Москва — Дакар. Часть 1

29 Апреля 2019, 14:18

Рыдаете о безвременно почившем в бозе «Дакаре»? Не увидели долгожданной январской трансляции? Скучаете по пескам Мавритании? Находите, что во всем виноват Саркази и мавританские сепаратисты? Мы пересекли Европу и часть Африки, чтобы проехать по отпечаткам несостоявшегося рейда, и расскажем о вкусе устриц…

Еще в самом начале зимы Алексей Мень-шенин, организатор каждогоднего пробега Saharachallenge, пригласил меня проехать весь маршрут и поведать миру, что же это такое – Африка. Длинно упрашивать не пришлось. Суть мероприятия привлекательная. За основу взят известный английский пробег Плимут–Дакар и реализован на российский повадку. Собираются единомышленники на машинах, которые не жалко выбросить, и едут через Европу на Черный континент до Гамбии – один-единственной страны в Северной Африке, где можно официально продать автомобиль местному населению и оттуда вернуться домой на самолете. Планировалось, что основной автопарк пробега – отечественные «Нивы». Однако перед стартом выяснилось, что большинство заявившихся экипажей предпочло комфорт экстриму и приобрело в Европе вполне пристойные автомобили. Настоящих же патриотов отечественного автопрома из тринадцати экипажей оказалось всего четыре!

«В последний линия» наш ВАЗ-2102 отправился по трассе Москва–Питер

Участники из разных городов и даже стран должны бывальщины самостоятельно прибыть к 1 февраля в испанский город Тарифа и оттуда уже следовать до Гамбии единым конвоем. В африканском «меню» бывальщины и города, и национальные парки, и Сахара, и перегоны по спецучасткам ралли Париж–Дакар минувших лет. Так что все стремились к заветному парому сквозь Гибралтарский пролив в предвкушении чего-то удивительного и незабываемого. Подогревало интерес и ощущение неизвестности и возможной опасности, ведь месяцем ранее упразднили юбилейный тридцатый «Дакар» из-за неспокойной обстановки в Мавритании, через которую пролегал наш путь.

«ДВУШКА»

Меня, журналиста внедорожного журнала, «разжаловали» в экипаж заднеприводного автомашины! Причем какого! Легендарная «копейка» в кузове универсал, ВАЗ-2102, я на таком раритете даже в младенчестве не ездил. А тут, на этом «ведре», да в Африку!? А как же пески?

Кузов «универсал» позволил везти не только свои предметы, но и бивуачное снаряжение, аварийный запас запчастей, лопаты, и даже целую коробку контрафактных CD-дисков с хитами русской эстрады в качестве сувениров для африканской молодежи и полицейских

Одна из вин поездки на обычных моноприводных «жигулях» – их более высокая надежность и неприхотливость. Ясное дело, автомашина был уже не сильно крепкий, и вдохновить его на такое непростое путешествие могли только ласка и разно-образные подарки. Прочертили ревизию подвески и тормозов, усилили лонжероны. Для пущей красоты обновили лакокрасочное покрытие и сделали «дизайнерскую» раскраску, причем безо всякой печки, ровно в гараже при -20°С, используя лошадиные дозы отвердителей. В итоге на подготовку к европейско-африканскому вояжу затрачено 4500 руб., на чем и разрешили остановиться.

С владельцем «двушки» и своим будущим попутчиком я познакомился вечером накануне отъезда и узнал лишь, что его призывают Стас, а в Сети он известен как «Зоркий Сокол». Машина – цвета хаки, с крышей цвета молодого цыпленка, уже загружена шмурдяком и запчастями до потолка. Этого было довольно, чтобы поверить в успех нашей кампании и со спокойной душой выложить из рюкзаков все припасенные на случай атомной брани, песчаной бури и вселенского потопа лишние вещи – ведь для бедного журналиста места осталось совершенно немного. Следующим утром я буквально с одной барсеткой уехал в Африку… Автомобиль был явно рад тому, что с ним случилось на старости лет, и бежал в сторону финской границы удивительно резво.

СКАНДИНАВИЯ

Наша «ласточка» притягивала всеобщее внимание. Нам рукоплескали, демонстрировали поднятые вверх большие пальцы, что-то вос-торженно кричали. На редких остановках, когда мы отходили от машины, с ней снимались туристы и местные жители, рассматривали ее кривоватый силуэт, трогали руками и пытались прочесть украшающие борта русскоязычные надписи.

В Финляндии «жигуленок» начинов чихать, кашлять и не так шустро бегать. Приказала долго жить контактная группа в трамблере. К счастью, резервных деталей припасли много. Окончательно же от хвори помог местный бензин с запахом микстуры.

А вскоре завязался последний на нашем пути снегопад, и, пробираясь местными дорожками из Хельсинки в порт Турку, откуда предстояло переправиться на пароме в Швецию, мы изведали массу острых ощущений, особенно я, выполнявший роль штурмана. Машина и так достаточно плохо держала ровную, а по снегу, на заднем приводе, да еще на не самых хороших шинах и вовсе «стоять» на дороге не хотела. Один раз нас чуть не скинуло с дороги, мы даже рулили в четыре руки – усидеть в бездействии мне не удалось.

Последний снег в своей жития наш «жигуленок» видел в Скандинавии. Даешь каждому автомобилю достойную старость в теплых странах!

Паром сквозь Ботнический залив идет ночь – этакая передвижная гостиница. Номер, конечно, без претензий на роскошь, но с радио. Заметив его, я первым делом жмакнул по красной кнопке и откинулся в ожидании эффекта на подушку… Из динамика раздался немножко беспокойный, но милый женский голос… Оказалось, я нажал на кнопку Emergency («Аварийная ситуация»).

Предания и мифы о повальном пьянстве европейцев на паромах – чистой воды правда. Утром в проходах валялись дырявые бейсболки, у лифта отдыхал живописный чернокожий гражданин с банкой джина, а романтично настроенная парочка на лестничной клетке, возлежавшая прямо на ступеньках, явно не собиралась не только сходить на берег, но и пропускать пассажиров с чемоданами. О времена, о нравы!

Замок Кальмар в Швеции на сберегаю холодной Балтики

Двигаясь из Стокгольма вдоль побережья Балтики на юго-запад, мы не могли проехать мимо замка Кальмар, основанного в XIII столетье для защиты от пиратов. Здесь долгое время была резиденция монарших особ Кальмарской унии, объединявшей Данию, Швецию и Норвегию. Затем замок служил пограничным форпостом и его стены помнят масса баталий.

Проезд из Швеции в Данию «по мостам» заслуживает отдельного рассказа. Открытый в 2000 г. грандиозный 16-километровый мост сквозь пролив Эресунн соединяет шведский Мальме со столицей Дании Копенгагеном. Мы проезжали его под дождем со шквалистыми порывами вихри. Под нами бушевали свинцовые морские воды, а легковесный «жигуленок» так и норовило сдуть с проезжей части. Усугубляло ситуацию и то, что дождь и вихрь били с моей стороны, вода лилась прямо на колени.

ГЕРМАНИЯ

Прибыв на сушу, на остров Зеландия, мы зачислили решение не тратить время на прогулки под дождем, а прямиком двигаться в Германию, в легендарный Бремен, город из сказок братьев Гримм.

В немецком Бремене все напоминает о Бременских музыкантах

Мы бывальщины крайне удивлены, увидев в консервативной Европе знакомую до боли картину: «писающий мальчик» на обочине пути. По ходу обсуждения местной распущенности и бескультурья случился примечательный диалог:

– О, смотри, они здесь гадят где угодило!

– Еще и в шапке какой необычной! Ой, нет, в маске! Блин, это ж негр!

Знаки Military Loading Class действуют необыкновенно на транспортные средства министерства обороны Германии

Город Бремен – очень красивый и колоритный, исторический середина уютен и по-настоящему сказочен, и только вездесущий дождь не давал вдоволь насладиться его архитектурой и атмосферой. Однако в любом минусе кушать свои плюсы: от осадков лучше всего скрываться в многочисленных ресторанчиках, чем мы и скрасили вечер после тысячекилометрового пролета в режиме нон-стоп. На ночлег встали в небольшой гостинице городка Олденбург, расположенного в стороне от Бремена, какой на утро оказался также безумно красив, тих и патриархален. Немецкие деревушки очаровательны. Все домики один к одному, чистоплотные, кирпичные, газоны стриженые, велодорожки ровненькие – просто загляденье! Красота в каждой мелочи, даже в сгнившей тыкве, позабытой на ступеньках у двери.

В Европе в случае поломки сложно найти место для ремонта, да и с дороги съехать проблема

Когда же попадаешь в Нидерланды, разница с Германией видана невооруженным взглядом: все какое-то более убогое и неопрятное, хотя автобаны здесь даже лучше.

Весьма понравилась Бельгия, в основном благодаря живописно вписанным в ландшафт городкам и деревушкам. Дороги же, напротив, тут не далеко ушли от российских. Очень распространены придорожные кафе, где готовят снеки и шашлычки. Не сказать, что весьма вкусно, но оригинально.

ФРАНЦИЯ

До столицы Франции мы не дотянули сотню километров, встав на постой в городе Лаон, кишащем кроликами, а вытекающим утром обнаружили, что тормозная жидкость, принявшаяся куда-то вытекать накануне, покидает гидросистему сквозь новоиспеченный треснувший тормозной шланг, установленный перед отъездом… Где искать во Франции запчасти на ВАЗовскую «двушку»? Заехали в парочку лавок, но нужные детали удалось найти лишь в каталогах. В наличии ничего похожего нет, да и общаться с французскими продавцами по-английски не многим результативнее, чем по-русски – не соображают ровным счетом ничего!

Франция помнит своих героев, памятники павшим – в каждом городке

В Париж мы все-таки заехали, и даже проведали Эйфелеву башню, у подножия которой не обнаружили ни матрешек, ни продавцов бейсболок и магнитиков на холодильник. Оказалось, что в столице моды исконных француженок не сыскать днем с огнем, все какие-то кудрявые и загорелые, разве что сумки на головах не носят.

Для туристов тут полная беда с парковками – чтобы поставить машину, нужно где-то покупать специальную парковочную карту. Заниматься этим при двухчасовой экскурсии по городу жажды не возникало, и мы оставляли машину на свой страх и риск: эвакуаторов на базе Toyota Land Cruiser 70-й серии снует по переулкам впечатляющее число. В ходе поиска точек общепита, а, как следствие, и туалета, родился афоризм, характеризующий жизнь «дикого» туриста во Франции: «В этой краю негде поесть, а потому нельзя пить, так как не найти туалет, потому что негде поесть». Привычных любому москвичу синих кабинок в Париже нет.

По архитектуре Франция – самая «древняя» из тех стран, что мы проехали. На многих домах налет древности, нет того лоска, который был в Скандинавии и Германии, но это наделяет небольшие городки особым очарованием, особенно вечерком, когда закрываются на окнах ставни, а улицы заливаются дымом каминов. После 10 вечера на улицах ни дави.

Уже на юге Франции в легендарном винодельческом Бордо мы впервые за всю поездку столкнулись с «автоматической» гостиницей, заселение в которую выходит через импровизированный банкомат. После оплаты номера пластиковой картой получаешь чек с кодом для «домофона» и беспрепятственно заселяешься.

ИСПАНИЯ

Совместно с Испанией начались и горы. К счастью, большинство хребтов пронизано тоннелями, и скорость движения остается вполне пристойной. Страна – красоты неописуемой! Это уже настоящий юг, о теплой одежде можно забыть на будущие три недели.

В Мадриде останавливаться, несмотря на запоздалый час, не захотелось, какой-то неуютный город, и мы уже на втором дыхании доплелись до Толедо, где поселились прямо в центре в оригинальном отеле, выполненном в рыцарском манере.

Найти бездорожье в Европе тяжело, но можно. Основное правило – как можно больше ездить огородами

Поутру, как только рассвело, я ушел на полчасика побродить по старому городу и… потерялся! Улочки узенькие, петляют как угодило, взбираются в гору, спускаются вниз, магазинчики и домики похожие… Назад возвращался по фотографиям, отматывая съемку в возвратной последовательности.

Небольшие городки в Испании очень живописны

После обеда тронулись в Кордобу. Рассматривая изумительной красоты пейзажи южной страны, мы вдруг обнаружили в придорожном кювете обломки разбитого Opel Calibra. Шансы не велики, но разрешили проверить – не подойдут ли тормоза от спорткара на нашу «классику». Каково было наше удивление, когда очутилось, что тормозные шланги у немецкого купе и русского универсала взаимозаменяемы! После акта неприкрытого мародерства мы разжились столь необходимыми деталями и спрятали их до того момента, пока трубка решительно не лопнет, ведь незадолго до чудесной находки мы ее аккуратно перемотали изолентой и «армировали» монтажными хомутами для электропроводки. Забегая вперед, произнесу, что такого «ремонта» хватило до Мавритании!

Въехав в центральную часть Кордобы, мы заглохли на светофоре. «Двушка» отказалась заводиться наотрез. Под темпераментный сопровождение клаксонов местных тореро мы вручную «эвакуировали» машину к обочине и принялись искать причины «жигулевских» прихотей. Когда же увидели рыжий топливный фильтр, все сразу стало ясно. Видимо от долгого стояния без дела в огороде, бак проржавел изнутри, и ржавчина забила тяни фильтрующий элемент…

Тормозной шланг от Opel Calibra отлично подошел на ВАЗ‑2102

На улицах здесь растут апельсиновые деревья, усыпанные аппетитными апельсиновыми померанцами… Устоять невозможно! Стас ловко подпрыгнул и сорвал заветный плод, затем долго пытался его почистить, а когда перешел к дегустации… Подобный театр мимики и жеста не часто удается лицезреть. На следующее утро мы видели, как дворники собирают нападавшие за ночь фрукты заступами, словно снег, и увозят в кузове грузовиков…

Город Тарифа – был уже на расстоянии вытянутой руки, и мы до него «срезали» здешними дорожками, включая проселочные. Движение «огородами» позволяет делать неожиданные открытия. Одним из таких сделался старый андалузский город Ронда, раскинувшийся по двум берегам ущелья реки. Глубина пропасти достигает ста метров, и дома представляются игрушечными на фоне буйства рельефа. Два берега горного плато соединяет арочный каменный мост крышки XVIII века, очень живописно вписанный в ландшафт и поражающий своим величием и высотой. Его архитектор Хосе Мартин де Альдеуэла раскололся насмерть, проверяя качество выполненных работ… Какое-то время в нижней части моста находилась темница.

Портовый город Тарифа встретил нас теплой атмосферой и приятным волнением перед следующей частью этого странствия, ради которого в общем-то мы и пересекли всю Европу. Нас ждала Африка.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика