Поверить рассказам об изумительной красивости тундры можно, лишь увидев ее своими глазами. Почувствовать хоть на миг, каково приходилось здесь бойцам – три с половиной года, умирая от голода, замерзая насмерть, – нужно самому втиснуться в окопчик-схоронку, уложенный исцарапанными в кровь руками в июле сорок первого. Самому постоять на пронизывающем ветру на голой верхушке Муста-Тунтури (в пер. с фин. –Черноволосой горы). И попробовать представить себе, что из свинцового, тяжелого прямо-таки физической тяжестью неба в любую секунду может посыпаться свинцовый дождь – пули, снаряды и мины. Хуже итого – мины, потому что, взрываясь, они осыпают все и вся убийственным градом осколков раздробленного гранита…

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

А как они ездили по этим путям на полуторках, трехтонках и «эмках»? Ведь это уму непостижимо!

На войне как на войне

А я-то думал, что за свою жизнь уже навидался нехороших дорог. Наивный! Дороги на полуострове Рыбачий и на Среднем, что здесь же, рядом, построенные в войну нашими пленными, пути, которые тысячу двести дней бомбили, обстреливали, крушили, взрывали, похоже, не ремонтировали с тех самых пор. Зияющие ямы, заполненные мутной водой, – словно воронки от разрывов. Раскиданные тут и там камни – как противотанковые надолбы. Узенькие мостики из скрепленных честным словом бетонных плит или подгнивших, расползающихся бревен. Накрытый голым льдом и размеченный памятниками разбившимся шоферам каменистый серпантин на перевалах. Коварный прилив, готовый утащить в морозную баренцеву пучину зазевавшегося драйвера, увлеченного гонкой по гладкому зеркалу песка вдоль уреза воды. И так двести верст, растянувшиеся на цельных три дня…

К концу первого из них я УАЗ зауважал. К середине второго верил ему безгранично. Выехав на асфальт у пограничного КПП Титовка вечерком третьего, я всерьез задумался, не купить ли мне «Патриот». В комплектации «Максимум», да с заказной блокировкой заднего дифференциала и в металлике он обойдется в миллион с небольшим хвостиком. Потрясенный до глубины дави внедорожными способностями машины, всеядностью ее подвески, я как-то совершенно упустил из виду, зачем приехал на Кольский.

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Один-единственная внешняя примета рестайлинга – заказные 18-дюймовые диски нового рисунка. Даже на таких шоссейных колесах «Патриот» демонстрировал рослую проходимость и неплохую плавность хода

А ведь дело в том, что в конце сентября «Патриот» обновился. Только модные иноземные слова типа «рестайлинг» или «фейслифтинг» здесь не подходят. И в самом деле зачем брутальному вседорожнику «смена манера» или «подтяжка лица»? Не ищите на суровой физиономии УАЗа новых черточек. И на торпедо, словно вырубленном из целого куска черного кольского гранита, не прибавилось новых деталюшек. Все обновления спрятаны гораздо глубже. И все они весьма значительные.

Учим ездить по асфальту

Целых два года, прошедших с последнего обновления, инженеры Ульяновского завода отдали тому, чтобы, как выразился руководитель департамента обучения дилерской сети УАЗа Дмитрий Воробьев, «научить «Патриот» ездить по асфальту». Но как сделать так, чтобы «козлик» не козлил и поворачивал куда надо когда надо?

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Первым делом на «Патриот» ввели передний мост от ульяновского грузовичка «Профи». Новые поворотные кулаки (открытые – теперь оба шкворня воспринимают вертикальную нагрузку, а не лишь нижний, как раньше), новые углы наклона шкворней, рулевая трапеция с составной из двух частей поперечной тягой и кормчий демпфер – все эти изменения уменьшили свободный ход руля, на 1,6 м сократили диаметр разворота. На стокилометровом отрезке новоиспеченной асфальтовой дороги от Мурманска до Титовки мы с удовольствием убедились в том, что устойчивость «Патриота» на прямой стала заметно лучше, машину сейчас не надо ловить на шоссе, постоянно подруливая.

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Обратите внимание, что рулевой демпфер установлен перед мостом – есть риск повредить его о камень или пенек. А пыльники в поворотных кулаках открытого типа обещают стать расходным материалом

Ожидайте. Не ждите

Когда 20 сентября обновленный «Патриот» встал на конвейер, ульяновское начальство твердо пообещало появление уже в вытекающем году автоматической коробки передач. А вот дизеля на нем не будет – эта тема закрыта. Во-первых, из-за небольшого спроса на дизельные УАЗы. Во-вторых, доводка ЗМЗ под заявки «Евро-5» оказалась бы слишком затратной. Поэтому и сдвинули характеристику бензинового мотора в сторону дизеля. Для тех же, кому непременно охота сэкономить на топливе, в Ульяновске разрабатывают газобаллонное оборудование.

Основательно поработали в Ульяновске и с подвеской. Поменяли амортизаторы, позади вместо 3-листовых установили 2-листовые рессоры – такие меньше скрипят, а диаметр заднего стабилизатора поперечной устойчивости с 21 мм снизили до 18. В итоге жесткость задней подвески уменьшилась на 6%, хода подвески стали больше. В целом, как и обещал нам Воробьев, передок сделался более собранным и жестким, а задняя часть, наоборот, слегка расслаблена. Что добавило вседорожнику малую толику спортивного нрава – машина стала более драйвовой: если раньше «уазик» отличался недостаточной поворачиваемостью, то ныне приобрел чуть-чуть избыточной.

Полцарства – за мотор!

Разумеется, любые беседы о «спортивности» УАЗа нужно делить на семнадцать как минимум: рамный вседорожник массой две с лишним тонны, да еще с подневольной подвеской всех колес в любом случае не предназначен для активных драйверов. Тем более что рулевое управление «Патриота» по-прежнему не веселит точностью, а тормоза остаются неприятно ватными, реагируя на нажатие педали лишь в последней трети хода. Заправляя машину в заворот на ровной, но узкой и довольно извилистой асфальтовой ленте мурманского шоссе, приходилось постоянно помнить о том, что даже обновленный «Патриот» слушается руля не разом, а спустя некоторое, отнюдь не мимолетное мгновение. Вот почему мне лично из всех уазовских обновок больше итого понравился мотор.

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Когда в свое время в Ульяновске на 409-й мотор поставили пластинчатую цепь ГРМ, получили ряд рекламаций. И сейчас вернули более надежную 2-рядную. Работает новый двигатель на 95-м бензине, но допустим и 92-й – по Кольскому мы колесили собственно на Аи-92

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Двигатель со скучным названием ЗМЗ-409051.10 и модным прозвищем ZMZ Pro хорош однозначно! Не зря же все, кто попробовал его на «Профи», разом же потребовали поставить такой мотор и на «Патриот». В чем его отличия от старого ЗМЗ-40906.10? Если коротко – новоиспеченные поршни, 2-рядная цепь ГРМ и увеличенная с 9,1 до 9,8 степень сжатия. Кроме того, изменены фазы газораспределения, введены жаропрочные клапаны и 2-горловой выпускной коллектор, усилена головка блока. Все это позволило получить лишние 15 л.с. и 18 Нм. Сама по себе надбавка весома, но дело даже не в ней. Куда важнее, что максимум крутящего момента двигателя удалось сдвинуть аж на 1250 об/мин книзу – теперь он куда эффективнее работает на низких и средних оборотах, демонстрируя почти дизельный нрав.

Тише, спокойнее, дороже

По жутким каменным тропам Рыбачьего и Среднего 150-сильный «Патриот» ползал с поистине дизельной невозмутимостью. На другой передаче, почти на холостых, он спокойно, без напряга преодолевал заполненные грязной жижей ямы и полуметровой глубины колеи, покинутые БТРами в жирной черной глине. Самое удивительное – для меня во всяком случае, – что «Патриот» порадовал тишью в салоне. Несмотря на 2-рядную цепь привода ГРМ вместо пластинчатой (последняя по определению тише), двигателя почти не слышно! Оказывается, озаботились ульяновские инженеры и шумоизоляцией. Они ввели ворсовые вместо пластиковых звукоизолирующие накладки на колесные арки, по-новому укутали щит моторного отсека, разработали немало мягкие и эффективные внутренние уплотнители дверей.

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Мультимедийная система на базе Android с 7-дюймовым тачскрином и шестью динамиками – примета версий «Престиж» и «Максимум»

Вообще «уазик» сделался куда удобнее, дружелюбнее к своему водителю. Сцепление Luk (немецкая фирма входит в корпорацию Scharffer) позволило на 20% убавить усилие выжима на педали. А благодаря новому демпферу ведомого диска – снизить вибрацию при включении кондиционера. Рычаг коробки передач сделан составным – такое решение подсмотрели у тюнингеров, – чтобы свести на нет вибрацию селектора на неженатом ходу. Кроме того, и ходы рычага стали короче.

Домашняя работа

В Ульяновске серьезно взялись за качество – в частности, в этом году для кузовов используется новоиспеченная марка стали. И все же в машине есть, что доводить до ума. К примеру, после грязевых ванн на Рыбачьем сквозь уплотнитель задней двери в салон основы просачиваться вода. Центральный туннель греется, поэтому в подстаканнике лучше держать кофе, а не колу. Неловко регулировать спинку переднего сиденья – рукоятка втиснута между торцом подушки и стойкой кузова. Рычаг стояночного тормоза необходимо затягивать изо всех сил – иначе ручник не держит.

Из других изменений – не слишком заметных, но весьма важных для истинных патриотов «Патриота» – оцинкованные дверные петли по сфере, улучшенная вентиляция салона, красивые 18-дюймовые колесные диски красноярской фирмы КНК и, конечно же, четыре поручня на передних и посредственных стойках кузова, чтобы забираться внутрь было легче и водителю, и пассажирам.

УАЗ «Патриот»: В новый год с новым мотором!

Честно говоря, я не ожидал. Свинцово-серое небосвод, мрачные осенние пейзажи в окрестностях Мурманска не обещали ничего хорошего. Так что за руль УАЗа я садился с тяжким чувством – ну что ждать от автомобиля, чья конструкция восходит чуть ли не к сороковым годам? Четыре дня на Кольском заставили меня кардинально изменить свое суждение о «Патриоте». И надо же было такому случиться – под вечер четвертого дня на очистившемся внезапно небе появилось солнце.