В чем сила? В брате!

15 Июня 2018, 22:59

«Негромкий, застенчивый, скромный» – такие слова нашла редакция одной из английских газет для созидателя «Ленд Ровера» в сентябре 1963 года, когда к печати стряпали его некролог. При жизни Уилкс не любил давать интервью, да и после кончины о нем особенно не вспоминали. Даже на острове Англси, где он проводил много поре у себя на ферме, где испытывал первые «Ленд Роверы» и где умер, мемориальную доску ему поставили лишь несколько лет назад – по инициативе директора и учеников здешней школы.

Между тем ключевыми поворотами в своей карьере Морис должен своему старшему брату Спенсеру, по приглашению которого двадцатишестилетний Морис пришел в Rover на место главного инженера. Как тут не вспомнить, что и Чарльзу Кингу, племяннику обоих братьев, тоже отыскалось место в «Ровере» – он приложил свои таланты к технологической подготовке производства первого Land Rover, а уже в начине 50-х сконструировал Road Rover – прообраз будущего Range Rover, показавшегося в 1970 году – через семь лет после смерти Уилкса. О товарищем племяннике Мориса – Питере Уилксе и вовсе можно написать книжку – он не только много лет руководил инженерной командой Rover, создавшей несколько моделей, но и поспел основать свою собственную автомобильную компанию Marauder, которая выпустила полтора десятка спорткаров на шасси Rover P4.

Газотурбинные двигатели бывальщины подлинной страстью Уилкса, он собирался адаптировать их для обычных машин На фото – одинешенек из газотурбинных прототипов Rover

Название бренда и придумал сам Морис Уилкс – кому же, как не ему! С его легкой длани land rover стал частью истории мирового автопрома

И плавать, и бороздить. Одна из модификаций газотурбинных прообразов, выполненная в виде амфибии. И она не пригодилась для производства

Морис Уилкс родился в 1904 году и в 18 лет по завершенье Малвернского колледжа устроился инженером в автомобильную фирму Hillman. Уже начин его карьеры ознаменовалось протекцией старшего брата. Спенсер, женатый на одной из дочерей Уильяма Хиллмана, уже как год был соуправляющим фирмой – тесть скончался еще в 1921-м. Поначалу Морис выполнял труд техника, что объяснимо – обучение в колледже дало ему лишь общую подготовку по буквальным наукам. Однако юноша быстро рос и в 1926 году, почувствовав мочи, собрал вещи и уехал в США – нашлось место не где-нибудь, а в General Motors. Впрочем, за океаном Морис продержался лишь два года – масштабы, требования, график оказались непривычными для британца из негромкой Англии, привыкшего к размеренной работе с непременным «файв-о-клок». Короче сообщая, будущий создатель «Ленд Ровера» вернулся на работу в «Хиллман», откуда в 1930 году брат перевел его в «Ровер». И к счастью – в 1931 году Hillman затворили, хотя правообладатели бренда использовали это название для различных моделей еще несколько десятков лет.

Взяв пост главного инженера, Морис вместе с братом принимают решение не экономить на качестве автомашин и усилить присутствие в люксовом сегменте. В модель «Ровер 2 литра», поставленную на производство два года назад, не инвестируют и уже в 1932 году ее сборку останавливают, попутно запуская преемника. Среднеразмерное семейство Rover P1, предлагаемое с несколькими кузовами – от спортивного отворённого до лимузина с тремя рядами сидений, – выводит фирму в число ведущих британских компаний. Новоиспеченная линейка комплектуется мощными и экономичными моторами, 4-ступенчатыми коробками передач и муфтой независимого хода, отключающей задние колеса при сбросе газа. Rover пробует свои мочи и в производстве спорткаров: модель «Метеор», давшая жизнь нескольким модификациям, несмотря на неважную прессу, спускают несколько лет. В планах братьев – модернизация и расширение модельной линейки, однако с начином Второй мировой войны в сентябре 1939 года очень скоро заводы переводят на военную продукцию.

План вооружения правительства предусматривает и создание «теневых фабрик», какие полностью финансирует государство, но управляются они частными фирмами. Таким манером, вчерашняя автомобильная компания с заводами в Ковентри и Лонгбридже получает еще два предприятия – в Солихалле, какой после войны перейдет в собственность Rover, и в Экокс-Грин, рядом с Бирмингемом. Морис Уилкс начинает заниматься газотурбинными двигателями, а его команда немало сотрудничает с коллегами из Rolls-Royce.

Многочисленные экспедиции в труднодоступные места нашей планеты на протяжении всей истории Land Rover бывальщины коньком фирмы. В течение нескольких лет Land Rover исследовал и нашу край под лозунгом «Открывая Россию»

Уилкс настолько погружается в эту работу, что после брани, став управляющим директором Rover, всерьез рассматривает адаптацию таких моторов для легковых автомашин. Он переманивает из авиационного подразделения «Ролл-Ройса» двух инженеров и к 1949 году первоначальный прототип идет на испытания. Машина, которая может ездить и на бензине, и на керосине, потребляет возле 40 л/100 км, а двигатель выдает 100 л.с. Уилкс не унимается, спускает все новые и новые прототипы, демонстрирует их публике, пытается добиться успеха на спортивных линиях… Эксперименты эти прекратились только со смертью Уилкса, за год до которой он получил пост председателя рекомендации директоров Rover.

Так сложилось, что осталось не так уж много подробностей работы Мориса Уилкса, и куцая биографическая статья в «Справочнике по британской истории промышленности» – чуть ли не один-единственный общедоступный источник, не вызывающий сомнений в достоверности. Прибавим к тому с десяток заметок в английской прессе, вот, пожалуй, и все. Стоит ли изумляться, что многие считают Уилкса именно дизайнером Land Rover. Морис, разумеется, нарисовал палкой тот знаменитый эскиз на пляжном песке, но тем дело и кончилось. Созидатели определили внешность машины исходя из номенклатуры применяемых материалов, нужды унификации с существовавшими моделями и оснасткой производства в Солихалле. В результате чудесным манером на свет родился незабываемый облик, который довершила зеленая краска, в излишке оставшаяся с военного времени. Да, была еще и… банка сардин. След от нее на ватмане художника-оформителя сделался основным и, по сути, единственным элементом эмблемы новой марки, в какой через дефис и вписали два слова – «Land-Rover».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика