Итоги года: Что купили россияне в 2018 году

17 Января 2019, 13:07

Крупными мазками

Впервые с рекордного 2012-го, когда в России было реализовано почти 3 млн. новых легковушек/LCV, рынок рос непрерывно весь год. И это в условиях фактического свертывания программ господдержки, увеличения акцизов на модели с двигателями от 200 л.с., а с 1 апреля еще и утилизационного сбора, причем особенно сентиментального (+90%) в самой массовой категории авто с двигателями рабочего объема от 1 до 2 л! В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная стоимость нового автомобиля выросла еще на 7%, достигнув ≈1,43 млн. руб. Всего же за четыре с половиной года с момента острого ослабления рубля средневзвешенная цена подскочила на 60%!

Что же толкало рынок вверх в 2018-м? Во-первых, относительная стабильность рублевки, а во-вторых, напор большого числа «пяти-»/»шестилеток», приобретенных еще в тучные годы и требующих замены. Кроме того, эффект от острого повышения утильсбора оказался не столь разрушительным, как многие опасались: компенсирующие госсубсидии локальным производителям, на часть которых пришлось порядка 80% продаж, позволили удержать цены на многие модели на приемлемом степени. Тем не менее в условиях продолжающегося снижения покупательской способности средств на прямую покупку нового автомобиля повсеместно (кроме столицы и Московской районы) не хватало, что привело к росту кредитных продаж примерно до 50%, причем в некоторых регионах этот показатель был куда рослее. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в Пермском крае, входящем в региональный Топ-30 по емкости рынка, объем кредитных торговель за три квартала 2018 г. составил 73,4%.

Но и заемные средства после отмены льготного автокредитования дорожали в течение года, а дальнее от оптимального общее состояние российской экономики заставляло потенциальных покупателей придерживать средства на «черный день». В итоге, ежемесячный рост базара, измерявшийся в первом полугодии двухзначными цифрами, с сентября ужался до однозначных значений (кроме ноябрьских +10,1%). Даже потенциально взрывной декабрь показал надбавку лишь в 5,6%. Едва ли все это можно списать лишь на рост базы отсчета за аналогичный период 2017 г.

На степени сегментов

Ситуация двигалась по накатанной колее. Восстановление рынка в наибольшей степени обеспечивал массовый сегмент, с приметным отставанием от которого двигался премиальный, на долю которого пришлось около 9% против 10% в лучшие годы. Кроссоверы и SUV, захватившие немало 40% рынка, по-прежнему оттягивали покупателей из «классических» сегментов, причем особенно преуспел в этом сегмент «малогабаритных» вседорожников, вытянувшийся за год без малого на треть.

1. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок


Сегменты базара в 2018 г.* vs результатов 2017 г.

1 2 3 4
Компакт-SUV 438 644 +19,2 27,0 +1,2
Малый средний класс 384 231 +3,5 23,6 -2,3
Малый класс 314 350 +15,7 19,3 +0,3
Средне-/полноразмерные SUV 139 243 +19,8 8,6 +0,4
Посредственный и бизнесс-класс 124 034 +19,2 7,6 +0,3
Малые SUV 96 528 +29,4 5,9 +0,7
Представительский класс 4 774 +7,7 0,3 0,0
Прочие 18 161 -5,9 1,1 -0,2
Легкие коммерческие (без учета пикапов) 105 386 +6,0 6,5 -0,5

*По данным за 11 месяцев 2018 г.
1. Объемы торговель в 2018 г.
2. Динамика продаж (%) относительно 2017 г.
3. Доля рынка (%) в 2018 г.
4. Динамика части рынка (%) относительно 2017 г.


На уровне марок

Стабильность и еще раз стабильность. Среди «варягов» некому кинуть вызов партнерам-лидерам из Кореи, располагающим обширной модельной линейкой с несколькими бестселлерами и мощной локальной сборочной базой. Причем KIA упрочила свое поза бренда №1 среди «понаехавших», вдвое превзойдя средний показатель прироста продаж и увеличив за год свою часть рынка до 12,6% (+1,2%).

Впрочем, нет правил без исключений. Skoda усилиями всей линейки моделей и при большом вкладе вседорожника Kodiaq, набравшего ход после получения производственной прописки в Нательном Новгороде и расширения гаммы версий, выдала впечатляющий рост в 31% и в марочном Топ-10 потеснила Nissan. Но подлинно реактивное ускорение (+87%) выдала Mitsubishi, за год переместившаяся с 14-го места на 9-е благодаря «ударнику» Outlander (54% от торговель марки) калужской сборки, которому существенную поддержку оказало и трио других вседорожников марки, Pajero Sport, ASX, Eclipse Cross. Стоит отметить и BMW, какая в 2018-м за счет значимых новинок и активной маркетинговой политики сократила отставание от принципиального соперника, Mercedes-Benz, с без небольшого неприличных 6790 проданных автомобилей по итогам 2017 г. до 2169. Ушедший год в свой актив, безусловно, могут замести Subaru и Suzuki. Не располагая обширной модельной линейкой, дуэт компаний, представляющих Страну восходящего солнца, тем не немного показал завидную динамику продаж вопреки усложнившимся для чистых импортеров условиям ведения бизнеса. Вот что значит продуманная маркетинговая политика и верность поклонников марки!

Напротив, для «бюджетных» Datsun и Ravon 2018-й окрашен в темные тона. Локализованный, с глубокими «вазовскими» корнями проект Datsun открыто идет ко дну: моральное старение двухзвенной линейки тем очевиднее, чем ярче становится обновленная собственно тольяттинская гамма, а переплачивать за иноземный шильдик сегодня мало кто готов. Уверенный взлет Ravon, отмечавшийся в 2017 г, в 2018-м наряду с увеличением утильсбора застопорили управленческие проблемы, приведшие к отставке топ-менеджеров завода в Узбекистане. Как итог, прекращение с мая поставок на российский базар и неясность дальнейших перспектив.

В premium-сегменте число отстающих за год заметно сократилось, а их проблемы, по мнению Сергея Целикова, генерального директора аналитического агентства «Автостат», связаны не с качеством продукта, а ставкой на получение максимальной барыши с каждого проданного автомобиля, что в условиях ограниченности рынка сказывается на объемах продаж.

2018-й, несмотря на отдельные успехи, не сделался годом прорыва и для китайских компаний, остающихся в подавляющем большинстве лишь участниками массовки.


Табель о рангах 2018¹

Марка/пункт в рейтинге 2018 (2017) гг. Число продаж (шт.) Динамика продаж vs 2017 (%)
1. Kia (1) 227 584 +25%
2. Hyundai (2) 178 269 +13%
3. Renault (3) 137 062² +0,3%
4. Toyota (4) 108 492² +15%
5. VW (5) 108 426³ +18%
6. Skoda (7) 81 459 +31%
7. Nissan (6) 80 925² +6%
8. Ford (8) 53 234² +6%
9. Mitsubishi (14) 45 391 +87%
10. Mercedes-Benz (9) 37 788 +3%
11. BMW (11) 35 619 +19%
12. Mazda (12) 31 683 +22%
13. Chevrolet (10) 30 0214 -6%
14. Lexus (15) 24 312 +3%
15. Datsun (13) 20 559 -16%
16. Audi (17) 16 216 -4%
17. Lifan (16) 15 097 -11%
18. Land Rover (19) 9 840 +11%
19. Subaru (21) 8 032 +32%
20. Volvo (20) 7 772 +11%
21. Suzuki (23) 6 016 +20%
22. Chery (22) 5 611 -5%
23. Peugeot (25) 5 514² +12%
24. Ravon (18) 5 184 -53%
25. Porsche (26) 5 118 +12%
26. Honda (28) 5 113 +110%
27. Infiniti (24) 4 654 -6%
28. Citroen (27) 3 710² -15%
29. Geely (30) 3 352 +50%
30. Haval (32) 3 213 +70%
31. Zotye (37) 3 175 +192%
32. Jaguar (31) 2 537 +17%
33. MINI (33) 2 330 +47%
34. Genesis (38) 1 831 +78%
35. Jeep (36) 1 773 +39%
36. Changan (34) 1 510 +7%
37. DFM (40) 1 445 +58%
38. FAW (41) 1 417 +156%
39. Cadillac (35) 1 176 -14%
40. FIAT (29) 1 135² -51%
41. Isuzu (45) 809² +10%
42. smart (39) 689 -26
43. Foton (42) 362² -32%
44. Brilliance (43) 171 -22%
45. HTM (46) 144 +45%
46. SsangYong (44) 142 +15%
47. Chrysler (47) 74 +722%

Итого:

1 325 9865

+13,2%

1. Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ)
2. С учетом легких коммерческих моделей
3. С учетом Amarok (785) и Caddy (1585)
4. C учетом ChevyNiva (29 235)
5. Без учета линии «малотиражных» марок


На уровне бестселлеров

Картина привычная. И не очень. Rio, ограниченный возможностями полностью загруженного завода в Санкт-Петербурге, уступил лидерство в безотносительном зачете набравшим обороты Lada Vesta (108 364) и обновленной Granta (106 325), но по-прежнему вне досягаемости среди «варягов». Hyundai на том же заводе сместил ударения в пользу более доходной Creta, и кроссовер провел рокировку с Solaris. Rapid, оправдывая свое наименование, за год поднялся на целых четыре ступени вверх благодаря фирменной функциональности. Уверенно вернулась в Топ-10 «варяжских» бестселлеров российского базара Camry. Опасения относительно реакции покупателя на выполненную в совершенно новом ключе модель Toyota, пережившую в 2018-м смену поколений, очутились напрасными. Прорыв в число самых популярных моделей нового Tiguan не назовешь случайным. Кроссовер VW калужской сборки сделался отдушиной для тех, кто в более благополучные времена нацеливался на модели premium-сегмента, а сегодня не хочет от него отдаляться. Апгрейд, сопровождавшийся появлением версий с новоиспеченными силовыми агрегатами, взбодрил Sportage, позволив кроссоверу KIA «выдать концовочку» года и вернуться в Топ-10. А у его порога как никогда узко. В диапазон всего в 1 517 проданных автомобилей, разделивших замыкающий десятку Renault Sandero и Kaptur, уместились также Toyota RAV4 и еще одинешенек «ромбоносец», Logan.


Kia Rio

Горячая «варяжская» десятка российского рынка

2017 2018
Kia Rio 96 689 Kia Rio 100 148
Hyundai Solaris 68 614 Hyundai Creta 67 588
Hyundai Creta 55 305 Hyundai Solaris 65 581
VW Polo 48 595 VW Polo 59 450
Renault Duster 43 828 Renault Duster 41 409
Toyota RAV4 32 931 Skoda Rapid 35 089
Renault Kaptur 30 966 Toyota Camry 33 700
Renault Logan 30 640 VW Tiguan 33 530
Renault Sandero 30 210 Kia Sportage 32 667
Skoda Rapid 29 445 Renault Sandero 31 559

Россия на поле Европы и мира

В 2018-м российский рынок рос в Европе самыми быстрыми среди грандов темпами, но остался на пятой позиции: чересчур глубоким было падение в 2015-2016 гг. Западноевропейский рынок, ситуацию на котором усложняют постоянно меняющиеся правила (в частности омологации), затормозился на оценке примерно в 11 млн. новых легковых автомобилей/SUV. Рынок США в прошлом, позапрошлом году, похоже, тоже прошел пик и сейчас, по суждению экспертов, в лучшем случае будет держаться на уже достигнутом уровне. В Китае вероятно сокращение продаж. «Глобальный авторынок вряд ли вытянется в 2019 г., велики шансы стагнации, но Россия относится к небольшому числу стран, где есть потенциал роста,» – отметил на каждогодней пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в России, президент компании Mazda Россия.


Ведущие базары Европы’2018

  • Западноевропейские рынки не росли
  • Российский рынок вырос, но остается на 5-ом месте

Туманный 2019-й

Решение штаб-квартиры Ford пересмотреть подходы к ведению бизнеса в Европе, уже длительное пора приносящего многомиллионные убытки, способно серьезно повлиять на работу компании и в России. Если, как ожидается, во втором квартале последуют радикальные меры, это повергнет к встряске нашего рынка и борьбе за наследство марки «Голубого овала». Впрочем, ясности в этом проблеме пока нет. И не только в этом.

Слово Йоргу Шрайберу: «Двузначный рост российского рынка маловероятен. Немало вопросов, ответов на которые мы не знаем. Как отразится на рынке повышение НДС? В чем конкретно заключается государственная политика по касательству к автомобильному сектору? Есть вопрос возможного ужесточения санкций в отношении России в феврале. В прошлом подобные меры сказывались на валютном курсе. Не факт, что так будет и сейчас, но это увеличивает неопределенность, а любой бизнес предпочитает ясность. Соответственно ожидаем сложное начало года, тем немало что, зная о планах правительства о повышении НДС с 1 января 2019 г., часть покупателей поспешила перенести приобретение автомашины на завершившийся год. Из-за высоких показателей продаж в аналогичный период 2018 г., возможно, увидим и снижение базара в процентном соотношении. Больше шансов на восстановление роста во втором полугодии, поскольку мы надеемся, что самочувствие потребителя довольно, для того чтобы уравновесить существующие неопределенности. При отсутствии резких изменений негативного характера мы прогнозируем в цельном за год рост рынка на 3,6%, что означает замедление его восстановления.


В 2019 г. не вижу революционных изменений в плане сегментации базара, хотя логично ожидать дальнейшего роста доли SUV, которая в России уже выше, чем в других странах Европы. И удобопонятно почему. Не удивлюсь, если в ближайшие два-три года доля этого сегмента достигнет 50% за счет сокращения прочих.



Цены вырастут в связи с инфляцией, повышением НДС. Если будет стабилен курс рубля к доллару и евро, то динамика цен очутится более мягкой. Но возможное появление новых налогов тоже отразится на уровне цен.»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика