участки. Простоять 30–40 минут для того, чтобы въехать на платный участок, а после еще столько же, чтобы с него выехать – стоит ли это удовольствие 60 рублей? Особо нетерпеливые водители сворачивали с магистрали и выезжали сквозь поле на бесплатный дублер, движение по которому было вполне живым. Вырвавшись из пробок, многие водители вставали в длинные очереди сейчас уже на заправках. А мы, благодаря экономичности TrailBlazer, смогли проехать на одном баке от Москвы до Воронежа, заправившись уже вдали от очередей.

Mos_Vlad_005.png

В итоге многочисленных заторов тысячекилометровый отрезок пути от Москвы до Ростова-на-Дону первым экипажем был пройден за 17 часов, а вторым – почти за сутки. Мы поспели отдохнуть в гостинице и даже познакомиться с достопримечательностями города Азов. Другой экипаж продолжал путь на Владикавказ без перерыва на сон, но с частыми остановками для передышки. Результат вполне прогнозируемый: во Владикавказ экипажи прибыли с разницей в 20 минут. Желаю отметить прекрасное качество дороги: двухполосное шоссе почти на всем протяжении от Ростова-на-Дону до Владикавказа изредка прерывается постами ДПС и заселенными пунктами.

На следующий день нас ждало знакомство с Владикавказом. Кстати, весьма важная деталь в любом путешествии – хорошая компания. А среди нас был человек, вытянувшийся в этих местах. Владикавказ может показаться скучным, но обилие зелени, незапятнанный воздух, изумительно вкусная вода и приветливость населения порадовали. И даже к здешним водителям, ездящим по одним им ведомым правилам и постоянно сигналящим товарищ другу, мы быстро привыкли. Одно из несомненных достоинств города – близость гор.

Почти параллельно

Кармадонскому ущелью размещено не менее живописное Фиагдонское. Его преимущество – хорошая асфальтовая дорога и масса достопримечательностей вдоль нее. А еще мы там попали на кавказский день рождения…

Печально популярное Кармадонское ущелье не имеет ничего общего с одноименной минеральной водой. Прошло уже более 10 лет с момента трагедии, а восстановительные работы все продолжаются. Лавина плотно закупорила ущелье, в итоге чего горная речушка пробила русло в том месте, где раньше была путь. Странно видеть быстрый поток, проходящий выше новой пути через бывшие автомобильные туннели. Строители, продолжающие прокладку новоиспеченной дороги, дали противоречивые ответы о том, можно ли проехать до Кармадона. В итоге мы въехали в ущелье. Таких прекрасных гор, стенами нависающих прямо над нами, я не видел нигде. Только благодаря 255-миллиметровому путевому просвету и стальной защите днища Chevrolet TrailBlazer мы смогли проехать ущелье до крышки. Увы, новая дорога еще не закончена, а потому в конце ущелья мы выехали на размашистую площадку и были вынуждены вернуться – дальше лежал заросший молодыми деревьями скат горы.

Voenno_gruz_dor_018_.png

«У вас двигатель
V6 или V8?»

спросил таможенный брокер при пересечении границы Грузии и Армении. Наш ответ про рядную «четверку» его удивил. Неужели такие бывают? Да, теперь бывают. Новый Chevrolet TrailBlazer оснащается 4-цилиндровым турбодизелем мощностью 180 л.с. и 6-ступенчатой АКПП с возможностью включения пониженного линии. Воспользоваться этим режимом нам довелось лишь при проезде особо сложного участка в Кармадонском ущелье. В прочее время было достаточно заднего привода, так как тяговитый дизель обеспечивает максимальный крутящий момент в размашистом диапазоне оборотов. TrailBlazer хорошо приспособлен для дальних путешествий: передние сидения спокойны, в салоне множество кармашков и отсеков, а спереди даже есть два выдвижных подстаканника, выдерживающих полулитровые стеклянные бутылки «Боржоми». Из недостач могу отметить однозонный климат-контроль, который не в состоянии обеспечить приемлемый температурный порядок в задней части салона. Но если абстрагироваться от климата, то TrailBlazer вполне неплох для пересеченной местности и горных серпантинов с многочисленными выбоинами, так как его подвеска успешно отрабатывает неровности без утраты комфорта.

Вероятно, в сравнении с грузинской, осетинская кухня немного уступает. Но такого обилия различных видов жареного на углях мяса я в своей жизни не встречал. Бывальщины опасения, что традиционное гостеприимство может оказаться слегка навязчивым и перепутать дальнейшие планы, однако застольные беседы оказали нам неоценимую поддержка в определении времени оптимального пересечения границы с Грузией. Вместо планируемых 3 часов ночи мы выехали в 2 часа дня и пересекли рубеж за 40 минут. Российские пограничники были разговорчивы и неторопливы. Пришлось им рассказать и про автомашина, и про журнал «Автомобили», подарить несколько номеров и дать ценные рекомендации по выбору внедорожника. На Грузинской стороне пограничный контроль занял от силы 5 минут, и вот мы уже лакомимся хачапури и хинкали в одном из кафе Срепанцминды (бывший Казбеги), запивая их вкуснейшим грузинским лимонадом и блаженствуя видами горы Казбек. Что нас удивило сразу после пересечения рубежи, так это многочисленные группы иностранных туристов, пешком бродящие по окрестностям группами по 2-4 человека.

Путь в Грузию одна – Военно-Грузинская, и она оставляет тоже много ярких впечатлений. О ней отдельная заметка Дениса Халфина. Движение на Крестовом перевале будет оживленное, но больше всего запомнились два сюжета: одинокий немец, неторопливо перемещающийся на стареньком VW Transporter, оборудованном для автономного проживания, и молодая чета на мотоцикле «Минск» с московскими номерами.

Обосновавшись в Тбилиси, каждый день мы пускались в новое путешествие. Одно из самых близких и интересных мест – древняя столица Грузии Мцхета. Размещённый на слиянии Арагви и Куры город славится древнейшими храмами. Так, храм Мцхетского Джвари построен в 586–604 годах. С его смотровой площадки открывается великолепный вид на тяни город.

Mhesta_024.png

«Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь»

Mhesta_028_.png

Мцхетский кафедральный собор

ведет почти тысячелетнюю историю, являясь одним из самых прекрасных восстановленных памятников культуры

Современный Тбилиси поражает сочетанием нынешней архитектуры, современных эстакад и развязок, продуманной схемы дорожной сети, разрушающихся «итальянских» двориков и восстановленных старых зданий. Здесь обязательно нужно побывать в кафедральном соборе Самеба, Тбилисской опере и знаменитых серных банях. Также советую возвыситься в крепостной комплекс Нарикала и парк на горе Мтацминда, чтобы увидать город с высоты.

Чтобы увидеть все красоты Грузии, нужна не одна неделя. Можно двинуться на восход в Кахетию и увидеть знаменитые виноградники, побродить по городкам, каждый из каких является маленьким музеем, принять участие в дегустации вин.

Tbilisi_001_.png

Исторический середина

Тбилиси частично отстроен заново и поражает нагромождением стилей и эпох. И все равновелико красиво

Khaketia_019_.png

Грузинский национальный музей

хранит множество интересных объектов старины, датированных серединой первого тысячелетия

Можно поехать в Сванетию и изучить быт суровых горцев, какие и в наши дни живут по своим древним законам. Хотя гораздо симпатичнее поехать в Батуми, знаменитый город-курорт, и провести несколько дней во влажном субтропическом климате. Если веровать науке, то май – самый сухой месяц в этих местах. Однако нам не повезло, погода была дождливая, а вода свежая.

Обратная дорога вышла простой и быстрой: на автомобиле из Тбилиси в Ереван, по линии побывав в знаменитом Дилижане и проехав вдоль Севана. К сожалению, погода испортилась, и все эти прекраснейшие места мы проехали под проливным дождем. Хочу отметить, что на разбитом шоссе TrailBlazer показал себя молодчиной, упруго сглаживая многочисленные выбоины и прогнозируемо вписываясь в незнакомые серпантины.

А вот раскрасавец Ереван встретил нас хорошей погодой. Тут даже наши грузинские товарищи вздохнули от восхищения, оценив красоту города и окрестностей. Наш TrailBlazer остался в Ереване в ожидании презентации журналистам, а мы на таксомотор совершили небольшую экскурсию по городу. Немолодой водитель не хуже гида сумел показать здешние красоты, мы попробовали очень вкусную местную шаурму и прибыли в аэропорт.

В заточение несколько советов. Отправляясь в автомобильное путешествие в Грузию, выезжайте из Москвы в будни. Не жалейте поре на осмотр всех встречающихся достопримечательностей. Не поленитесь захватить с собой чету свежих номеров нашего журнала – в отеле Istanbul, расположенном в середине Тбилиси, вы можете получить хорошую скидку, подарив их хозяину отели. И заранее озаботьтесь подбором правильного автомобиля и хорошей компании для далекого путешествия!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика