Новая авантюра Илона Маска: роботы против людей

23 Апреля 2019, 19:20

У Tesla проблемы. В первом квартале 2019 года торговли электромобилей упали на треть, а производство снизилось примерно на 10%. Это по сравнению с последним кварталом 2018 года. Производитель пытается оправдаться: мол, мы вышли с новоиспеченной моделью (речь о Model 3) на рынок Европы и Китая, поставки затягиваются — вот и продажи падают.

Но ужаснее другое. По итогам третьего квартала 2018 года Tesla получила прибыль в размере 312 млн долларов. Компания, порой, и раньше получала квартальную прибыль. Но в целом генерировала убытки. Однако тогда Илон Маск ровно заявил: с убытками покончено, мы научились зарабатывать, нам хватит денег и на запуск новых моделей, и на выплату долгов и еще кое-что «на карман» останется.

3.jpg

Истина, уже в четвертом квартале 2018 прибыль сократилась с 312 до 139 млн долларов. А теперь сам автопроизводитель намекает: мол, ну, тут такое дело, в начине 2019 года мы снова убыточны. Пока не подсчитали насколько, но вы готовьтесь. 

Эти намеки не могли не сказаться на курсе акций. Если в 2018 году котировки почти достигли 380 долларов за бумагу, то еще вчера они стоили каких-то 269 долларов. В всеобщем, надо было что-то делать, дабы убедить инвесторов в невиданных перспективах. И тут Илон Маск припомнил об одной модной «фишке», которая якобы есть в его электромобилях. Речь об автопилотах.

 Мероприятие, которое состоялось минувшей ночью (по московскому поре) в Калифорнии предназначалось не для журналистов или покупателей — это была презентация именно для инвесторов. Там звучали цифры, доллары, слова и перспективы. Например, такая цифра: 30 тысяч долларов в год. Столько по подсчетам  компании уже с 2020 года будет ей приносить любой электрокар Model 3, который будет использоваться как робот-такси. Звучит? Звучит! Только не работает пока.

Так что новоиспеченного? Первое. Tesla объявила себя производителем компьютерных микрочипов. Это, правда, не совсем так. Компания якобы разработала некий процессор для автопилотов, спускать который доверили заводу Samsung в Техасе. Разработал чип Пит Бэннон, который раньше работал в Apple.

2.jpg

Немножко истории. Это уже третий чип для автопилота Tesla. Первый сделала израильская фирма MobilEye. Но Илон Маск отказался от ее услуг. Увлекательно, что после разрыва с MobilEye, этот израильский стартап был куплен IT-гигантом Intel за 15 млрд долларов. Еще раз: 15 биллионов! А все потому, что после ухода Tesla в портфеле клиентов MobilEye остались все ведущие автоконцерны от Volvo до BMW.
Другой чип для Tesla делала не менее известная фирма — Nvidia. Знакомый бренд для всех, кто еще в 90-е разбирался в видеокартах для настольных компьютеров.

Так вот. Tesla якобы сделала собственный собственный чип, который в 21 раз производительнее, чем «железо» от Nvidia. И даже начала устанавливать этот электронный мозг на свои электромобили. Вот видео о том, как беспилотный электрокар Tesla Model 3 разрезает по дорогам Калифорнии без вмешательства водителя:

[embedded content]
Дальше — больше! Теперь дело за малым — за программным обеспечением. Мол, электронные мозги у Tesla уже самые лучшие в вселенной, осталось научить их думать. Илон Маск, который на самом деле обещал полноценный автопилот еще в 2017 году, обещает вновь: к крышке 2019 года машины смогут ездить полностью самостоятельно, но под надзором водителя, а к 2020 году и надзор не потребуется. Как только примут закон, позволяющий доверять управление роботу — можно будет с ним и ездить.

Даже образец привели — называется Robotaxi. Идея вот в чем. Сама Tesla выпускает несколько таких роботов-таки на дороги всеобщего пользования. Клиент через мобильное приложение заказывает такую машину и она сама, без водителя, приезжает в необходимую точку. Забирает и везет. По словам Маска — заработает все это уже через год если власти разрешат. Именно такие роботизированные Model 3 и сделаются приносить компании Tesla по 30 тысяч долларов в год каждая.

Вот только есть и альтернативная точка зрения. На представленном видео электрокар подвигается по идеальным дорогам Калифорнии в идеальных погодных условиях. Все знаки, светофоры, линии разметки абсолютно виданы. А остальные участники движения — предельно адекватны. В таких стерильных условиях автопилот чувствует себя как рыба в воде. 

Однако для того, чтобы выпустить машину с автопилотом на улицы города без надзора живого человека, необходимо увериться в том, что робот никогда не ошибается. А с этим не все так просто. 

Что бы не говорили программисты об искусственном интеллекте, биологам, антропологам и философам кушать что возразить. Дело в том, что современная наука до сих пор очень мало знает о том, как в человеческом мозгу происходит мыслительный процесс в цельном и анализ дорожной ситуации в частности. Водители умеют оценить дорожную обстановку, но как они это делают — ученые могут лишь догадываться.

Люди, которые сейчас создают автопилоты, фактически пытаются скопировать ту человеческую способность, какая пока очень мало изучена. И удача в этом деле совсем не гарантирована. Именно поэтому Илон Маск уже столько раз обещал сделать полноценный автопилот, но любой раз переносил сроки.

Простой пример. Компьютер давно научился распознавать тексты, набранные черными печатными литерами на белой бумаге. Но при анализе рецептов врачей, которые пишутся от руки, электроника до сих пор ошибается. Собственно, типовая проверка в Интернете «Докажите, что вы не робот», где человека просят ввести символы, которые робот распознавать не умеет по дефиниции — как раз об этом. Когда разметка и знаки видны — нет проблем. Но представьте, что ночь, метель. Разметку замело, перед знаками хаотично машутся ветки деревьев, освещения нет… Водитель поймет что к чему. А робот?

Изумительно, но в России в этом плане на будущее смотрят куда трезвее. Так, сегодня в Сколково открылась конференция «Неопасная дорога». Одним из спикеров выступил глава государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, который рассказал о планах адаптировать высококлассные российские линии для автомобилей-роботов. Чтобы и разметка соответствовала, и знаки не закрывались листвой, и светофоры по интернету заранее связывались с близящимся автомобилем. 

Пожалуй, на таких междугородних магистралях автомобилям-роботом действительно найдется место. Но руль и педали на всякий случай лучше сохранить на своих пунктах. А вдруг пойдет снег и обочину не станет видно? Вперед, человек, бери ситуацию в свои длани! Что до планов Tesla сделать полноценный автопилот уже через год, то… 

Ну подумайте сами! «Полноценный» значит способный проехать по осеннему бездорожью, по размытой полевой пути в России к опушке леса за грибами. Вы сами в это верите?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика