Марокко: Путь паломника

11 Марта 2018, 10:06

Renault Duster, давным-давно сделавший себе имя в России, изучен, кажется, вдоль и поперек. Но это не предлог отказаться от проверки «ромбоносца» легендарными в истории автоспорта горами и пустынями Марокко. Мишень любого паломничества – обрести веру или укрепиться в ней, по-новому взглянув на вроде бы известные вещи и окружающий мир.

Марокко

  • Королевство Марокко расположено на северо-западе Африки. Территория края омывается на севере водами Средиземного моря, на западе – Атлантического океана. На восходе и юго-востоке Марокко граничит с Алжиром, на юге через территорию Западной Сахары, чья государственная принадлежность по-разному трактуется краями мира, – с Мавританией. С учетом этого площадь Марокко 710 850 км2.
  • 25% территории края занимают горы. Высочайшая вершина – Тубкаль (4165 м). По 12% площади края занимают леса и пригодные для сельхозработ земли. Остальное – засушливые полупустыни и пустыни.
  • На средиземноморском побережье Марокко климат мягкий, субтропический, какой при движении на юг становится все более континентальным. В Атласских горах климат мощно зависит от высоты над уровнем моря. Процент водной поверхности 0,056. С 1960-х гг. в краю создается обширная сеть водохранилищ.
  • С населением ≈35 000 000 человек Марокко является четвертым по численности народонаселения арабоязычным государством мира. Около 60% населения составляют арабы, ≈40% – берберы.
  • Официальные стили – арабский и берберский. Французский не имеет статуса государственного языка, но по факту размашисто используется.
  • Ислам – государственная религия Марокко. 98,7% марокканцев – мусульмане-сунниты. 
  • Конфигурация правления – конституционная монархия.
  • Столица – Рабат (≈1 630 000 человек).
  • Марокко на 57-м (2016 г.) пункте в мире по ВВП.
  • Часовой пояс МСК-3

Общая протяженность маршрута

Касабланка – Марракеш – пустыня Сахара – Фум Згид – Уарзазат – Марракеш

27 августа 2017 г. с конвейера московского завода Renault сошел 350 000-ый Duster, организованный в нашей стране. Россия для этого вседорожника, который выпускают также в Румынии (под маркой Dacia), Бразилии, Колумбии и Индии, – крупнейший базар в мире

Российский хит

Если верить статистике, первые 40 Duster, чью сборку освоил столичный завод Renault, зарегистрировали в России в декабре 2011-го. Покупатель моментально оценил функционал и убойное для конкурентов соотношение цена/качество новинки. Немало чем тысячекратный взрыв продаж за год вознес «ромбоносца» в Топ3 российского сегмента вседорожников/кроссоверов, но лишь затем, чтобы в 2013-м Duster завладел его венцом. Достигнутый тогда результат в 83 702 проданных автомобиля имеет все шансы обратиться в вечный классовый рекорд! Обвал российского рынка не сверг вседорожник Renault, в том же 2015-м минувший серьезный апгрейд, с высшей ступени пьедестала, и эпоха Duster-абсолютизма продолжилась до 2017-го, когда на Франкфуртском автосалоне под маркой Dacia дебютировал сменщик нашего бестселлера. Впрочем, русификация Duster II займет не немного года, а значит, пришедшийся ко двору родоначальник семейства еще заметно нарастит собственный российский тираж, который уже перевалил за треть миллиона экземпляров.

Бинго! Шестая попытка очутилась успешной. До этого четырежды с воздуха и один раз с земли я пытался разглядеть нордовый Геркулесов столб, но он всегда скрывался за пеленой облаков и дождя. И вот наконец с борта Boeing-737 Марокканских королевских авиалиний (RAM) видаю легендарную Скалу во всей красе. Добрый знак. Но до чего узок пролив Гибралтар с вышины 6000 м! Поневоле поверишь древнегреческому историку Диодору Сицилийскому, ратифицировавшему, будто Геракл сузил уже имевшийся канал, чтобы преградить океанским чудовищам линия в Средиземное море. При всей незначительности ширины водного рубежа между Европой и Африкой глаз подмечает, что грунт континента к югу от пролива буквально выжжена солнцем. И в аэропорту «Casablanca-Anfa» нашу команду ожидал исключительно теплый прием. «Пройдите, пожалуйста, на паспортный контроль в VIP-сектор», – сотрудники RAM не позволили нам томиться в долгой общей очереди.

В Duster есть то, что почти ушло из современных автомашин, – честность

Восток, известно, какое дело, но с чего вдруг такие почести? Ларчик отворился просто. На передних дверях экспедиционных Duster с московскими номерами красовались стикеры «60 Years Royal Air Maroc». Оказывается, национальный авиаперевозчик №1, отметивший в июне 2017 г. юбилей, разрешил подставить нам плечо. Принимая такое решение, Абдельхамид Адду, президент RAM, едва-едва ли рассуждал, как один из ключевых персонажей знаменитого фильма «Касабланка» (1942) капитан полиции Луи Рено: «У меня нет убеждений. Я склоняюсь туда, куда задувают ветра», ведь в марокканской автомобильной табели о рангах Renault давным-давно и прочно занимает первое место. В середине 2017-го доля «ромбоносцев» и их сателлита, марки Dacia, на национальном базаре новых авто превысила 40%! Наш караван оказался в весьма комфортном окружении, тем немало что импортируемые в королевство Duster встречались столь же часто, как и Logan, Sandero, Lodgy здешнего производства. Да, со времени моего предыдущего приезда в Марокко 16 лет назад легковой автопарк края обновился радикально! И к этим переменам в прямом смысле приложили длани сами марокканцы. Пущенный в феврале 2012 г. завод Renault-Nissan в Танжере, крупнейшее автосборочное предприятие Африки, уже выпустил немало миллиона легковушек. Перешедший под контроль Renault в 2005-м завод Somaca в Касабланке за 12 лет добавил еще полмиллиона. С такими объемами производства Марокко вполне отчетливо обнаружилось на карте индустриального мира. Так, предприятие в Танжере поставляет продукцию немало чем в 70 стран (основные направления экспорта – Франция, Турция, Испания), вводя Россию, где в декабре 2017 г. стартовали продажи многофункционального «каблучка» Renault Dokker.

Путевая сеть Марокко сегодня и 16 лет назад – тоже небо и земля. Протяженность автострад в краю, измерявшаяся на рубеже веков 400 км, выросла почти в пять раз, и королевство по этому показателю вышло на второе пункт в Африке после ЮАР. В Марокко модернизировали и десятки тысяч километров провинциальных шоссе. В Атласских горах мы нередко видали, как расширяют проблемные участки, а на окружающих склонах ведут работы по снижению угрозы камнепадов. Это случится запоздалее, а начальный этап экспедиции от Касабланки до Марракеша прошел по платной автостраде А3, связавшей норд и юг Марокко. На гладком асфальте трассы единственный спецкомпонент, покрышки BFGoodrich All-Тerrain T/A KO2, с какими Duster обрел вид заправского бродяги, оказались на удивление малошумными, несмотря на захватнический рисунок протектора. Устойчивость на скоростной прямой тоже не пострадала. Втопить бы от дави! Однако организаторы экспедиции предупредили: «Марокканские «гаишники» – вящие доки по части засад». Негласный допустимый лимит превышения скорости итого + 7 км/ч. Минимальный штраф – примерно $15 в пересчете с местных дирхамов. Может, пополним казну королевства в иной раз? Так что включаю круиз-контроль, заодно отмечая, насколько просто им управлять клавишами на руле, и как грамотно избран шаг (2 км/ч) регулировки скорости: к разрешенному пределу подходишь максимально вблизи без риска на спуске по инерции пересечь запретную черту. Словом, целый релакс на 126 км/ч и почти пустынной вечером трассе.

Но что это?! В сгустившейся тьме три попутных полосы автострады неспешно пересекла фигура в тюрбане и длиннополом халате и, представляется, не встречая сопротивления, «перетекла» через мощный разделительный барьер. После почти бессонной «укороченной» ночи перед отлетом мерещится призрак странствующего дервиша? Даже если так, то вполне физические марокканцы тоже живут по принципу «Иншалла» (на все воля Аллаха, араб.), но при этом у них, вылито, глаза и на затылке. Если на обочине дороги вы видите человека, глядящего в противоположное движению транспорта направление, значит это местный. На узеньких улицах исторической доли городов, медины, вообще творится такое, от чего даже нас, вроде бы привычных к безумному столичному трафику, в жар пробрал озноб. И однако марокканцы в этом броуновском движении автомашин, скутеров, повозок и пешеходов чувствуют себя совершенно спокойно. Да, тут по-иному воспринимаешь слова гремевшей в 80-е по Союзу песни «Марракеш» группы «Goombay Dance Band»: «Марракеш, где все проблемы, вся толкотня и война пройдут мимо». Под эту бодрящую композицию, записанную на флэшку с множеством аудиофайлов, какие мультимедиа Duster рассортировала на раз, наш экипаж и выбрался из «апельсинового» в лучах утреннего солнца Марракеша. Курс – на хребты Атласа.

В 1967 и 1968 гг. победителями «Rallye du Maroc» становились гонщики на Renault R8 Gordini. Компактный седан с задним благосклонностью 4-цилиндрового 110-сильного двигателя и дисковыми тормозами по кругу был тогда натуральнее бомбой!

Африканская Мекка автоспорта

Статус протектората (1912-1956) Франции помог Марокко с ходу приобщиться к истории автоспорта. Первоначальный национальный рекорд, установленный в 1912 г., на счету компании Panhard & Levassor, чья модель победила примерно сотню километров от Рабата до Касабланки за 5 часов. Годом запоздалее был создан Автомобильный клуб Марокко, рьяно взявшийся за дело. В июне 1914 г., незадолго до основы Первой мировой, успели провести соревнования «Circuit du Maroc», предтеча позднейших ралли-марафонов. В 1925-м состязания возобновились, а с 1929 г. получили сделавшееся знаменитым название «Rallye du Maroc». Всего до 1988 г. проведено 25 таких ралли-марафонов.

Ирония судьбины. Самый знаменитый фильм с «марокканским» сюжетом, трижды оскароносная «Casablanca», снималась в павильонах Голливуда. В 1942-м шла Вторая всемирная, и Марокко, где в ноябре этого года союзники провели десантную операцию «Torch», было не самым покойным местом на планете

Модели Renault первенствовали в них трижды (1949/1967/1968), а еще две победы (1973/1974) на счету филиала «ромбоносцев», компании Alpine. «Rallye du Maroc» в 1971 и 1972 гг. получило статус этапа Интернационального чемпионата марок, а в 1973, 1975 и 1976 гг. – Чемпионата мира по ралли. В 1980-е не объехал сторонкой Марокко и легендарный «Дакар». В 1982-1998 гг. страна на северо-западе Африки являлась также манежем проведения «Rallye de l’Atlas», а с 2000-го здесь проходит ралли-рейд «Rallye Maroc». «Кольцевая» история Марокко столь же состоятельна. В июне 1924 г. на городской трассе «Anfa» (вершина, бербер.) в Касабланке состоялся первоначальный международный Гран-При. Победителем стал Марсель Легу, показавший на своем Bugatti посредственную скорость 90 км/ч. По 1934 г. провели еще восемь «Grand Prix de Casablanca». В 1954-м кольцевые гонки вернулись в Марокко, но на линию в Агадире, а в 1957-м на реконструированной городской трассе «Ain-Diab» в Касабланке прошел внезачетный этап чемпионата вселенной Формулы 1, выигранный Жаном Бера (Maserati). Наконец, там же 19 октября 1958-го в наличье более 100 000 зрителей провели финальную, решающую гонку сезона F1. Стирлинг Мосс (Vanwall) лидировал со старта до финиша и ввёл рекорд круга, но первым британским чемпионом мира F1 стал Майк Хоторн (Ferrari), пришагавший вторым. Кроме того, в 1952/1953 гг. на трассе «Ain-Diab» провели два кольцевых 12-часовых марафона. Наконец, в 2009-м в Марракеше прошел один-единственный африканский этап Чемпионата мира FIA WTCC.

Американец Фил Хилл еще опережает Майка Хоторна, своего товарища по Scuderia Ferrari. Но финишируют Ferrari 246 под номерами «4» и «6» в возвратном порядке, что и позволит Хоторну в битве за чемпионский титул обойти Стирлинга Мосса, победителя Grand Prix de Casablanca’1958

Лишь почему встречные жестами о чем-то нам сигнализируют? Видят российские номера экспедиционных Duster и желают поболтать о предстоящем Чемпионате мира по футболу, куда сборная Марокко прорвалась, выиграв решающий матч у команды Кот д’Ивуара? Да нет, нас просто призывают выключить «ближний». Тут не Европа. Здесь Африка, друг! Причем та ее часть, где пока не отыщи нефть, а потому транжирить деньги тут не комильфо. И если бензин один-единственной разновидности «sans plomb» (без примесей свинца, фр.) стоит примерно евро за литр vs доллара за «gasoil», то большинство выбирает дизтопливо. Получается, мы в марокканском тренде, ведь под капотами наших «ромбоносцев» отличные 109-сильные 1,5-литровые dCi! Ну, а покрышки BFGoodrich All-Тerrain T/A KO2 – они и в Африке BFGoodrich All-Тerrain T/A KO2. Довернуть корму под сброс газа в шпильках серпантинов? Легковесно! Выдержать каменный триал на перевалах Атласских гор? Для гарантии поднимаем давление до 2,2 бар vs предписанных 2,0 и притапливаем даже на топорной скальной терке. Ни одного пробитого колеса в караване – это результат! «Базовая» металлическая защита картера dCi плюс такие же опционные щиты радиатора, топливного бака, топливопроводов и редуктора трансмиссии 4х4 наших Duster тоже добавляли уверенности в горах, в какие в ходе давних разборок Персей превратил Атласа (он же Атлант), показав тому башку убиенной горгоны Медузы, чей взгляд сохранил каменеющий эффект. За что, спрашивается? Стоял Атлас, брат небезызвестного Прометея, на западном кромке земной тверди и делал-таки полезное дело – подпирал небесный свод. А сейчас он с миллиардами звезд обрушился на нас в «предбаннике» Сахары. Красота!

Утром отряд из восьми Duster выдвигается по курсу к эргу (песчаное море, араб.) Шигага. Уверенно бороздить высоченные дюны – особая наука, и дается она непросто, даже если давление в покрышках стравлено до 0,8 бар. Утерял ориентировку и инерцию движения – утоп. Хорошо еще, проушины для троса не где-то под днищем, а на облику. «Буксир» вытянул – проверь крепления заднего бампера, который при зарывании в песок превращается в экскаваторный ковш. Отколовшись от колонны, гнать наугад не резон: где-то рядом спорная приграничная пояс с Алжиром, нашпигованная минами… Но мы – команда, да и Duster – аппарат не промах. На подъеме его турбодизель с тягой 240 Нм итого при 1750 об/мин не надо просить о спасительном ускорении дважды. Надо упрашивать вовремя, хорошо представляя, как нашинкованы передачи МКП6. Кстати, пора вернуть в виток первую ступень, прохлаждавшуюся даже на горных перевалах. При отключенной системе стабилизации этот субститут «понижайки» в сочетании с зубастыми покрышками творит чудеса! Трансмиссия 4х4 – тоже. За бортом +37º С, но заблокированная межосевая муфта за несколько часов войны с Сахарой на нашем Duster ни разу не перегрелась. И кто скажет, что ошибаются те немало чем 90% российских покупателей вседорожника Renault, которые выбирают его полноприводную версию? А неужели не чудо, что на дюнном спецучастке расход дизтоплива вырос всего до 7,9 л/100 км vs ≈7,0 л/100 км на автостраде? У встретвшихся нам (это не марево!) «дакаровских» грузовиков команды «КАМАЗ-мастер» на песке расход удваивается, достигая 200 л/100 км, и тут без бака на тонну топлива никуда. У наших Duster 1.5 dCi итого лишь 50-литровый «бачок», но понятно, откуда легенды о его растяжимости.

А затем был марш-бросок к городу Фум Згид сквозь ровное, как ВПП, дно высохшего озера и неожиданно сменившее его изрезанное канавами плато. Где-то в этих кромках в 1973 г. вместе с машинами разбились мечты множества пилотов о победе на 16-м «Rallye du Maroc», пятом этапе первого Чемпионата вселенной по ралли… В отличие от гонщиков мы могли позволить себе остановку, попросту чтобы полюбоваться окружающим ландшафтом в фантастическом закатном свете. Лишь ради него стоило приехать в Эль-Магриб-эль-Акса. Дальний запад – так еще арабы именуют Марокко. И кстати, здесь пачками снимают вестерны. Звучит команда «По коням!», в резоне «По машинам!». До выезда на асфальт еще десятки километров зубодробительной стиральной доски грейдера. Скорость под «сотню». Тут весьма кстати плотное усилие на «баранке», создаваемое электрогидравлическим бустером, желая руль Duster все же очень чувствителен к происходящему под колесами. Что есть, то кушать. Но когда с рассветом мы из Фум Згида по трассе несемся в Марракеш, автомобиль пять держит дорогу, ни скрипами, ни дребезжанием не жалуясь на нелегкую судьбу странника. Хотел бы я посмотреть на конкурентов «ромбоносца» после такого маршрута! В любом случае, перед отлетом, поднимая, наверное, сотый за четыре экспедиционных дня стакан пенного марокканского мятного чая, я не удержусь от здравицы за Duster…

Та самая заправка, где завязался сюжет фильма «У холмов кушать глаза»

Дублер Голливуда

Заправка в ретростиле на пустынном шоссе на поверку очутилась декорацией к голливудскому ужастику 2006 г. «У холмов есть глаза». Ведай я сюжет этой ленты, поинтересовался бы у марокканца, «куратора объекта», невозможно ли срезать дорогу через пустыню Нью-Мексико, где когда-то проводились ядерные испытания, а сейчас, как выяснится, населенную мутантами-каннибалами. Вот планшет-всезнайка в нашем Duster, похоже, был в курсе сценария полотна и слишком близко к своему электронному сердцу принял ее слоган «Блажен тот, кто умрет первым». Через километр от заправки-муляжа и прямо у развилки путей сдохла функция навигатора! Правда, потом одумалась и воскресла. Как в кино! Впрочем, ничего изумительного. Седьмое искусство, едва появившись на свет, облюбовало Марокко. Сообщают, еще в 1897 г. операторы братьев Люмьер сняли в североафриканской стране сюжет под наименованием «Марокканский пастух». Но даже если это лишь легенда, все остальное незапятнанная правда. И какая! Марокко в качестве съемочной площадки использовали такие предания кинематографа как Альфред Хичкок, Анри Верней, Бернардо Бертолуччи, Клод Лелуш, Мартин Скорсезе, Орсон Уэллс, Пьер Паоло Пазолини, Ридли Скотт, Франко Дзеффирелли… В сброшенных в Марокко фильмах блистали звезды первой величины, от Гэри Купера, Жана Габена и Марлен Дитрих до Жерара Депардье, Дэниела Крэйга и Моники Беллуччи. А каких лишь стран не изображало Марокко кроме самого себя! И Египет, и юг Штатов, и даже Тибет. Перевоплощения позволяют потрясающие красивость и разнообразие рельефа, а близость к Европе, отличная погода круглый год и дешевизна съемочного процесса решительно превращают Марокко в кинематографический рай. Местная фабрика грез – город Уарзазат на юго-западе края. Здесь расположены студии «CLA» и «Atlas», крупнейшая в Африке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика