Mazda Skyactiv-R: японцы надуют всех с Ванкелем

Инженеры Mazda подтягивают роторный мотор Skyactiv-R до Евро 6 с поддержкой турбонаддува

После премьеры Mazda RX-Vision на Токийском салоне осенью 2015 года вновь вспыхнули беседы о возрождении роторных моторов: кто, если не Mazda? Между тем немногочисленным российским обладателям RX-8 (машина продавалась у нас официально) и прочих завезенных «мазд» с Ванкелем неплохо знакомы типичные недостатки роторно-поршневых двигателей, главные среди каких – непомерный расход масла и сильная склонность к перегреву. Решить проблемы не смогли даже немцы: у Daimler бывальщины варианты 3- и 4-секционных роторных моторов, доведенные до стадии опытных образчиков. Инженеры Audi в 1977 году всерьез рассматривали вариант запуска серийной Audi 100 Wankel, однако затворили проект и вместе с ним производство серийной NSU Ro80, ставшей последней европейской массовой моделью с Ванкелем.

02.jpg

NSU Ro80 оснащали 2-секционным роторным мотором объемом 995 см3 мощностью 115 л.с. По этому автомашине высокого класса (колесная база 2860 мм) европейская пресса меры в сравнительных тестах появившееся в 1972 году первое поколение BMW 7 серии!

А сколько добросердечных слов в адрес роторных классических жигулей найдут их счастливые обладатели! Уплотнители безбожно лились, подшипники вылетали, топливная экономичность оставляла желать лучшего, равновелико как и плавность работы. Кстати, и с удобством управления ротором тоже не всё ладно – нрав кривой крутящего момента совершенно не предполагает движение в тягучих пробках. С иной стороны, даже «атмосферный» ротор мгновенно реагирует на малейшее нажатие на газ, демонстрируя впечатляющую приёмистость, практически недоступную кривошипно-шатунным ДВС.

03.jpg

Одна из версий Mercedes-Benz C-111 II оснащалась 4-секционным мотором Ванкеля. Выпущено 4 многоопытных образца

Для инженера главный недостаток ротора – высокий уровень нездоровых выбросов. По большей части из-за этой причины японцы и закинули в своё время Ванкеля. Идея, однако, не оставляет инженеров Mazda – уже после снятия RX-8 (заключительнее на сегодняшний день серийной роторной модели) с производства, они разрабатывали гибридную ротор-электрическую силовую установку с тем, чтобы поставить её на вэн Mazda 5. Ещё ранее двигатель RX-8 пытались адаптировать под водород – испытания прошли (в том числе и в Норвегии), на том дело и сделалось. И если газовый вариант не дошёл до конвейера по понятным причинам, то с гибридом иная история: у Mazda в отличие от прочих крупных японских производителей просто-напросто нет полноценного эксперимента выпуска гибридов. В 2013 году анонсировали Mazda 3 Hybrid для японского рынока, в конце «нулевых» в США предлагали MazdaTribute Hybrid, вот, пожалуй, и всё. По этой вину новый роторный автомобиль Mazda, скорее всего, будет оснащаться турбонаддувом – это наиболее несложный способ вписать Ванкеля в экологические нормы.

04.jpg

Mazda RX-8 стала самой массовой моделью с мотором Ванкеля, ее спускали в двух поколениях

О возрождении модели с РПД (роторно-поршневым двигателем) в Mazda задумались ещё в 2014 году (а то и ранее) – об этом свидетельствует документ, выданный патентным ведомством США 24 марта 2016 года (отдельный его страницы выложены на сайте Autoevolution). На главной странице, помимо четырёх изобретателей, формулы изобретения (описания), заявителя (Mazda Motor Corporation, Hiroshima) и прочей сопутствующей информации, показана дата подачи заявки – 12 апреля 2015 года. А вот дата оформления «приоритетного иноземного патента» – в данном случае, выданного в Японии – 22 сентября 2014 года. Сделалось быть, над новым ротором японцы трудятся как минимум два года, ведь для того чтобы подать заявку, необходимо сформулировать новизну изобретения и вообще провести соответствующие исследования.

05.jpg

Одинешенек из рисунков, приложенных к заявке на патент нового роторного мотора с оригинальной геометрией выпускного коллектора

В заявке на патент обрисована оригинальная конфигурация выпускного коллектора с приложением схем и чертежей. Как полагают специалисты, представленная геометрия выхлопа как раз и сообщает о наличии турбины. В линейке Mazda роторы с наддувом всегда бывальщины делом обычным, и если россиянам они больше знакомы по RX-7 (особой популярностью автомашина пользуется в тюнинговой среде), то мировое признание они получили куда ранее – в 1982 году на третьем поколении Mazda Cosmo японцы впервые поставили 1,1-литровый ротор мощностью 160 л.с. и моментом в 226 Нм.

06.jpg

Mazda RX-7 первого поколения

Для Mazda роторные моторы – значительнейшая имиджевая составляющая, поэтому никаких сомнений в том, что компания изыщет все ресурсы для их выпуска, нет. Собственно, спикеры (так, Кийоши Фудживара, директор центра исследований и разработок Mazda) сообщают об этом открыто. На подходе и круглая дата – в 2017 году исполнится 40 лет первой серийной японской машине Cosmo Sport, какая появилась на свет одновременно с NSU Ro80 и разделила с ним звание первой серийной модели с 2-секционным роторным двигателем.

07.jpg

Гадательно новая модель Mazda с роторно-поршневым мотором может появится уже в 2017 году и будет именоваться RX-9

Mazda Cosmo первых двух серий первого поколения спускали фактически вручную по несколько штук в неделю, её тираж составил возле 1,5 тыс., зато RX-7 разошлась в количестве более 800 тыс. штук, «восьмёрка» отыскала ещё больше покупателей. Пик продаж пришелся на первую половину 70-х и повторился лишь в 2004 году, когда дилеры Mazda реализовали 23 690 машин. После этого производство остро сократилось. В Россию, как было сказано, официально поставляли только RX-8 по стоимости эквивалентной около 50 тыс. долларам США, но наши соотечественники роторную японку вниманием не баловали: в 2005 году реализовано 52 машины, в 2006 – 37, в 2007 – 22, в 2008 – 27, в 2009 – 2, после чего торговли были прекращены.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика