По этим статистики, среди 39 миллионов жителей Германии, у которых есть водительские права, 16 миллионов — престарелее 65 лет. Очень многие из них продолжают водить машину. Между тем, у престарелых водителей нередко возникают трудности в управлении автомашиной, что приводит к авариям. Рост числа аварий с участием пожилых людей подтверждает и немецкая статистика по ДТП.
В прошедшем году в 15600 автомобильных аварий были вовлечены старики. Количество пострадавших составило 1600 человек. Постигнуто, почему в Германии поговаривают о том, не ввести ли возрастной ценз на водительские права.Но на защиту пенсионеров встает влиятельный Общегерманский автомобильный клуб (ADAC). И оперирует вытекающими цифрами. Лишь в 16 процентов аварий, при которых пострадали люди, были виноваты водители престарелее 65 лет. Не они составляют главную опасность, а молодые люди. Они намного чаще превышают скорость, нарушают правила путевого движения чаще гибнут на дорогах. А вот пожилые водители не склонны к лихачеству. Кроме того, у них большой эксперимент вождения.
Возраст и проверки на пригодность к вождению
Опыт опытом, но, конечно, сказывается возраст. Концентрация уже не та, рассеивается внимание, тише реакция… У людей в преклонном возрасте ухудшается зрение, слух. Из-за этого, бывает, они не замечают путевых знаков и могут перепутать педаль газа с тормозом. В Италии, например, пожилые водители каждый год проходят непременные медицинские проверки у терапевтов. В Португалии обязательные медосмотры водителей начинаются уже в 50 лет. В Великобритании управлять автомашиной разрешено до 70 лет. Но в Германии нет никаких возрастных ограничений на вождение автомобиля — как, впрочем, во Франции, Бельгии, Австрии, Польше и Болгарии.
Пожилым людям нередко трудно управлять автомобилем
Некоторые немецкие эксперты предлагают ввести обязательную проверку способности к вождению желая бы после 75 лет. Но против выступают многие политики. Например, министр транспорта ФРГ Андреас Шойер (Andreas Scheuer) категорически отвергает эту идею и находит, что люди преклонного возраста сами в состоянии решить, садится им за руль или добровольно отказаться от водительских прав. ADAC предлагает вместо непременных проверок добровольные консультативные поездки в сопровождении экспертов по вождению, чтобы выявить слабые места и промахи. Но лишать водительских прав пожилых людей нельзя.
Однако на добровольность трудно рассчитывать. «Управление автомашиной для многих людей является показателем их дееспособности. Если кто-то им вдруг говорит, что они этого уже не умеют, они ощущают себя оскорбленными. Не каждый готов признаться в том, что он стал старым и беспомощным», — подчеркивает психолог Биргит Шойхер (Birgit Scheucher).
Даровые проездные в обмен на водительские права
Но, как показывают опросы, многие немцы преклонного возраста не хотят расставаться со своими водительскими правами не по этой вину, а потому что боятся потерять мобильность: ходить пешком за покупками и носить тяжелые сумки не каждому под мочь, дети живут отдельно, соседей просить неудобно.
Впрочем, некоторые пенсионеры все же решаются отказаться от машины в прок бесплатного годового проездного билета на общественный транспорт. Такие проездные выдают в нескольких федеральных землях Германии, во немало немецких городах. 80-летний Йенс-Петер Хуггер (Jens-Peter Hugger), житель Бибераха в Баден-Вюртемберге — одинешенек из 120 пенсионеров, добровольно обменявших свои водительские права на проездной билет. «Я теперь даже мобильнее, чем ранее, — говорит он. — Кроме того, на автобусе ездить безопаснее».
Проездной билет на год стоит в Биберахе 518 евро, но выдается пенсионерам, отказавшимся от водительских прав, даром. Финансируются проект муниципалитетом вместе с транспортными предприятиями. Правда, по истечении первого года пенсионерам придется уплатить за проездной, но лишь небольшую часть от «общей» цены. А в городе Ульме водительские права меняют на даровые проездные билеты уже с 2002 года. Обменивают права на проездные и в крупных городах Германии. Во Франкфурте-на-Майне от прав отказались 185 пожилых водителей. В Аугсбурге лишь начали этот обмен и считают что желающих поменять водительские права на бесплатные проездные билеты будет до двухсот человек в год.
Глядите также:
-
Превышение и наказание
За существенное превышение скорости в Германии ежегодно наказывают свыше двух миллионов водителей — штрафами и баллами в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Этих баллов в Германии страшатся больше денежных наказаний. Сгорают они нескоро. Набрал 8 баллов — лишился прав! Придется делать новоиспеченные.
-
Превышение и наказание
Превышение скорости сверх разрешенной до 20 км/ч штрафных баллов за собой не влечет, потому в статистике эти нарушения не учитываются. Денежные штрафы за них составляют от 10 до 35 евро. Слишком быстрая езда внутри заселенных пунктов обходится дороже, чем за их чертой. Превышение на 21-25 км/ч — 80 евро и один балл, на 51-60 км/ч — 280 евро, 2 балла и два месяца лишения прав.
-
Превышение и кара
В населенных пунктах разрешено 50 км/ч, за их пределами на обычных дорогах — 100, если нет других знаков. На автобанах всеобщего ограничения скорости не существует, рекомендуемая — 130 км/ч. Можно смело утверждать, что многие немцы считают независимость передвигаться по автобанам, до предела вдавив педаль газа в пол, почти своим конституционным правом. Дискуссии об ограничениях возбуждают бурю возмущений.
-
Превышение и наказание
Несмотря на интенсивность движения, аварии на автобанах случаются реже, чем на иных дорогах, но часто — с более серьезными последствиями. В 2015 году в Германии произошло около 305 тысяч аварий с травмами и человечьими жертвами. Из них на автобанах — около 20 тысяч. Общее число погибших — 3459 человек, на автобанах — 414.
-
Превышение и кара
Автор этого самодельного плаката считает, что исправить или спасти лихача может только пересадка мозга. Превышение скорости — одна из наиболее дробных причин временного запрета на управление автомобилем в Германии. В 2015 году эта мера применялась 380 тысяч раз. Решения о лишении прав выносились почти 95 тысяч раз — за превышение скорости, езду в нетрезвом облике, после приема наркотиков и т. д.
-
Превышение и наказание
Слухи о возможности свободно гонять по всем автобанам мощно преувеличены. Протяженность проезжей части в обоих направлениях составляет около 25 тысяч километров. На 2300 участках долгой восемь тысяч километров действуют постоянные или временные ограничения скорости. Знаки устанавливают перед развязками, съездами-въездами, в опасных пунктах, для снижения шума около жилых районов, перед стройками.
-
Превышение и наказание
Прейскурант за превышение скорости на автобанах можно изучить, стоя в пробке: 16-20 км/ч — 30 евро; 21-25 км/ч — 70 евро и одинешенек балл. Более чем на 70 км/ч — 600 евро, два балла, три месяца без прав. Вину может утяжелить нарушение дистанции. Кары за это нарушение составляют от 25 до 400 евро и от одного до двух баллов дополнительно.
-
Превышение и наказание
Радарный контроль, сообразно принципам немецких ПДД, должен осуществляться в первую очередь не для наказания, а для воспитания водителей, а также на особо опасных участках с вящим количеством аварий. Благие дорожно-педагогические намерения законодателей дают местным властям большой простор для интерпретаций. Штрафы поступают в здешние бюджеты, что стимулирует аппетиты бургомистров и казначеев.
-
Превышение и наказание
Штрафы, по мнению законодателей, не должны владеть привкус наглых поборов. Кроме того, во время замеров следует максимально избегать возникновения аварийных ситуаций. Потому на автобанах перед стационарными радарами и отрезками, где часто работают мобильные станции, положено устанавливать соответственные таблички — «Radarkontrolle».
-
Превышение и наказание
Предупреждения о контроле выставляют на автобанах, так как неожиданное торможение может повергнуть к ДТП, ведь заметив радар, многие водители начинают притормаживать, а то и просто резко давят на тормоза, даже если едут с разрешенной скоростью. В заселенных пунктах предупреждений о радарах не требуется.
-
Превышение и наказание
В Германии установлено около 3500 стационарных радаров. Впрочем, техника улучшается. Есть системы, фотографирующие мотоциклы, то есть — со спины. Каждая установка обходится в несколько десятков тысяч евро. Корпус установки — своего рода сейф. Случаются случаи, когда водители пытаются взломать радар, чтобы изъять пленку, но безуспешно. Иногда радары мастерят курьезные снимки — такие или такие…
-
Превышение и наказание
Этот снимок был сделан стационарным радаром в Гамбурге. Автомашина значился в списке угнанных, что во многом объясняет ситуацию и намерения тех, кто в нем находился. Скорость машины составляла почти 110 километров в час при разрешенных 50.
-
Превышение и кара
Поступления в бюджет от каждой установки могут достигать нескольких миллионов евро в год. Один из самых популярных пунктов находится на трассе A2 у Билефельда. Радарами здесь контролируют каждую полосу, а вспышки срабатывают ежеминутно. Любой второй снимок ведет к штрафу. Годовая сумма составляет 10-12 миллионов евро.
-
Превышение и наказание
К ответственности удается притягивать далеко не каждого нарушителя. Во-первых, не все сделанные снимки отвечают техническим и юридическим требованиям. Во-вторых, тяжело получать штрафы с водителей машин с иностранными номерами. С некоторыми странами Западной Европы соглашения есть, но восточноевропейские граждане часто остаются безнаказанными.
-
Превышение и наказание
Иначе дела обстоят при замерах с участием полицейских, когда нарушителей тормозят сквозь пару сотен метров после открытого или скрытого поста мобильного контроля в населенных пунктах или на обыкновенных дорогах. Автобаны для выявления особо наглых лихачей патрулируют на неприметных машинах, оснащенных специальной техникой и системами видеозаписи. В этих случаях штрафы взимаются на пункте.
-
Превышение и наказание
Немецкие водители — большие мастера оспаривать штрафы в судах. Особенно это касается ситуаций, когда замеры проводятся мобильными станциями или ручными радарами. К их допуску и эксплуатации предъявляются весьма жесткие требования, а настройка на каждом новом месте фиксируется в подробных протоколах. При этом от результата в прок водителя вычитается возможная погрешность в 3-5 процентов.
-
Превышение и наказание
Штрафы за превышение скорости должны выписываться в течение трех месяцев. В противном случае исходит срок давности. Например, стационарный радар в Билефельде в сутки делает около 1200 снимков. Чтобы дела не старели, обработкой данных занимается почти 40 сотрудников городской администрации.
-
Превышение и наказание
В некоторых городах здешние власти устанавливают, так сказать, холостые радары, не делающие фотографий. На заметных издалека табло они показывают водителю вначале скорость, а затем, в зависимости от результата, соответствующий смайлик — улыбающийся или недовольный.
_________________________________
Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества «DW на русском» и «DW Учеба и труд» и на Telegram-канал «Что там у немцев?»
Похожее