Всплываем?

31 Января 2018, 13:37

Лед, как и возложено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные торговли легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рублевки продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Совместно с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать целой грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас… на степень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые затраты россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с поддержкой «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема торговель.

Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную астральную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации исподволь подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив ≈8,9%. В «минусовой» поясу год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По этим Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м введён абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса.

На классовом степени все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как основа атома, лидирующая шестерка с Kia Rio и Hyundai Solaris во главе аккумулирует львиную часть продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает сферы потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же немало перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вдогонку за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше итого отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Истина, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие славы, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи – не самая выигрышная комбинация.

Линия к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан

Да и вообще этап затягивания поясов – не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент – солнечная система в миниатюре, где кругом признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво берегли стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на бюсты тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новоиспеченную высоту. Не до жиру – быть бы живу.

Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре Минпромторг взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первоначальный автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, сообщая на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, основной экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова предупреждала: «Повышение налогового бремени на народонаселение, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему базару это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомашин». Не верите? В минувшем декабре Счетная палата Российской Федерации вышла с предложением завести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные штатские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе сообщая, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, достоверно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже?

Самые популярные модели небольшого среднего класса
I II
1. Skoda Octavia A7 22 523(1) +4,1
2. Nissan Almera new 15 780 +6,1
3. Kia cee’d new 15 246 +1,1
4. Ford Focus III 15 086 +26,0
5. Kia Cerato 6 769 +81,9
6. Hyundai Elantra 5 932 -3,5
7. Volkswagen Jetta 5 041 -34,7
8. Toyota Corolla 4 384 +17,1
9. Lifan Solano 3 897 +63,3
10. Citroen C4 Sedan 1 619 -16,7
(1) Без учета универсала повышенной проходимости
Вешний апгрейд, сопровождавшийся некоторым повышением цен, не выбил Octavia из колеи, какая, как и в 2016-м, привела «чешку» на высшую ступень пьедестала. По показателю «число автомобиля/стоимость» функциональная модель Skoda – безусловный лидер сегмента. Almera, cee’d, Focus способны вести бои лишь во втором эшелоне. Для прочих и это предел мечтаний.

Продажи универсалов повышенной проходимости
I II
1. Subaru Outback 1 152 -2,0
2. Volvo V90 Cross Country 722 (-)
3. Vw Passat Alltrack 201 +128,4
4. Audi A4 Allroad 167 -29,2
5. Volvo V/S60 Cross Country 154 -28,4
6. Skoda Octavia Scout 125 +23,8
7. Audi A6 Allroad 98 -38,7
8. MB E-Class Allterrain 90(1) (-)
(1) За 11 месяцев 2017 года
Изумительно не то, что сменщик ХС70, V90 Cross Country, пропустил на первое место Outback. Изумительно другое: новый универсал Volvo, перешедший в 100%-но premium-сегмент, утер нос дуэту от Audi, попутно перегнав Octavia Scout с тяжеловатой для модели Skoda ценой. Похоже, покупатель находит, что прайс-лист на V90 Cross Country и характеристики модели находятся в полном соответствии. И ведь не поспоришь!

Самые популярные модели представительского класса
I II
1. Mercedes-Benz S-Class 2 603(1) -15,0
2. BMW 7 series 1 230 -6,5
3. Porsche Panamera 633 +180,1
4. Audi A8 279 -43,9
5. Genesis G90 205 +345,7
(1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет
S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе вблизи не подпустил. «Бронза» Panamera – в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, какой вот-вот передаст эстафету сменщику.

Самые популярные модели особо небольшого и малого классов
I II
1. Kia Rio/new 96 689 +10,3
2. Hyundai Solaris/new 68 614 -24,1
3. Volkswagen Polo Sedan 48 595 +1,9
4. Renault Logan 30 640 +3,6
5. Renault Sandero 30 210 +5,8
6. Skoda Rapid 29 445 +13,6
7. Datsun on-DO 19 712 +35,3
8. Ravon Nexia R37 5 833 +827,3
9. Datsun mi-DO 4 798 +14,17
10. Ravon R2 4 786 +305,6
Первые шесть пунктов за моделями, в кризис вместе с доступными кроссоверами/SUV ставшими для сердцевины российского посредственного класса альтернативой моделям на сегмент или два выше. Но в этом ТОП-6 «кузены» Rio и Solaris вне конкуренции. На сторонке корейского дуэта, помимо отличных ходовых качеств версий с 1,6-литровыми моторами, привлекательного дизайна, размашистого выбора комплектаций, конкурентных цен и традиционной 5-летней гарантии, еще и молодость. Оба лидера сегмента в 2017-м пережили смену поколений. Узбекский R2 (модернизированный Chevrolet Spark M300), дарованием что предлагался в единственной версии, – король малышей класса «А». Довольно мощный мотор в связке с АКП и выигрышная цена сделали свое дело. А вот модели Datsun жутко далеки от планировавшихся три года назад объемов продаж на 2017-й в 120 000 автомашин. Потенциальный покупатель on-Do/mi-Do, в кризис вынужденный считать копейки, отдавал предпочтение немало доступным Lada Granta (продано 93 686) или уходил на вторичный базар.

Самые популярные модели среднего класса
I II
1. Kia Optima 12 822 +104,0
2. Mazda6 6 057 +12,9
3. Mercedes-Benz C-Class 3 833(1) +3,0
4. BMW 3 series 3 642 -2,6
5. Ford Mondeo 2 821 -14,8
6. Hyundai i40 2 610 -54,9
7. Volkswagen Passat 2 608(2) -1,0
8. Audi A4 2 126(3) +12,2
9. Audi A5 1 112(4) +31,3
10. Infiniti Q50 752 +4,3
(1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет
(2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (реализован 201)
(3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167)
(4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк
После смены поколений в 2016-м Optima штампует другой кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот комплект предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW размозжили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные колы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы?

Самые популярные модели бизнес-класса
I II
1. Toyota Camry 28 199 +0,5
2. Mercedes-Benz E-Class 6 092(1) +15,5
3. BMW 5 series 4 919(2) +11,1
4. Audi A6 3 049(3) -0,7
5. Skoda Superb 1 881 +34,9
6. Lexus ES 1 668 -18,9
7. Genesis G80 826 (-)
8. Jaguar XF 364 -7,6
9. Mercedes-Benz CLS 294(4) -41,8
10. Volvo S90 290 (-)
(1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, реализовано 90), купе, кабриолет
(2) Без учета 5 GT (продано 37)
(3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (реализовано 98)
(4) C учетом версий с кузовами седан и универсал
Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная война между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верхотура за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России лишь седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за открытым преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого пункты нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не сконфузило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обогнуть маститых соперников.

Самые популярные MPV
I II
1. Volkswagen Caddy 1 506(1) +50,3
2. Mercedes-Benz V-Class 1 433 +23,8
3. Toyota Alphard 744 -4,6
4. Peugeot Partner 617(1) +14,9
5. Citroen Berlingo 510(1) +15,1
6. Renault Dokker 74(1) (-)
(1) C учетом грузопассажирских версий
В сегменте-призраке целый кавардак. Лидерство Caddy с тьмой вариантов и подвариантов еще объяснимо, но не «серебро» и «бронза» бизнес-вэнов Mercedes-Benz и Toyota! Обскачет ли в 2018-м дуэт «каблучков» от концерна PSA зачисливший старт в декабре 2017-го Renault Dokker?

Самые популярные пикапы
I II
1. Toyota Hilux 3 495 -4,8
2. Mitsubishi L200 1 642 +8,2(1)
3. Volkswagen Amarok 852 -6,1
4. FIAT Fullback 376 +469,7
5. Foton Tunland 151 +115,7
6. Isuzu D-MAX 117 +735,7
(1) Сравнительно модели предыдущего и текущего поколений
В тройке лидеров идут бои здешнего значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока работает на подыгрыше.

Самые популярные SUV/кроссоверы
I II
1. Hyundai Creta 55 305 +152,2
2. Renault Duster 43 828 -0,4
3. Toyota RAV4 32 931 +7,6
4. Renault Kaptur 30 966 +122,4
5. VW Tiguan/new 27 666 +159,5
6. Kia Sportage 24 611 +29,5
7. Nissan X-Trail 20 626 +15,3
8. Nissan Qashqai 20 223 +8,0
9. Mazda CX-5 18 723 +18,8
10. Mitsubishi Outlander 16 828 +50,2
11. Nissan Terrano 13 807 +21,2
12. Toyota Land Cruiser Prado 13 755 -5,2
13. Ford Kuga 12 954 +54,3
14. Hyundai Tucson 12 011 +17,3
15. Kia Soul 10 652 +45,2
16. Hyundai Santa Fe/Grand 9 886 +51,6
17. Lexus RX 9 415 +20,0
18. Toyota Land Cruiser 200 8 376 -34,1
19. Lifan X60 7 371 -3,1
20. BMW X5 6 720 +29,2
21. Mercedes-Benz GLC/Coupe 6 650 +26,8
22. Lexus NX 6 638(1) -2,1
23. Mercedes-Benz GLE/Coupe 6 258 -11,9
24. Skoda Yeti 6 242 -0,9
25. Kia Sorento Prime 5 932 +75,2
26. Kia Sorento 5 348 +44,0
27. Volkswagen Touareg 5 335 +7,4
28. Lexus LX 5 135 -19,8
29. Lifan X50 4 778 -19,7
30. Ford EcoSport 4 495 -0,5
(1) C учетом «гибридной» версии 300H (реализовано 143)
В первой дюжине – исключительно среднеразмерные модели с различной степенью локализации производства в России. Прорыв Creta на первую строчку рейтинга немного чем за полтора года впечатляет, но лидерство кроссовера Hyundai не безусловно. Образцово те же полтора года экс-чемпион, Duster, действовал в связке с Kaptur, без небольшого близнецом по технической части. Вдвоем эти «ромбоносцы» по-прежнему недосягаемы. RAV4, несмотря на годы, все еще в силах. Заработанное поколениями модели реноме работает! Отлично зачислил старт Tiguan new. X-Trail объехал родственника, Qashqai: при стилистической и технической близости моделей многие предпочитают доплатить за немало крупный кроссовер, тем более что программы утилизации и trade-in от Nissan облегчают задачу. Желая «двухсотый» Land Cruiser сбился с шага, в лагере «тяжеловесов» дуэту Toyota по-прежнему нет равновеликих. В кризис продолжают работать и другие «имена-магниты», что подтверждает «premium-сборная Германии» во главе с Х5.

Части сегментов в объеме рынка’2017(1)
Компактные легковые модели 26,0% (-3,1%)
Компактные SUV/кроссоверы 26,0% (+2,3%)
Небольшой класс 19,0% (+0,9%)
Средне- и полноразмерные SUV/кроссоверы 7,8% (-1,5%)
Средний и бизнес-класс 7,3% (-0,5%)
Малые SUV/кроссоверы 5,3% (+2,1%)
Представительский класс 0,3% (-0,1%)
Другие 1,3% (0%)
Легкие коммерческие модели 7,0% (-0,2%)
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок

Табель о рангах’2017(2)
I II III
1. Kia (1) 181 947 +21,7%
2. Hyundai (2) 157 858 +8,7%
3. Renault (3) 136 682(3) +17,0%
4. Toyota (4) 94 238(3) -0,3%
5. VW (5) 91 827(4) +20,6%
6. Nissan (6) 76 000(3) +7,9%
7. Skoda (7) 62 302 +12,5%
8. Ford (8) 50 360(3) +18,4%
9. Mercedes-Benz (9) 36 808 -0,2%
10. Chevrolet (10) 32 071(5) +5,3%
11. BMW (11) 30 018 +9,1%
12. Mazda (13) 25 910 +20,3%
13. Datsun (15) 24 510 +30,6%
14. Mitsubishi (17) 24 325 +45,1%
15. Lexus (12) 23 693 -1,8%
16. Lifan (16) 16 964 -2,8%
17. Audi (14) 16 878 -18,5%
18. Ravon (31) 15 078 +732,6%
19. Land Rover (18) 8 883 -2,6%
20. Volvo (21) 7 011 +25,5
21. Subaru (20) 6 080 -7,8%
22. Chery (23) 5 905 +24,1%
23. Suzuki (24) 5 001 +10,6%
24. Infiniti (25) 4 972 +10,1%
25. Peugeot (28) 4 931(3) +36,9%
26. Porsche (22) 4 578 -7,7%
27. Citroen (27) 4 377(3) +15,1%
28. Honda (32) 2 435 +39,4%
29. FIAT (29) 2 323(3) +7,6%
30. Geely (26) 2 234 -50,1%
31. Jaguar (30) 2 173 +4,8%
32. Haval (-) 1 894 (-)
33. MINI (33) 1 580 +16,2%
34. Changan (41) 1 411 +161,3%
35. Cadillac (34) 1 365 +7,1%
36. Jeep (35) 1 274 +0,4%
37. Zotye (42) 1 088 +261,5%
38. Genesis (47) 1 031 +2 141,3%
39. smart (40) 934 +34,2
40. DFM (36) 913 -20,7%
41. FAW (39) 553 -33,3%
42. Foton (46) 462 +660%
43. Brilliance (38) 219 -74,6%
44. SsangYong (37) 123 -89,2%
45. Isuzu (49) 117 +735,7%
46. HTM (-) 99 (-)
47. Chrysler (48) 9 -70,0%
Итого: 1 171 444(6) +12,4%
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомашин российских марок
(2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ)
(3) С учетом легких коммерческих моделей
(4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506)
(5) C учетом ChevyNiva (31 212)
(6) Без учета линии «малотиражных» марок
I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г.
II. Число торговель (шт.)
III. Динамика продаж (%)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика